Страницы из книги Юрия Борисовича Ярхова.
«Закончились торжества, и начались напряженные трудовые будни уже по выполнению плана выпуска 5000 автомобилей до конца 1976 года.
А дел было много на всех заводах КамАЗа - окончание строительства, монтаж оборудования, сдача его в эксплуатацию.
Начались претензии к качеству автомобилей и отдельных его узлов.
Особенно это касалось двигателя, редуктора среднего и заднего моста, пневматической системы тормозов.
Внизу на фотографии конвейер сборки мостов Автомобильного завода.
Март 1976 года.
Борьба за качество шла параллельно с борьбой за количество.
К сожалению, многие дефекты упирались снова в недоработку конструкции, поэтому конструктора разрабатывали новые мероприятия, выпускали извещения на изменения в конструкции, но на реализацию этого требовалось время, а его как раз и не было.
Доставалось, как обычно, технологам, которые должны были по мановению «волшебной палочки» найти выход из любого положения в короткие сроки.
А награды получали другие, но только не технологи.
Так, за выпуск первого автомобиля и пуск первой очереди завода ни один технолог не получил правительственной награды.
У нас ходила поговорка, что происходило награждение «непричастных и наказание невиновных».
Меня обильно награждали грамотами, занесли на Доску почета Татарии, в Книгу Почета КамАЗа, дали знак Победитель в социалистическом соревновании, но до ордена или медали так и не дотянул.
А как у Василия Теркина, она была бы не лишней показаться в родном городе.
Кстати, знак «Победитель в соцсоревновании» и медаль к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина оказались решающими в получении удостоверения Ветерана труда в 1999 году.
В этом же году я получил правительственную грамоту, но уже за успехи в подготовке молодых специалистов.
После пуска Главного конвейера приезжало много делегаций, в т.ч. иностранных, я, по поручению директора, обычно их сопровождал.
Не забуду, как мы с президентом фирмы Форд мистером Джоном Фордом ходили по заводу, Главному конвейеру, посидели в кабине КамАЗа.
Все увиденное и услышанное произвело на него огромное впечатление, особенно сроки, за которые все это было создано.
Он выражал свое восхищение словами «очень хорошо, фантастика», конечно, на английском языке, но я хорошо его понимал и отвечал тоже на английском.
Вот так оценил нашу победу специалист знаменитой американской фирмы.
Некоторые специалисты получили повышение в должности, а некоторые, получив награды, уехали с КамАЗа.
Так, наш первый директор В.Я. Ивженко уехал в родной Кременчуг, где у него осталась семья.
Мне было жалко с ним расставаться, хотя он был чрезмерным «паникером», но дело знал, умел подбирать кадры, хорошо относился ко мне.
Много лет спустя, мы с ним встретились в Москве, как старые друзья, и много говорили о прошлом, вспоминали бывших работников завода, а я ему подарил свое первое учебное пособие «Сборка машин и механизмов».
Внизу на фотографии четвертый слева сидит Ивженко Владимир Яковлевич - директор Автомобильного завода (1973-1977).В июне 1976 года меня неожиданно направили в заграничную командировку в Чехословакию на приемку оборудования для изготовления тентов автомобилей.
Съездить за границу хотелось давно, посмотреть «какая жизнь у них», к тому же появлялся дополнительный доход, особенно при работе в капиталистических странах, из которых наши специалисты возвращались с машинами.
Но все не получалось.
По стечению обстоятельств, новый и.о. директора завода Рудольф Дмитриевич Кукунчиков отпустил, и я подписал сам командировку у зам. Министра, купил авиабилет до Праги по имеющемуся уже загранпаспорту, вызов и виза уже были.
В Челны я уже не возвратился, в тот же день улетел в Прагу, т.е. на все оформление ушел один день, включая приезд в Москву и отъезд из нее.
Итак, я прилетел в Прагу 5 июня 1976 года.
В аэропорту меня встретил представитель Торгпредства Ю.Н. Антонов, он же привез меня в наш арендуемый у чехов дом - очень хороший коттедж.
В нем останавливались все командированные специалисты КамАЗа, здесь был островок нашей Родины.
Несколько дней ушло на адаптацию к новому месту, первые поездки по Праге, изучение языка, инструктаж по специфике работы с чехами и состоянию готовности оборудования.
Со многим меня знакомил Саша Маришин, которого я заменял по инспекции и приемке.
Предприятие – изготовитель находилось на севере Чехословакии в небольшом городке Рыхнов, недалеко от более крупного города Яблонец над Нисою, знаменитого своей бижутерией.
С Сашей я приехал в этот город, где он снимал комнату в двухкомнатной квартире девятиэтажного дома у одинокого чеха Яна Гамарика.
Хозяин и квартира меня устраивали, и квартира стала местом моего жительства на целых восемь месяцев.
Саша свозил меня на завод, познакомил с директором, некоторыми руководителями цехов, участков, проектантами автоматических линий и уехал.
Время было летних отпусков, которое у чехов соблюдалось строго, поэтому в цехах было мало народу. не чувствовалось напряжения в работе.
В отдельные дни мне просто было нечего делать, но я приходил на работу точно вовремя, чем удивлял чехов.
Время уходило на подробное изучение нового для меня оборудования, технологии его изготовления и технологии высокочастотной сварки материала тента.
Это пригодилось в дальнейшем для подготовки статьи в журнал и в учебное пособие.
Внизу Ярхов Ю.Б. в ЧССР на приёмке оборудования.
В свободное время я знакомился с городом и его окрестностями.
Яблонец - очень красивый небольшой город, расположен в Изерских горах, имеет большой пруд, окруженный хвойным лесом.
Верный своей привычке вставать рано, я делал пробежку вокруг пруда - это около 6 км, зарядку, в теплое время купался, завтракал и к 9 часам на автобусе приезжал на завод.
А завод в летнее время работал с 6 утра, заканчивалась работа в 3 часа дня, и все дружно вместе с директором покидали предприятие.
Мне это казалось необычным, особенно при отставании в выполнении сроков контракта, за которые я должен был бороться.
Но здесь были другие правила, которые отличались от распорядка наших предприятий, где мы могли работать круглые сутки, и, как я понял в дальнейшем, это было не всегда оправданно.
Чешские товарищи были очень приветливо и дружески настроены к нам, советским специалистам, считались с нашими замечаниями и требованиями.
Разговаривали всегда с улыбкой, перемешивая чешские и русские слова, хотя многие владели русским языком вполне удовлетворительно, особенно те, которые работали с нами.
Я отвечал таким же перемешиванием слов, но в дальнейшем, через 2-3 месяца упорного изучения чешского языка, я тоже вполне удовлетворительно говорил на чешском.
Конечно то, что это славяне, близкие к русскому народу, значительно облегчало изучение языка и традиций этого народа.
Со многими чешскими специалистами установились дружеские отношения.
…
Я был не просто инспектором – приемщиком, но и как технолог помогал в разработке технологии, монтаже и наладке линий, в переводе на русский язык -технической и сопроводительной документации.
Это вызывало уважение и благодарность чехов, которую они выражали в виде скромных презентов, а по завершению командировки неожиданно устроили прощальный концерт по заводскому радио в честь друга Ярхова.
…
Запомнилась встреча Нового 1977 года в банкетном зале посольства.
Был хорошо сервированный стол, музыка, танцы, собрались почти все работники посольства и торгпредства.
С приветствием и поздравлением приехал посол Н.И. Месяц, мы чувствовали себя на Родине.
Один раз в месяц инспекторы – приемщики приезжали в Прагу для отчета о проделанной работе руководителям торгпредства и получения указаний по дальнейшей работе.
Мы с радостью общались, соскучившись по своим землякам, летом до самозабвения играли в волейбол и даже один раз выиграли, можно сказать, в международной встрече с командой торговых представительств Праги.
Всем было очень весело, т.к. победила дружба.
Обменивались сувенирами, много разговаривали на разные темы.
Так же было хорошо и непринужденно на дне чехословацко - советской дружбы.
Да, были времена, когда нас уважали, и словосочетание «Советский Союз» было непререкаемо.
Вот прошло лето, затем осень.
Оборудование, на которое я был нацелен, отправлено на КамАЗ, и я тоже готовился возвращаться домой к семье, по которой очень соскучился.
Но командировку продляют до приезда другого инспектора – приемщика на приемку установок для высокочастотной закалки болтов на этом же заводе.
Наконец, он приехал, я быстро ознакомил его с предприятием и стал готовиться к отъезду, на который получил разрешение торгпредства с положительным отзывом о моей работе.
…
Билет купил в отдельное купе поезда Прага – Москва, товарищи по работе загрузили мой багаж и благополучно меня проводили.
Приезд в Брест был радостным событием возвращения на Родину.
«Воздух Родины, он особенный, не надышишься им», я готов был целовать эту землю.
Пока стоял поезд на станции, успел сходить посмотреть Брестскую крепость, представил события, которые здесь разворачивались в июне 41 года.
И вот, наконец, Москва!
Радостная встреча на Белорусском вокзале с женой, потом с московскими родственниками и со своими коллегами по заводу.
Быстро были завершены формальности по закрытию командировки, получены последние командировочные деньги и вперед - в Наб. Челны, снова в «бой».
…
Второй раз в Чехословакию я приехал в 1984 г. туристом.
Оставив группу, съездил из Праги на знакомый мне завод в г. Рыхнове.
Чешские товарищи встретили меня приветливо, я бы сказал, радостно, показали свою новую продукцию.
Директор быстро организовал в своем кабинете сервированный стол: пили кофе, говорили о планах и проблемах.
Основной проблемой было комплектование портфеля заказов: прежде КамАЗ обеспечивал их работой на несколько лет.
Я поблагодарил их за качество оборудования для ВЧ сварки обивок сидений, спального места, тентов, пожелал всем здоровья, успехов в труде.
Потом еще посидели на квартире у начальника цеха Шпелены, и он вместе с начальником ОТК Новатным проводил меня на поезд, идущий в Прагу.
Сейчас я не могу понять, зачем маленькую страну с общими корнями, населением 15 млн. чел., площадью около 50 тыс. кв. км делить на два государства – Чехию и Словакию?
Меня по знанию языка в общественных местах – в сауне, в магазинах, на улицах - принимали за словака, и я не чувствовал вражды со стороны чехов к себе.
Амбициозные политики сегодня не считаются с мнением простого народа, создают для него трудности трудового и социального характера, воспитывают ненависть к русским, к России».
.
Продолжение следует ….