Вспоминает Екимов Сергей Варламович:
«После переезда УГК КАМАЗ из Москвы в Наб. Челны осенью 1975 года наряду с другими проектами, появилась идея создания направления легкового автостроения на КАМАЗе.
По моему мнению, инициаторами и вдохновителями этого направления были Барун В.Н. и директор ПРЗ Соколов В.Н, которые отличались своим неординарным мышлением и новациями.
Эту идею, насколько мне известно, поддержал и бывший тогда Генеральный директор КАМАЗ Васильев Лев Борисович.
Именно он под новый 1979 год один из первых испытал первый ходовой образец машины «КАМА»!
На КамАЗе в те годы активно использовались для технологических нужд польские заднемоторные микролитражки ФИАТ-126Р.
Именно его компоненты: силовой агрегат и многое другое, было решено взять за основу в проектировании будущей переднеприводной микролитражки.
Весь силовой агрегат с коробкой передач просто переставили вперед, конечно пришлось кое-что переделать и поменять!
После непродолжительных поисков вариантов исполнения кузова и за неимением достаточных мощностей и спецоборудования, пришли к решению создать утилитарный универсальный каркасно-тентовый кузов, для широкого использования в домашнем хозяйстве, и отдыхе.
К сожалению, не сохранилось ни одного эскиза будущего автомобиля и их вариантов.
Переднеприводный вариант автомобиля впоследствии планировалось оснастить и полным приводом, подключив заднюю ось.
Работа началась весной 1978 года с изучения и обмеров агрегатов конструкторами и разработкой компоновки автомобиля.
Компоновкой агрегатов и ходовой частью автомобиля занимались Смирнов И.Г. и Гречаный Ю.А. и другие.
Я занялся дизайном и созданием полноразмерного макета, в уже созданном на территории ПРЗ небольшого производственного участка ХКБ.
Слева направо:
1. Екимов Сергей Варламович – начальник художественно-конструкторского бюро
2. Семенов Адольф Григорьвеич
3. Якимов Евгений Николаевич – дизайнер
4. Азманов Михаил - слесарь
5. Ганеев Ренат – слесарь
Вот именно здесь посреди кульманов на полу из заводской шашки и «родился» макет первого легкового автомобильчика на КАМАЗе!
Этой работой в основном занимались энтузиасты –добровольцы, которых в то время было достаточно, конечно в рабочее время и эта тема была у Баруна В.Н. под контролем!
В июле 1978 года макет был готов и мы его привезли на берег КАМЫ для «натурных» фото-испытаний.
Автомобиль имел 4-5 местный салон и его можно было легко трансформировать из открытого в закрытый тентом кузов с помощью набора кузовных элементов.
В основе кузова было практически герметичное, стеклопластиковое «корыто» .
Конечно, макет был сделан из фанеры и древесины и других подручных материалов.
Дуга безопасности разделяла салон так, что в задней части можно было организовать грузовой отсек.
Двери могли сниматься и заменяться легкой поворотной штангой обеспечивающей безопасность.
Первому образцу автомобиля было дано название «КАМА».
После проработки чертежей с макета и заказа агрегатов, был размещен заказ в экспериментальный цех УГК на изготовление первого ходового образца автомобиля.
Он был изготовлен осенью 1978 года.
Всем авторам разработки приходилось вместе со слесарями экспериментального цеха вносить изменения в конструкцию и дорабатывать решения по ходу изготовления.
Вверху Екимов С.В. на испытаниях первого образца на территории РИЗа.
Осень 1978 года.
Это были первые ошибки и первые находки будущих главных конструкторов и ведущих специалистов КАМАЗа.
Очень многие комплектующие кузова и автомобиля использовались с автомобиля КАМАЗ.
Например, сиденье водителя и сиденье переднего пассажира с откидной спинкой, фары и многое другое.
Вспоминаю, как Васильев Л.Б. проехал на нашей машине только по заводу, и так как он был мужчина значительно выше среднего роста, ему наша машина не очень была комфортна, особенно после служебной «Волги».
А если учитывать «спартанское» оформление интерьера, то пересадка с «Волги» была для него неким «контрастным» душем!
Тем не менее, проект не был закрыт и работа над ним продолжилась.
Зимой и весной 1979 года проходили испытания машины, а также велось изготовление второго образца, названного «МИШКА».
Такое название пошло то ли по названию талисмана приближающейся Московской Олимпиады-80, то ли по похожести автомобиля на медвежонка…
Скорее всего, второе, так как он действительно был похож на медвежонка, а урчащий фиатовский «воздушник» усиливал образ!
Если «КАМА» была покрашена в простой желто-оранжевый цвет, то «МИШКУ» покрасили в перламутровый металлик, а сиденья обшили более дорогой тканью от легковых автомобилей, сделали хорошую термо-шумоизоляцию всего салона.
От этого автомобиль, конечно, смотрелся значительно выгодней предшественника.
Вверху на фотографии слева направо:
1. Гамага Владимир Павлович - начальник Экспериментального цеха
2. Курдин Пётр Геннадьевич - секретарь парткома УГК КАМАЗа
3. Беленков Владимир Александрович - заместитель начальника УГК по опытному производству
.
Конечно, если бы такие авто, даже с их многими недостатками, поступили тогда на рынок страны, они, не сомневаюсь, были бы популярны у молодежи и садоводов, коими тогда являлось все взрослое население страны!
И действительно, образцы показывались на разных выставках и имели очень большой интерес у публики!
Конечно всех интересовали два основных вопроса : сколько стоит и где и когда можно купить?
К сожалению, на эти вопросы мы тогда ответить не могли.
Куда девались эти два образца автомобилей мне неизвестно, однако если бы у КАМАЗА был музей, то они бы в нем заняли достойное место!
Тема, тем не менее, постепенно приобрела на высшем уровне серьезное направление и ВАЗу было поручено разработать модель микролитражного автомобиля, для постановки его производства на КАМАЗе.
Так началась история другого автомобиля и тоже с названием реки «ОКА»!
Но это уже было после 1984-85 года.
На КАМАзе и в УГК было создано подразделение, которое совместно с конструкторами ВАЗа активно занималось разработкой , участием в испытаниях и другими работами, которые в основном проходили на ВАЗе!
Первый пластилиновый макет «ОКИ» в «центре Стиля» ВАЗа.
1984-1985 годы.
Но до этого события работы по теме легкового автомобиля в ХКБ продолжались до 1982 года.
Уже в новом отделе дизайна в модельном корпусе ПРЗ было выполнено несколько пластилиновых макетов микролитражки и масштабные макеты.
На фото 1981 года один из макетов в натуральную величину и коллектив дизайнеров и рабочих.
Слева направо:
1. … - выпускник Ивановского художественного училища
2. Самохвалов Сергей Никитьевич- дизайнер
3. Мороз Александр … - дизайнер
4. … - выпускница Ивановского художественного училища
5. Заика Николай … - дизайнер
6. Абрамович Владимир … – слесарь СМР
7. Екимов Сергей Варламович – начальник ХКБ
8. Яковенко Николай …- начальник производства ОХК
Компоновка одного из вариантов на вертикальном «плазе» в натуральную величину проводилась на ВАЗе, когда сами вазовские дизайнеры не занимались еще активно этой темой, а мы учились проектировать автомобили, а я заодно активно занимался комплектацией оборудованием и инструментом нашего нового «Дизайн-центра» в модельном корпусе ПРЗ.
Екимов С.В.
1980 год.
На фотографии вверху Екимов С.В и Заика Н. работают над макетом микролитражки из пластилина.
1981-1982 годы.
Внизу макет 1:5 варианта микролитражки Самохвалова Сергея Никитьевича выглядел очень необычно и мог бы составить хорошую альтернативу будущему проекту «ОКИ».
В начале перестроечных годов в порядке развития производства товаров народного потребления мы создавали даже проекты трех и четырехколесных легких «АВТОРИКШ».
Несмотря на то, что проект «КАМА» не получил своего развития на КАМАЗе, я в индивидуальном порядке продолжил разработку семейства модульных автомобилей на основе несущего основания и набора быстромонтируемых элементов кузовов.
Этот проект получил название «АВТО-СОЮЗ», был отмечен на всесоюзном конкурсе ГКНТ СССР в 1989 году и награжден премией!
На этом моя работа по легковой теме закончилась».