USD

97,0530

EUR

105,2211

Казань

+4

Наб.Челны

+4

USD

97,0530

EUR

105,2211

Казань

+4

Наб.Челны

+4
Поделиться Vk

ПОКА Я ПОМНЮ, Я ЖИВУ. ЧАСТЬ 6.

25
0
0
0

Страницы из книги Юрия Борисовича Ярхова.

«Закончились торжества,  и начались напряженные трудовые будни уже по выполнению плана выпуска 5000 автомобилей до конца 1976 года.

А дел было много на всех заводах КамАЗа - окончание строительства, монтаж оборудования, сдача его в эксплуатацию.

Начались претензии к качеству автомобилей и отдельных его узлов.

Особенно это касалось двигателя, редуктора среднего и заднего моста, пневматической системы тормозов.

Внизу на фотографии конвейер сборки мостов Автомобильного завода.

Март 1976 года.

Борьба за качество шла параллельно с борьбой за количество.

К сожалению, многие дефекты упирались снова в недоработку конструкции, поэтому конструктора разрабатывали новые мероприятия, выпускали извещения на изменения в конструкции, но на реализацию этого требовалось время, а его как раз и не было.

Доставалось, как обычно, технологам, которые должны были по мановению «волшебной палочки»  найти выход из любого положения в короткие сроки.

А награды получали другие, но только не технологи.

Так, за выпуск первого автомобиля и пуск первой очереди завода ни один технолог не получил правительственной награды.

У нас ходила поговорка, что происходило награждение «непричастных и наказание невиновных».

Меня обильно награждали грамотами, занесли на  Доску почета Татарии, в Книгу Почета КамАЗа, дали знак Победитель в социалистическом соревновании, но до ордена или медали так и не дотянул.

А как у Василия Теркина, она была бы не лишней показаться в родном  городе.

Кстати, знак «Победитель в соцсоревновании» и медаль к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина оказались решающими в получении удостоверения Ветерана труда в 1999 году.

В этом же году я получил правительственную грамоту, но уже за успехи в подготовке молодых специалистов.

После пуска Главного конвейера приезжало много делегаций, в т.ч. иностранных, я, по поручению директора,  обычно  их сопровождал.

Не забуду, как мы с президентом фирмы Форд мистером Джоном Фордом ходили по заводу, Главному конвейеру, посидели в кабине КамАЗа.

Все увиденное и услышанное произвело на него огромное впечатление, особенно сроки, за которые все это было создано.

Он выражал свое восхищение словами «очень хорошо, фантастика»,  конечно,  на английском языке, но я хорошо его понимал и  отвечал тоже на английском.

Вот так оценил нашу победу специалист знаменитой американской фирмы.

Некоторые специалисты получили повышение в должности, а некоторые, получив награды, уехали с КамАЗа.

Так, наш первый директор В.Я. Ивженко уехал в родной Кременчуг, где у него осталась семья.

Мне было жалко с ним расставаться,  хотя он был чрезмерным «паникером», но дело знал, умел подбирать кадры, хорошо относился ко мне.

Много лет спустя, мы с ним встретились в Москве,  как старые друзья, и много говорили о прошлом, вспоминали бывших работников завода, а я ему подарил свое первое учебное пособие «Сборка машин и механизмов».

Внизу на фотографии четвертый слева сидит Ивженко Владимир Яковлевич - директор Автомобильного завода (1973-1977).

В июне 1976 года  меня неожиданно направили в заграничную командировку в Чехословакию на приемку оборудования для изготовления тентов автомобилей.

Съездить за границу хотелось давно, посмотреть «какая жизнь у них», к тому же появлялся дополнительный доход, особенно при работе в капиталистических странах, из которых наши специалисты возвращались с машинами.

Но все не получалось.

По стечению обстоятельств,  новый и.о. директора завода Рудольф Дмитриевич Кукунчиков отпустил,  и  я подписал сам командировку у зам. Министра, купил авиабилет до Праги по имеющемуся уже загранпаспорту, вызов и виза уже были.

В Челны я уже не возвратился, в тот же день улетел в Прагу, т.е. на все оформление ушел один день, включая  приезд в Москву и отъезд из нее.

Итак, я прилетел в Прагу 5 июня 1976 года.

В аэропорту меня встретил представитель Торгпредства Ю.Н. Антонов, он же  привез меня в наш арендуемый у чехов дом - очень хороший коттедж.

В нем останавливались все командированные специалисты КамАЗа, здесь был островок нашей Родины.

Несколько дней ушло на адаптацию к новому месту, первые поездки по Праге, изучение языка, инструктаж по специфике работы с чехами и состоянию готовности оборудования.

Со многим  меня знакомил Саша Маришин, которого я заменял по инспекции и приемке.

Предприятие – изготовитель находилось на севере Чехословакии в небольшом городке Рыхнов, недалеко от более крупного города Яблонец над Нисою, знаменитого своей бижутерией.

С Сашей я приехал в этот город, где  он снимал комнату в двухкомнатной квартире девятиэтажного дома у одинокого чеха Яна Гамарика.

Хозяин и квартира  меня устраивали, и квартира  стала местом моего жительства на целых восемь месяцев.

Саша свозил меня на завод, познакомил с директором, некоторыми руководителями цехов, участков, проектантами автоматических линий и уехал.

Время было летних отпусков, которое у чехов соблюдалось строго, поэтому в цехах было мало народу. не чувствовалось напряжения в работе.

В отдельные дни мне просто было нечего делать, но я приходил на работу точно вовремя, чем удивлял чехов.

Время уходило на подробное изучение нового для меня оборудования, технологии его изготовления и технологии высокочастотной сварки материала тента.

Это пригодилось в дальнейшем для подготовки статьи в журнал и в учебное пособие.

Внизу Ярхов Ю.Б. в ЧССР на приёмке оборудования.

В свободное время я знакомился с городом и его окрестностями.

Яблонец  - очень красивый небольшой город, расположен в Изерских горах, имеет большой пруд, окруженный хвойным лесом.

Верный своей привычке вставать  рано, я делал пробежку вокруг пруда -  это около 6 км, зарядку, в теплое время купался, завтракал и к 9 часам на автобусе приезжал на завод.

А завод в летнее время работал с 6 утра, заканчивалась работа в 3 часа дня, и все дружно вместе с директором покидали предприятие.

Мне это казалось необычным, особенно при отставании в выполнении сроков контракта, за которые я должен был бороться.

Но здесь были другие правила, которые отличались от распорядка  наших предприятий, где мы могли работать круглые сутки, и, как я понял в дальнейшем, это было не всегда оправданно.

Чешские товарищи были очень приветливо и дружески настроены к нам, советским специалистам, считались с нашими замечаниями и требованиями.

Разговаривали всегда с улыбкой, перемешивая чешские и русские слова, хотя многие владели русским языком вполне удовлетворительно, особенно те, которые работали с нами.

Я отвечал таким же перемешиванием слов, но в дальнейшем, через 2-3 месяца  упорного изучения чешского языка,  я тоже вполне удовлетворительно говорил на чешском.

Конечно то, что это славяне, близкие к русскому народу, значительно облегчало изучение языка и традиций этого народа.

Со многими чешскими специалистами установились дружеские отношения.

Я был не просто инспектором – приемщиком, но и как технолог помогал в разработке технологии, монтаже и наладке линий, в переводе на русский язык -технической и сопроводительной документации.

Это вызывало уважение и благодарность чехов, которую они выражали в виде скромных презентов, а по завершению командировки неожиданно устроили прощальный концерт по заводскому радио в честь друга Ярхова.

Запомнилась встреча Нового 1977 года в банкетном зале посольства.

Был хорошо сервированный стол, музыка, танцы, собрались почти все работники посольства и торгпредства.

С приветствием и поздравлением приехал посол Н.И. Месяц, мы чувствовали себя на Родине.

Один раз в месяц инспекторы – приемщики приезжали в Прагу для отчета о проделанной работе руководителям торгпредства и получения указаний по дальнейшей работе.

Мы с радостью общались, соскучившись по своим землякам, летом до самозабвения играли в волейбол и даже один раз выиграли, можно сказать, в международной встрече с командой торговых представительств Праги.

Всем было очень весело, т.к. победила дружба.

Обменивались сувенирами, много разговаривали на разные темы.

Так же было хорошо и непринужденно на дне чехословацко - советской дружбы.

Да, были времена,  когда нас уважали,  и словосочетание «Советский Союз» было непререкаемо.

Вот прошло лето, затем осень.

Оборудование, на которое я был нацелен, отправлено на КамАЗ, и я тоже готовился возвращаться домой к семье,  по которой очень соскучился.

Но командировку продляют до приезда другого инспектора – приемщика на приемку  установок для высокочастотной  закалки  болтов на этом же заводе.

Наконец,  он приехал, я быстро ознакомил его с предприятием и стал готовиться к отъезду, на который получил разрешение  торгпредства  с положительным отзывом о моей работе.

Билет купил в отдельное купе поезда Прага – Москва, товарищи по работе загрузили мой багаж и благополучно меня проводили.

Приезд в Брест был радостным событием возвращения на Родину.

«Воздух Родины, он особенный, не надышишься им», я готов был целовать эту землю.

Пока стоял поезд на станции,   успел сходить посмотреть Брестскую крепость, представил события, которые здесь разворачивались в июне 41 года.

И вот, наконец, Москва!

Радостная встреча на Белорусском вокзале с женой, потом с московскими родственниками и со своими коллегами по заводу.

Быстро были завершены  формальности по закрытию командировки, получены последние командировочные деньги и вперед - в Наб. Челны,  снова в «бой».

Второй раз в Чехословакию я приехал в 1984 г. туристом.

Оставив группу, съездил из Праги на знакомый мне завод в г. Рыхнове.

Чешские товарищи встретили меня приветливо, я бы сказал, радостно, показали свою новую продукцию.

Директор быстро организовал  в своем кабинете сервированный стол:  пили кофе, говорили о планах и проблемах.

Основной проблемой было комплектование портфеля заказов:  прежде КамАЗ обеспечивал их работой  на несколько лет.

Я поблагодарил их за качество оборудования для ВЧ сварки обивок сидений, спального места, тентов, пожелал всем здоровья, успехов в труде.

Потом еще посидели на квартире у начальника цеха Шпелены,  и он вместе с начальником ОТК Новатным проводил меня на поезд, идущий в Прагу.

Сейчас я не могу понять,  зачем маленькую страну с   общими корнями, населением 15 млн. чел., площадью около 50 тыс. кв. км  делить на два государства – Чехию и Словакию?

Меня по знанию языка в общественных местах – в сауне, в магазинах, на улицах -  принимали за словака, и я не чувствовал вражды со стороны чехов к себе.

Амбициозные политики сегодня  не считаются с мнением простого народа, создают для него трудности трудового и социального характера, воспитывают ненависть к русским, к России».  

.    

Продолжение следует ….

0
0
25
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
С такими пессиместическими прогнозами надо уходить в отставку
Исполком прогнозирует сокращение населения Челнов на 3 тысячи человек к 2027 году
30.10.2024 17:02
Нужно оказывать сервисные услуги с высоким качеством и адекватной ценой и тогда потребители сами прибегут. А обязаловка к ничему хорошему не приведет.
"КАМАЗ" предложил внести в госпрограммы условие сервисных контрактов для пассажирской техники
30.10.2024 15:26
В окружных деревнях закончилась молодежь и в город никто не едет))))))
Исполком прогнозирует сокращение населения Челнов на 3 тысячи человек к 2027 году
30.10.2024 15:00
ЦИРК нам не нужен, особенно с животными!!!
Владимир Путин утвердил празднование 400-летия Челнов и 50-летия первого КАМАЗа
30.10.2024 14:55
Комментарии

0

Ваш комментарий
У плотины стартовал подъем плавкрана, затонувшего в сентябре
Сводка СВО: ВС РФ отработали на практике ядерный удар; Зеленский объяснит в суде, что там с выборами
Директор печного завода Руслан Мустафин вошел в горсовет Набережных Челнов
Сводка СВО: подразделения ВСУ в «котле» в Курской области утратили управление; в Грузии победила пророссийская партия
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть