USD

76,9561

EUR

82,9670

Казань

+3

Наб.Челны

+4

USD

76,9561

EUR

82,9670

Казань

+3

Наб.Челны

+4
Поделиться Vk

ОТКУДА ВЫТЕКАЛА «ОКА» ИЛИ КАК НАЧИНАЛАСЬ «ЛЕГКОВАЯ ТЕМА» НА КАМАЗЕ.

123
0
0
0

Вспоминает Екимов Сергей Варламович:

«После переезда УГК КАМАЗ из Москвы в Наб. Челны осенью 1975 года наряду с другими проектами, появилась идея создания направления легкового автостроения на КАМАЗе.

По моему мнению, инициаторами и вдохновителями этого направления были Барун В.Н. и директор ПРЗ Соколов В.Н, которые отличались своим неординарным мышлением и новациями.

Эту идею, насколько мне известно, поддержал и бывший тогда Генеральный директор КАМАЗ Васильев Лев Борисович.

Именно он под новый 1979 год один из первых испытал первый ходовой образец машины «КАМА»!

На КамАЗе в те годы активно использовались для технологических нужд польские заднемоторные микролитражки ФИАТ-126Р.

Именно его компоненты: силовой агрегат и многое другое, было решено взять за основу в проектировании будущей переднеприводной микролитражки.

Весь силовой агрегат с коробкой передач просто переставили вперед, конечно пришлось кое-что переделать и поменять!

После непродолжительных поисков вариантов исполнения кузова и за неимением достаточных мощностей и спецоборудования, пришли к решению создать утилитарный универсальный каркасно-тентовый кузов, для широкого использования в домашнем хозяйстве, и отдыхе.

К сожалению, не сохранилось ни одного эскиза будущего автомобиля и их вариантов.

Переднеприводный вариант автомобиля впоследствии планировалось оснастить и полным приводом, подключив заднюю ось.

Работа началась весной 1978 года с изучения и обмеров агрегатов конструкторами и разработкой компоновки автомобиля.

Компоновкой агрегатов и ходовой частью автомобиля занимались Смирнов И.Г. и Гречаный Ю.А. и другие.

Я занялся дизайном и созданием полноразмерного макета, в уже созданном на территории ПРЗ небольшого производственного участка ХКБ.

Слева направо:

1. Екимов Сергей Варламович – начальник художественно-конструкторского бюро

2. Семенов Адольф Григорьвеич

3. Якимов Евгений Николаевич – дизайнер

4. Азманов Михаил - слесарь

5. Ганеев Ренат – слесарь

Вот именно здесь посреди кульманов на полу из заводской шашки и «родился» макет первого легкового автомобильчика на КАМАЗе!

Этой работой в основном занимались энтузиасты –добровольцы, которых в то время было достаточно, конечно в рабочее время и эта тема была у Баруна В.Н. под контролем!

В июле 1978 года макет был готов и мы его привезли на берег КАМЫ для «натурных» фото-испытаний.

Автомобиль имел 4-5 местный салон и его можно было легко трансформировать из открытого в закрытый тентом кузов с помощью набора кузовных элементов.

В основе кузова было практически герметичное, стеклопластиковое «корыто» .

Конечно, макет был сделан из фанеры и древесины и других подручных материалов.

Дуга безопасности разделяла салон так, что в задней части можно было организовать грузовой отсек.

Двери могли сниматься и заменяться легкой поворотной штангой обеспечивающей безопасность.

Первому образцу автомобиля было дано название «КАМА».

После проработки чертежей с макета и заказа агрегатов, был размещен заказ в экспериментальный цех УГК на изготовление первого ходового образца автомобиля.

Он был изготовлен осенью 1978 года.

Всем авторам разработки приходилось вместе со слесарями экспериментального цеха вносить изменения в конструкцию и дорабатывать решения по ходу изготовления.

Вверху Екимов С.В. на испытаниях первого образца на территории РИЗа.

Осень 1978 года.

Это были первые ошибки и первые находки будущих главных конструкторов и ведущих специалистов КАМАЗа.

Очень многие комплектующие кузова и автомобиля использовались с автомобиля КАМАЗ.

Например, сиденье водителя и сиденье переднего пассажира с откидной спинкой, фары и многое другое.

Вспоминаю, как Васильев Л.Б. проехал на нашей машине только по заводу, и так как он был мужчина значительно выше среднего роста, ему наша машина не очень была комфортна, особенно после служебной «Волги».

А если учитывать «спартанское» оформление интерьера, то пересадка с «Волги» была для него неким «контрастным» душем!

Тем не менее, проект не был закрыт и работа над ним продолжилась.

Зимой и весной 1979 года проходили испытания машины, а также велось изготовление второго образца, названного «МИШКА».

Такое название пошло то ли по названию талисмана приближающейся Московской Олимпиады-80, то ли по похожести автомобиля на медвежонка…

Скорее всего, второе, так как он действительно был похож на медвежонка, а урчащий фиатовский «воздушник» усиливал образ!

Если «КАМА» была покрашена в простой желто-оранжевый цвет, то «МИШКУ» покрасили в перламутровый металлик, а сиденья обшили более дорогой тканью от легковых автомобилей, сделали хорошую термо-шумоизоляцию всего салона.

От этого автомобиль, конечно, смотрелся значительно выгодней предшественника.

Внизу на фотографиях демонстрация легковых автомобилей на выставке, приуроченной к приезду Андрея Павловича Кириленко, члена Политбюро ЦК КПСС (1962—1982), секретаря ЦК КПСС (1966—1982)

Вверху на фотографии слева направо:

1. Гамага Владимир Павлович - начальник Экспериментального цеха

2. Курдин Пётр Геннадьевич - секретарь парткома УГК КАМАЗа

3. Беленков Владимир Александрович - заместитель начальника УГК по опытному производству

.

Конечно, если бы такие авто, даже с их многими недостатками, поступили тогда на рынок страны, они, не сомневаюсь, были бы популярны у молодежи и садоводов, коими тогда являлось все взрослое население страны!

И действительно, образцы показывались на разных выставках и имели очень большой интерес у публики!

Конечно всех интересовали два основных вопроса : сколько стоит и где и когда можно купить?

К сожалению, на эти вопросы мы тогда ответить не могли.

Куда девались эти два образца автомобилей мне неизвестно, однако если бы у КАМАЗА был музей, то они бы в нем заняли достойное место!

Тема, тем не менее, постепенно приобрела на высшем уровне серьезное направление и ВАЗу было поручено разработать модель микролитражного автомобиля, для постановки его производства на КАМАЗе.

Так началась история другого автомобиля и тоже с названием реки «ОКА»!

Но это уже было после 1984-85 года.

На КАМАзе и в УГК было создано подразделение, которое совместно с конструкторами ВАЗа активно занималось разработкой , участием в испытаниях и другими работами, которые в основном проходили на ВАЗе!

Первый пластилиновый макет «ОКИ» в «центре Стиля» ВАЗа.

1984-1985 годы.

Но до этого события работы по теме легкового автомобиля в ХКБ продолжались до 1982 года.

Уже в новом отделе дизайна в модельном корпусе ПРЗ было выполнено несколько пластилиновых макетов микролитражки и масштабные макеты.

На фото 1981 года один из макетов в натуральную величину и коллектив дизайнеров и рабочих.

Слева направо:

1. … - выпускник Ивановского художественного училища

2. Самохвалов Сергей Никитьевич- дизайнер

3. Мороз Александр … - дизайнер

4. … - выпускница Ивановского художественного училища

5. Заика Николай … - дизайнер

6. Абрамович Владимир … – слесарь СМР

7. Екимов Сергей Варламович – начальник ХКБ

8. Яковенко Николай …- начальник производства ОХК

Компоновка одного из вариантов на вертикальном «плазе» в натуральную величину проводилась на ВАЗе, когда сами вазовские дизайнеры не занимались еще активно этой темой, а мы учились проектировать автомобили, а я заодно активно занимался комплектацией оборудованием и инструментом нашего нового «Дизайн-центра» в модельном корпусе ПРЗ.

Екимов С.В.

1980 год.

На фотографии вверху Екимов С.В и Заика Н. работают над макетом микролитражки из пластилина.

1981-1982 годы.

Внизу макет 1:5 варианта микролитражки Самохвалова Сергея Никитьевича выглядел очень необычно и мог бы составить хорошую альтернативу будущему проекту «ОКИ».

В начале перестроечных годов в порядке развития производства товаров народного потребления мы создавали даже проекты трех и четырехколесных легких «АВТОРИКШ».

Несмотря на то, что проект «КАМА» не получил своего развития на КАМАЗе, я в индивидуальном порядке продолжил разработку семейства модульных автомобилей на основе несущего основания и набора быстромонтируемых элементов кузовов.

Этот проект получил название «АВТО-СОЮЗ», был отмечен на всесоюзном конкурсе ГКНТ СССР в 1989 году и награжден премией!

На этом моя работа по легковой теме закончилась».

0
0
123
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
100% во всех кафе в Челнах найдутся нарушения
Следком завел дело против «Рокнроллов», шестеро отравившихся в стационаре
22.03.2023 15:58
Как присоединиться, почему профком на работе не информирует?
Молодежь "КАМАЗа" обеспечила игрушками челнинский Дом малютки
22.03.2023 14:52
Макулатура в каждом кабинете.
Молодежь "КАМАЗа" обеспечила игрушками челнинский Дом малютки
22.03.2023 14:51
В русском языке нет наверное обозначение этого слова. Бедный русский язык. Давно уже было сказано "отойти от иностранных слов". До наших никак не доходит. Не знаешь на русском ,лучше не пиши.
Нижнекамский бизнес-омбудсмен баллотируется в Госсовет РТ от Набережных Челнов
22.03.2023 14:29
Новости СМИ2
Комментарии

0

Ваш комментарий
На заявленные 300 миллионов город решил купить 20 газомоторных автобусов уровня НЕФАЗа
"КАМАЗ" поставит Москве еще тысячу электробусов на 63,3 млрд рублей
Сводка СВО: гаагский суд выдал ордер на арест Путина и детского омбудсмена РФ; 800 тыс. северокорейцев записались в армию для борьбы с США
Водитель-испытатель с "КАМАЗа" Денис Лаптев приехал из зоны СВО к новорожденной дочке
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть