USD

71,2298

EUR

80,2689

Казань

+20

Наб.Челны

+19

USD

71,2298

EUR

80,2689

Казань

+20

Наб.Челны

+19
Поделиться FaceBook
Поделиться Google+
Поделиться OK
Поделиться Twitter
Поделиться Vk
ПОКА Я ПОМНЮ, Я ЖИВУ. ЧАСТЬ 3.
1
0
0
0

Страницы из книги Юрия Борисовича Ярхова.

«Большое внимание  знанию своих цехов от кадров до технологических процессов и оборудования  начальниками  цехов  уделял  Генеральный директор КамАЗа Л.Б. Васильев.

Он  где-то закупил комплекты деталей, наподобие детского конструктора, из которых в его кабинете мы собирали макет Главного корпуса завода в масштабе 1:100 с расстановкой технологического оборудования, подвесных кранов, конвейеров и др.

Это была хорошая учеба для всех.

Начальники цехов отвечали, как на экзамене, на вопросы, которые я готовил  и предварительно проводил с ними репетиции.

Вопросы включали знание объектов производства цеха (детали, сборочные единицы),  технологических процессов с применяемым оборудованием и технологической оснасткой,  их поставщиками и сроками поставки, в т.ч. по импорту  и с отечественных станкозаводов;   состояние подготовки производства (разработка техпроцессов, проектирование нестандартизированного оборудования и оснастки, размещение их на изготовление); вопросы проектирования специальных частей проекта (фундаментов, каналов уборки стружки, подвод сжатого воздуха, эл. энергии и др.); выдача техдокументации строительным и монтажным организациям; набор и обучение кадров, вопросы труда и заработной платы и др. вопросы производственной и хозяйственной деятельности цеха.

Внизу на схеме состояние строительства и задания на 1973 год

И горе было тому начальнику цеха, который не знал или не мог ответить на вопросы Генерального.

Большим авторитетом у него пользовались тогда и в будущем такие начальники цехов,  как Б.М. Каторгин, Е.Н. Крысанов, которые могли ответить на любые вопросы и дать эффективные предложения.

Вообще, наш Генеральный был талантливым руководителем, наверное, последним из «могикан», которому партия доверила  такое огромное строительство.

Он, как в военное время, не щадил себя и требовал самоотдачи от всех руководителей и рабочих КамАЗа.

Ему можно было подражать, но не обижаться на резкость, жесткость, требовательность, увольнение и наказание нерадивых, ведь коллектив завода формировался из новых не известных еще людей.

Здесь можно сказать двумя словами: «на войне, как на войне», есть победы и потери.

Я многому у него научился и применял в дальнейшем в своей руководящей деятельности. У него была прекрасная память и, не дай Бог, обмануть или прибавить, выгонит с совещания, потом жди оргвыводы.

Поэтому этого старались не делать не из-за чувства страха, хотя и оно было, а из чувства уважения, т.к. знали, что он сам ежедневно отчитывается перед Министерством, промышленным отделом ЦК КПСС и еженедельно перед Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым.

Город Наб. Челны назвали городом Брежнев за  большие заслуги Л.И.Брежнева    в строительстве завода и Нового города автомобилестроителей.

После ельцинского переворота городу вернули старое название, считаю это несправедливо: за годы своего руководства страной Л.И. Брежнев строил больше, чем все другие руководители, не считая И.В. Сталина.

До сих пор не забуду  слова Л.И.Брежнева,  начертанные на въезде в город: «Пройдут годы, но все советские люди  будут с гордостью вспоминать о трудовом  подвиге  на Каме».

Ельцин и др. руководители страны больше разрушили, чем построили.  

К сожалению, забыли об этом подвиге, так же,  как и новые поколения людей, живущие в Наб. Челнах и работающие на КамАЗе.

А в то время мы все верили в светлое будущее и отдавали все силы и знания на его осуществление.

Запомнился визит на завод члена Политбюро ЦК КПСС А.П. Кириленко.

Корпус был почти закрыт, но продолжались земляные работы, мне поручили провести  Кириленко и рассказать, где будут какие цехи и что они будут производить, где будет главная сборка автомобилей,  и ответить на его вопросы.

Мне он запомнился как простой человек, спросил о моей жизни и моей семье и в заключение поблагодарил за полученную информацию.

Единственной обидой,   которая сохранилась до сих пор на Генерального директора, это то, что не были достойно отмечены заслуги технологов, которые внесли огромный  вклад на всех этапах создания завода.

Среди награжденных за пуск завода и в период последующих знаменательных дат, связанных с выпуском 100 – тысячного и более автомобилей, фамилии технологов всех уровней не значились.

А с любыми вопросами обращались прежде всего к технологам, которые знали все или почти все.

Среди награжденных были и такие, которые не знали,  что такое грязь, холод, стрессы и др. негативы нового строительства, а просидели в теплых, светлых и чистых помещениях. Ну, да ладно,  работали мы, не думая о наградах, за будущее нашей  автомобильной промышленности и гордились своим вкладом в это дело, однако был бы не против,  если бы получил медаль или орден.  

Вторым лицом после Генерального был главный инженер А.М. Плахов, бывший работник Московского ЗИЛа, поэтому любимым выражением у него было «а у нас на ЗИЛе…».

Анатолий Максимович Плахов был более демократичный руководитель,  с юмором, который на совещании мог разрядить обстановку какой-нибудь байкой «как у нас на ЗИЛе», или еще какой историей из своей жизни.

Но это не мешало ему требовать исполнения принятых решений и делать  оргвыводы. Однако все его уважали и любили как личность и специалиста.

Огромную работу на всех этапах строительства завода вели общественные организации – партийная и профсоюзная.

Первая проводила идейное и патриотическое воспитание коллектива.

Секретарь парткома Автомобильного завода В.А. Ланченко постоянно общался с руководителями цехов и рабочими, проводил собрания в первичных парторганизациях, прорабатывал материалы партии, воспитывал в духе коллективизма, идейности и патриотизма.

Долг коммуниста - быть всегда впереди на трудных участках работы, быть примером для остальных беспартийных работников.

Невольно вспоминается Великая Отечественная война, когда главной привилегией коммуниста было быть впереди атакующих.

Вторыми в этой битве были профсоюзы.

Председатель профкома завода У.С. Минигареев обеспечивал быт и отдых работников завода.

Энергичный, настойчивый и грамотный руководитель, он много сделал для обеспечения заводчан  жильем, детскими учреждениями, путевками в санатории, дома отдыха, организации собраний коллектива.  

Где бы ни работали работники завода - в строительных или монтажных организациях -  они всегда должны были чувствовать себя заводчанами,   поэтому часто проводились такие мероприятия, как «вечер трудовых и личных портретов», на которых все знакомились, рассказывали о прошлом и настоящем.

Было интересно и поучительно.

Многие передовики стройки стали впоследствии передовиками производства, например, Мальнев, Хуснутдинов и др.

Много делалось профсоюзом в организации спортивных соревнований по лыжам, волейболу, легкой атлетике.

На КамАЗ приезжали звезды спорта и искусства.

Все это создавало атмосферу значимости и внимания всей страны к происходящей стройке.

Никогда не забуду встречи с хоккеистами: В. Харламовым, братьями Майоровыми, Старшиновым, старт на лыжах от П. Болотникова и многое др.

К сожалению, не пришлось встретиться со знаменитыми артистами: И. Кобзоном, А. Пугачевой, Л. Зыкиной.

а всю жизнь в памяти остались слова на плакатах вдоль основной автодороги  «отцы строили Магнитку, а мы КамАЗ», «я верю,  город будет, я верю саду цвесть, когда в стране Советской такие люди есть».

Они были как символ нашей мощи и победы.

Стройку и город обеспечивали хорошим и полноценным питанием, в вагончиках на стройке были столовые с горячей пищей, буфеты с дополнительными продуктами.

В городе также столовые и  магазины обеспечивали всем необходимым и даже больше. Хорошее питание было  и на строящихся заводах.

Правильным был запрет на продажу алкоголя от пива до вина и водки.

Здоровый образ жизни был не лозунгом, а воплощением в жизнь.

Большую роль  в жизни жителей  Наб. Челнов играл первый секретарь горкома КПСС Р.К. Беляев.

Это был замечательный партийный руководитель и человек с грузом ответственности, который трудно даже описать.

Все уважали Раиса Киямовича,  и я рад поставленному ему за его заслуги памятнику у здания бывшей дирекции КамАЗа».

Продолжение следует …

0
0
1
Все коментарии (28202)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии28202
последнее фото - охотники за привидениями, часть предпоследняя.
Набережные Челны посетил министр здравоохранения России Михаил Мурашко
12.07.2020 23:42
водитель каблука должен сдохнуть - закон природы.
Нетрезвый водитель на трассе М-7 в Тукаевском районе устроил ДТП (+видео с регистратора)
12.07.2020 23:34
мелиты и прочие извращенцы дают нам советы.
Расслабились: челнинцы перестали носить маски, перчатки и соблюдать социальную дистанцию
12.07.2020 23:31
парни- берегите себя !
Вернулся из армии и утонул - стала известна личность челнинца, погибшего на Мелекеске
12.07.2020 22:46
Новости СМИ2
Комментарии

0

Ваш комментарий
Шесть человек утонуло в Татарстане в минувшее воскресенье (+много фото)
По итогам драки молодежи в челнинском дворе задержан 19-летний ранее судимый парень
В Башкирии автомобиль без водителя скатился с горы на палатку с людьми (+видео происшествия)
Фейк: «Пинающегося маньяка» из Нижнекамска «линчевал» бородатый мужчина
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть
© 2019 ВЕСТИ КАМАЗА | Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter