Страницы из книги Юрия Борисовича Ярхова.
«Особенно сложно было собирать пневматическую систему автомобиля.
Трудность не в самой сборке, хотя и она имела место, а в количестве (188 соединений 94 трубопроводов) и в обеспечении герметичности этих соединений.
Это могло быть обеспечено отсутствием перекосов в соединении и моментами затяжки. Негерметичность приводила к тому, что двигатели не глушили во время остановок автомобиля, чтобы сохранить давление в пневматических камерах тормозов, расходуя при этом топливо и отравляя окружающую среду.
Я много работал над этой проблемой, предлагая конструктивные и технологические методы решения, изучал соединения трубопроводов в авиационной технике, побывав на Пермском авиамоторном заводе.
И вот мое предложение конструкторами было принято, трубопровод стал чуть дороже, но, сколько экономили на топливе и количестве проверок при сборке и испытаниях, не сосчитать!
Я подал рационализаторское предложение и получил небольшое вознаграждение.
Когда до сборки на Главном конвейере осталась одна неделя, выявилось еще одно «темное» пятно - это отсутствие пучков проводов электрооборудования.
От всех договоров УПП ВОС г. Сарапула отказалось, и управы на них не нашлось.
От Генерального директора поступил категорический приказ: организовать производство пучков у себя в сборочном производстве, опять это «повесили» на меня.
Я подготовил приказ об организации цеха и предложил кандидатуру начальника цеха - Н.И. Юдина, бывшего зам. начальника цеха комплектации и сдачи автомобилей, и не ошибся в своем выборе!
В отделе создал бюро по пучкам проводов, подобрал хороших технологов, разработавших обходные техпроцессы и нормы расхода материалов, которыми оперативно обеспечили снабженцы.
Мне очень пригодились знания, полученные в техникуме при разработке технологии и организации производства пучков проводов.
Н.И. Юдин решил кадровую проблему, набрав молодых девушек, которые ловко работали ножницами и ножами, отрезая провода в размер и снимая изоляцию с конца провода. Крепление штекеров и наконечников на проводе производилось специальными клещами, спроектированными по моему заданию, они получились такие оригинальные, что мы с конструктором получили авторское свидетельство на изобретение.
Забегая вперед, скажу, что этот цех стал лучшим в сборочном производстве по уровню механизации, автоматизации и культуре.
Внизу работницы цеха изготовления пучков проводов Автосборочного завода.
Но для этого пришлось много поработать по заключению контрактов с американской фирмой «Артос» и японской «Ниппон – Электрик»
Переговоры с фирмами я вел в «Автопромимпорте» и провел их положительно по количеству оборудования и срокам поставки.
Оплата должна была производиться в валюте, но начальник Управления оборудования Министерства Иванюта наотрез отказался выделить эти деньги.
И только на четвертый или пятый заход я его «сломал» и подписал финансирование контрактов.
Помню, директор Ивженко тогда сказал «ну, Ярхов, я уже совсем не ожидал, что у тебя получится».
Я же подумал, что это дело больше Ваше и Главного инженера, чем мое.
Дальше пошло по обычной схеме: поставка, монтаж, пусковая наладка, сдача в эксплуатацию.
Я гордился этим цехом, как своим детищем.
И вот наступило 16 февраля - день открытия XXV съезда КПСС.
Наш первенец, автомобиль под номером 00-01ТАТ, прошедший все 80 постов Главного конвейера длиной 700 метров стоит на последнем посту, чтобы своим ходом отправиться к потребителю.
Доверили это водителю – испытателю УГК Перетолчину.
Трудно передать ту радость и гордость всех строителей, монтажников и эксплуатационников, осуществивших такое дело.
Все стремились сфотографироваться около первого автомобиля и запечатлеть себя в этот исторический момент.
Внизу на фотографии начальники и заместители начальников сборочных цехов Автомобильного завода.Третий справа – Ярхов Юрий Борисович.
Внизу главные специалисты автомобильного завода слева направо:
1. Иванов Ю.Л.
2. Ярхов Юрий Борисович
3. Шапиро А.М.
4. Бутов В.Н.
Состоялся грандиозный митинг с участием первого секретаря Татарского обкома КПСС Ф.А. Табеева, зав. промышленным отделом ЦК КПСС А.Н. Вольского, первого секретаря горкома КПСС г. Наб. Челны Р.К. Беляева, Министра автомобильной промышленности СССР В.Н. Полякова, Генерального директора КамАЗа Л.Б. Васильева, директоров заводов и представителей всех заводов и управлений.
Прозвучали речи и поздравления, и под звуки оваций, крики «Ура!» автомобиль медленно сошел с Главного конвейера и выехал за ворота Главного корпуса.
Вечером это праздничное событие мы отметили с начальниками технологических бюро в новом ресторане «Океан».
Счастливое было время, все чувствовали себя победителями в грандиозной битве».
Продолжение следует ….