Страницы из книги Юрия Борисовича Ярхова.
«В Проектном управлении я проработал около двух лет в должности Главного специалиста по технологии автомобильного производства, которое охватывало два завода: автоагрегатный и автосборочный, находящиеся в одном корпусе, плюс отдельно стоящие корпуса: автоматный, термический и гальванический.
Проектное управление было наделено правами государственного проектного института и предназначено для оперативной разработки проектной документации по заданиям заводов и более сложных - по заданию Министерства.
В структуре управления, так же как и в проектном институте, кроме технологических отделов, были отделы по специальным частям проекта (строительной, электрической, отопления и вентиляции и др.).
Руководство проектами осуществляли Главные специалисты и Главные инженеры проектов, смета затрат составлялась в сметном отделе.
Управление было укомплектовано грамотными специалистами - выпускниками строительных и других факультетов институтов, хорошо знающих правила проектирования и СНиП.
Рабочий день, в основном, продолжался с 8 до 17 часов, редко до 18, стабильно выходной день – воскресение.
Когда на КамАЗе с 1978 года ввели пятидневку, то выходным днем стала и суббота, что давало возможность больше уделять внимания семье и личным увлечениям, да и здоровье стало лучше.
Работа в Проектном управлении мне нравилась своей новизной, общением с новыми людьми - высокой культуры и нравственности.
В то же время связи с заводами я не утратил и решал их задачи на новом, проектном, уровне, в дальнейшем это пригодилось при преподавании в институте предмета «Проектирование машиностроительного производства».
Начальником Проектного управления в начале моей работы был А.В. Новиков, затем, после его отъезда в Москву, его сменил А.М. Марковский, Главным специалистом всего управления был К.Б. Талаловский.
И если Новиков был простой русский мужик без особых амбиций, но требовательный и грамотный руководитель, то последние были высокомерные, и не скажу, что очень квалифицированные специалисты, так, средней руки.
У Васильева было много руководителей польской или другой национальности, с фамилиями: Клепацкий, Марковский, Золотаревский, Скринский, Талаловский, Каминский, Сукацкий, Годзинский, т.е. все начальники инженерных управлений – мозг объединения.
Кто же по национальности был Л.Б. Васильев?
Думаю, что тоже из поляков.
Это были умные люди, но к одному из них я отношусь с большим уважением - М.Е. Сукацкому, и не потому, что в его управлении работала конструктором моя жена, а потому что он внимательно и объективно, без гонора и амбиций относился к замечаниям, высказанным представителями заводов при рассмотрении проектов.
Внизу на фотографии Сукацкий Михаил Евгеньевич – начльник УГК ОСО третий справа.Отдых в свободные летние дни тоже был активный.
С детства я рос на реке Кама, был приучен отцом к рыбалке, затем увлекся ею сам.
В первые годы нашей жизни в Наб. Челнах еще не тронутая человеком природа встретила нас хорошими уловами лещей и язей.
Рыбачил я с резиновой лодки на донные крючковые снасти с прикормом.
Нет, это не была запрещенная ловля на кольцо, а на кормушки собственной конструкции. Хлопотной и неприятной процедурой была процедура сбора опарышей на городской свалке, куда свозились мясные отходы.
Но что не сделаешь ради хорошей рыбалки, а эта наживка очень нравилась лещам и язям. В теплые летние ночи иногда приезжал на своей машине с двумя - тремя начальниками цехов после вечерней оперативки, варили уху из предыдущего улова, потом они спали, а я в два часа утра на лодке выезжал ловить рыбу.
До 6 часов утра в садке уже было 4-5 кг рыбы.
Дольше оставаться было нельзя, т.к. в 8 часов нужно было быть на работе.
Что ж утомительно, но весело и интересно.
В воскресные дни ездили на машине с друзьями нашей семьи Беловыми на Каму или на Ик.
Ловили рыбу, варили уху, кушали, пели песни и, отдохнувшие, возвращались на работу.
В летние месяцы детей часто отправляли к родителям в Сарапул, и мы с женой отдыхали от детей.
Беловы – Николай Тимофеевич и Антонина Николаевна были нашими лучшими друзьями в течение всей жизни на КамАЗе и Наб. Челнах.
Он работал Главным энергетиком на том же заводе, что и я, был опытный и грамотный специалист в своем деле, пользовался уважением подчиненных и руководства завода.
Она - завуч средней школы, энергичный, требовательный руководитель и учитель, как говорят, от Бога. …
Мы ходили друг к другу в гости по праздникам, дням рождения и просто без повода, ездили отдыхать на природу.
Несмотря на разницу в возрасте (они были старше меня с женой на 8 лет), были счастливы от совместного общения.
Правда, мои увлечения Николай Тимофеевич не разделял.
Он был плохим рыбаком, зимой не катался на лыжах, не бегал и не играл в волейбол.
Но это не мешало нашему общению, и мы были рады, что нашли друг друга.
Очень жаль, что он рано ушел из жизни из-за тяжелой и неизлечимой болезни.
Я в составе делегации завода проводил его в последний путь в г. Заволжье.
Антонина Николаевна ненамного пережила его».
.
Продолжение следует ….