USD

70,7520

EUR

78,5489

Казань

+12

Наб.Челны

+16

USD

70,7520

EUR

78,5489

Казань

+12

Наб.Челны

+16
Поделиться FaceBook
Поделиться Google+
Поделиться OK
Поделиться Twitter
Поделиться Vk
ОТКУДА ВЫТЕКАЛА «ОКА» ИЛИ КАК НАЧИНАЛАСЬ «ЛЕГКОВАЯ ТЕМА» НА КАМАЗЕ.
6
0
0
0

Вспоминает Екимов Сергей Варламович:

«После переезда УГК КАМАЗ из Москвы в Наб. Челны осенью 1975 года наряду с другими проектами, появилась идея создания направления легкового автостроения на КАМАЗе.

По моему мнению, инициаторами и вдохновителями этого направления были Барун В.Н. и директор ПРЗ Соколов В.Н, которые отличались своим неординарным мышлением и новациями.

Эту идею, насколько мне известно, поддержал и бывший тогда Генеральный директор КАМАЗ Васильев Лев Борисович.

Именно он под новый 1979 год один из первых испытал первый ходовой образец машины «КАМА»!

На КамАЗе в те годы активно использовались для технологических нужд польские заднемоторные микролитражки ФИАТ-126Р.

Именно его компоненты: силовой агрегат и многое другое, было решено взять за основу в проектировании будущей переднеприводной микролитражки.

Весь силовой агрегат с коробкой передач просто переставили вперед, конечно пришлось кое-что переделать и поменять!

После непродолжительных поисков вариантов исполнения кузова и за неимением достаточных мощностей и спецоборудования, пришли к решению создать утилитарный универсальный каркасно-тентовый кузов, для широкого использования в домашнем хозяйстве, и отдыхе.

К сожалению, не сохранилось ни одного эскиза будущего автомобиля и их вариантов.

Переднеприводный вариант автомобиля впоследствии планировалось оснастить и полным приводом, подключив заднюю ось.

Работа началась весной 1978 года с изучения и обмеров агрегатов конструкторами и разработкой компоновки автомобиля.

Компоновкой агрегатов и ходовой частью автомобиля занимались Смирнов И.Г. и Гречаный Ю.А. и другие.

Я занялся дизайном и созданием полноразмерного макета, в уже созданном на территории ПРЗ небольшого производственного участка ХКБ.

Слева направо:

1. Екимов Сергей Варламович – начальник художественно-конструкторского бюро

2. Семенов Адольф Григорьвеич

3. Якимов Евгений Николаевич – дизайнер

4. Азманов Михаил - слесарь

5. Ганеев Ренат – слесарь

Вот именно здесь посреди кульманов на полу из заводской шашки и «родился» макет первого легкового автомобильчика на КАМАЗе!

Этой работой в основном занимались энтузиасты –добровольцы, которых в то время было достаточно, конечно в рабочее время и эта тема была у Баруна В.Н. под контролем!

В июле 1978 года макет был готов и мы его привезли на берег КАМЫ для «натурных» фото-испытаний.

Автомобиль имел 4-5 местный салон и его можно было легко трансформировать из открытого в закрытый тентом кузов с помощью набора кузовных элементов.

В основе кузова было практически герметичное, стеклопластиковое «корыто» .

Конечно, макет был сделан из фанеры и древесины и других подручных материалов.

Дуга безопасности разделяла салон так, что в задней части можно было организовать грузовой отсек.

Двери могли сниматься и заменяться легкой поворотной штангой обеспечивающей безопасность.

Первому образцу автомобиля было дано название «КАМА».

После проработки чертежей с макета и заказа агрегатов, был размещен заказ в экспериментальный цех УГК на изготовление первого ходового образца автомобиля.

Он был изготовлен осенью 1978 года.

Всем авторам разработки приходилось вместе со слесарями экспериментального цеха вносить изменения в конструкцию и дорабатывать решения по ходу изготовления.

Вверху Екимов С.В. на испытаниях первого образца на территории РИЗа.

Осень 1978 года.

Это были первые ошибки и первые находки будущих главных конструкторов и ведущих специалистов КАМАЗа.

Очень многие комплектующие кузова и автомобиля использовались с автомобиля КАМАЗ.

Например, сиденье водителя и сиденье переднего пассажира с откидной спинкой, фары и многое другое.

Вспоминаю, как Васильев Л.Б. проехал на нашей машине только по заводу, и так как он был мужчина значительно выше среднего роста, ему наша машина не очень была комфортна, особенно после служебной «Волги».

А если учитывать «спартанское» оформление интерьера, то пересадка с «Волги» была для него неким «контрастным» душем!

Тем не менее, проект не был закрыт и работа над ним продолжилась.

Зимой и весной 1979 года проходили испытания машины, а также велось изготовление второго образца, названного «МИШКА».

Такое название пошло то ли по названию талисмана приближающейся Московской Олимпиады-80, то ли по похожести автомобиля на медвежонка…

Скорее всего, второе, так как он действительно был похож на медвежонка, а урчащий фиатовский «воздушник» усиливал образ!

Если «КАМА» была покрашена в простой желто-оранжевый цвет, то «МИШКУ» покрасили в перламутровый металлик, а сиденья обшили более дорогой тканью от легковых автомобилей, сделали хорошую термо-шумоизоляцию всего салона.

От этого автомобиль, конечно, смотрелся значительно выгодней предшественника.

Внизу на фотографиях демонстрация легковых автомобилей на выставке, приуроченной к приезду Андрея Павловича Кириленко, члена Политбюро ЦК КПСС (1962—1982), секретаря ЦК КПСС (1966—1982)

Вверху на фотографии слева направо:

1. Гамага Владимир Павлович - начальник Экспериментального цеха

2. Курдин Пётр Геннадьевич - секретарь парткома УГК КАМАЗа

3. Беленков Владимир Александрович - заместитель начальника УГК по опытному производству

.

Конечно, если бы такие авто, даже с их многими недостатками, поступили тогда на рынок страны, они, не сомневаюсь, были бы популярны у молодежи и садоводов, коими тогда являлось все взрослое население страны!

И действительно, образцы показывались на разных выставках и имели очень большой интерес у публики!

Конечно всех интересовали два основных вопроса : сколько стоит и где и когда можно купить?

К сожалению, на эти вопросы мы тогда ответить не могли.

Куда девались эти два образца автомобилей мне неизвестно, однако если бы у КАМАЗА был музей, то они бы в нем заняли достойное место!

Тема, тем не менее, постепенно приобрела на высшем уровне серьезное направление и ВАЗу было поручено разработать модель микролитражного автомобиля, для постановки его производства на КАМАЗе.

Так началась история другого автомобиля и тоже с названием реки «ОКА»!

Но это уже было после 1984-85 года.

На КАМАзе и в УГК было создано подразделение, которое совместно с конструкторами ВАЗа активно занималось разработкой , участием в испытаниях и другими работами, которые в основном проходили на ВАЗе!

Первый пластилиновый макет «ОКИ» в «центре Стиля» ВАЗа.

1984-1985 годы.

Но до этого события работы по теме легкового автомобиля в ХКБ продолжались до 1982 года.

Уже в новом отделе дизайна в модельном корпусе ПРЗ было выполнено несколько пластилиновых макетов микролитражки и масштабные макеты.

На фото 1981 года один из макетов в натуральную величину и коллектив дизайнеров и рабочих.

Слева направо:

1. … - выпускник Ивановского художественного училища

2. Самохвалов Сергей Никитьевич- дизайнер

3. Мороз Александр … - дизайнер

4. … - выпускница Ивановского художественного училища

5. Заика Николай … - дизайнер

6. Абрамович Владимир … – слесарь СМР

7. Екимов Сергей Варламович – начальник ХКБ

8. Яковенко Николай …- начальник производства ОХК

Компоновка одного из вариантов на вертикальном «плазе» в натуральную величину проводилась на ВАЗе, когда сами вазовские дизайнеры не занимались еще активно этой темой, а мы учились проектировать автомобили, а я заодно активно занимался комплектацией оборудованием и инструментом нашего нового «Дизайн-центра» в модельном корпусе ПРЗ.

Екимов С.В.

1980 год.

На фотографии вверху Екимов С.В и Заика Н. работают над макетом микролитражки из пластилина.

1981-1982 годы.

Внизу макет 1:5 варианта микролитражки Самохвалова Сергея Никитьевича выглядел очень необычно и мог бы составить хорошую альтернативу будущему проекту «ОКИ».

В начале перестроечных годов в порядке развития производства товаров народного потребления мы создавали даже проекты трех и четырехколесных легких «АВТОРИКШ».

Несмотря на то, что проект «КАМА» не получил своего развития на КАМАЗе, я в индивидуальном порядке продолжил разработку семейства модульных автомобилей на основе несущего основания и набора быстромонтируемых элементов кузовов.

Этот проект получил название «АВТО-СОЮЗ», был отмечен на всесоюзном конкурсе ГКНТ СССР в 1989 году и награжден премией!

На этом моя работа по легковой теме закончилась».

0
0
6
Все коментарии (25298)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии25298
Там еще на 1,5 метра можно было заехать, раз уж возникла необходимость... Скорее всего газелист сидел на хвосте у впереди идущей машины, та резко совершила маневр по обгону, а газелист прошляпил...
Челнинцы на «Газели» попали в ДТП на трассе «Челны - Заинск». Погибла девушка
31.05.2020 23:26
приоритеты другие - зачем ремонтировать одноразовое г-но, купим новое
В МАЕ 1985 ГОДА.
31.05.2020 22:12
Читайте: "уменьшена в три-четыре раза" Источник: vestikamaza.ru/posts/v_tatarstane_platu_za_detskie_sady_budut_nachislyat_s_uchetom_poseshhaemosti1/ , то бишь, платить вы всё равно будете.
В Татарстане плату за детские сады будут начислять с учетом посещаемости
31.05.2020 22:01
еще один дебил на грузовике поспать на трассе решил
Жители Забайкалья попали в смертельное ДТП в Татарстане - один погиб, другой в реанимации (+фото)
31.05.2020 21:59
Новости СМИ2
Комментарии

0

Ваш комментарий
В Татарстане автоледи, в которую врезался сотрудник ДПС, обвиняет полицейских в подделке теста на наркотики (+фото, видео)
В Актаныше найдено тело 6-летнего мальчика, который уехал на пруд с ранее судимым мужчиной
Прокуратура требует наказать тех, кто допустил очереди в инфекционной больнице Набережных Челнов
Челнинцы на «Газели» попали в ДТП на трассе «Челны - Заинск». Погибла девушка
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть
© 2019 ВЕСТИ КАМАЗА | Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter