Небольшое отступление от темы раздела.
Как вспоминают ветераны КАМАЗа, объём закупок импортного оборудования для КАМАЗа составил в сумме около 1 миллиарда рублей при курсе доллара США 62-70 центов за рубль.
Зарубежные компании выстраивались в очередь, чтобы заключить контракт и стать поставщиком оборудования на КАМАЗ.
В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл - Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи».
Была среди этих компаний и французская фирма РЕНО.
Первоначально с этой фирмой было заключено принципиальное соглашение, предусматривающее поставки оборудования на сумму 1,2 миллиарда франков.
Это соглашение было подписано в парижском Лувре в октябре 1970 года при участии бывшего министра экономики и торговли Франции В. Жискара де Эстена.
А в октябре 1971 года в Париже был подписан договор с французской фирмой РЕНО на окончательную доработку проекта и технологии производства дизельных двигателей для КАМАЗа.
Французские инженеры-проектировщики уже имели к тому времени большой опыт технического и промышленного сотрудничества с предприятиями Советского Союза.
Так, они принимали участие в расширении заводов малолитражных автомобилей в Москве и Ижевске.
Сотрудничая с КАМАЗом специалисты РЕНО, отрабатывая технологическую часть завода двигателей, приняли на себя координацию работ по поставкам оборудования и других западных фирм.
Одновременно фирма РЕНО участвовала в размещении зарубежных заказов на оборудование для всего комплекса заводов КАМАЗ.
В сентябре 1974 года Марк Уен - представитель фирмы РЕНО сказал:
«Участие в создании Камского автозавода – это серьёзный экзамен для французских специалистов. И мы убеждены, что этот экзамен будет сдан».
Однако всё вышло несколько по - иному.
Мантуров Михаил Яковлевич - с января 1971 года работавший заместителем начальника цеха прессово-рамного завода вспоминает:
«Французская фирма РЕНО, сама не производящая прессовое оборудование, предлагала нам линии, составленные из прессов различных фирм Франции и Германии.
Причем, все линии простые, не автоматические.
Мы им прямо сказали, что их предложения нам не нравятся.
С Францией тогда были очень тесные отношения, и они, пользуясь этим, вели себя на переговорах довольно агрессивно.
В конце концов заявили, что будут на нас жаловаться А.Н.Косыгину, Председателю Совета Министров СССР.
И пожаловались.
Подходит ко мне В.Н. Соколов (директор прессово-рамного завода) и говорит, что нужно готовить пояснительную записку для А.Н.Косыгина - почему нам не подходит предлагаемое фирмой РЕНО оборудование.
Я написал очень подробное обоснование.
Больше мы с французами не встречались».
Внизу линия обработки корпуса цех алюминиевых деталей на заводе двигателей.
1976 год.