. © к/ф «Отель Мэриголд: лучший из экзотических»
Оригинальное название: «The Best Exotic Marigold Hotel»
По роману Деборы Моггак «Эти глупые вещи» («These foolish things»)
*Режиссёр: Джон Мэдден
В главных ролях: Джуди Денч, Билл Найи, Селия Имри, Мэгги Смит, Том Уилкинсон и др.
Страна: Великобритания
Жанр : драма, комедия
Год выпуска: 2011 г.
Продолжительность: 124 мин.
Возрастное ограничение: 12+
В 2004 году вышел в свет добрый, горько-сладкий роман «Эти глупые вещи» («These foolish things») известной британской писательницы Деборы Моггак о группе британцев почтенного возраста, которые, покинув свою родину, находят пристанище в далекой и экзотической Индии. Ценители качественной современной прозы приняли его с большим воодушевлением и теплотой, однако именно экранизация романа принесла ему мировое признание. И хотя в своей публикации я делаю акцент на киноверсии романа, которая, кстати, получила более завлекательное название «Отель Мэриголд: лучший из экзотических», мне бы хотелось рассмотреть его с привязкой к первоисточнику и авторской задумке, что в данном случае вполне естественно, т.к. фильм является прямой визуальной реализацией своего литературного первоисточника.
Коротко о романе со слов Деборы Моггак: «Данная книга родилась благодаря тому, что я много думала о старении, о том, что с нами всеми станет в будущем. Общество стареет – в настоящее время те, кому за пятьдесят, составляют большую часть населения земного шара – а это значит, что мы, действительно, стареем. Где же мы все будем жить? Дома престарелых закрываются, пенсии понижаются, а средняя продолжительность жизни растет. И тогда меня как будто осенило. Мы живем в мире глобальных коммуникаций – интернет, доступные путешествия, спутниковое телевидение…когда дело касается вещей или услуг, уже не важно, где мы находимся. «География уже в истории». Наша медицина процветает во многом благодаря развивающимся странам, а что если сделать все наоборот и отправить наших людей преклонного возраста к ним? Как насчет того, чтобы основать дома для престарелых в развивающихся странах, где всегда светит солнце, и где труд почти ничего не стоит?»
Фильм «Отель Мэриголд: лучший из экзотических» (как и роман), прежде всего, о людях преклонного возраста, их устремлениях, страхах, надеждах. Эта история о людях, которые в той или иной мере оказались не нужны своим близким или обществу в целом. Один из критиков журнала «The Guardian» довольно едко описал данную проблему: «Поколение сорокалетних обременено своими немощными родителями, которые служат им горьким напоминанием об их моральном долге… старомодные, беспомощные… сегодня старики живут дольше положенного срока».
Итак, врожденное благородство и чувство достоинства вынуждают этих гордых людей покинуть свою родину в поисках нового дома. После некоторых раздумий и сомнений, каждый из них находит для себя наиболее подходящее жилье - доступный с финансовой точки зрения и внешне привлекательный (основываясь на рекламных брошюрах) пансион для пожилых людей под названием «Отель Мэриголд» в далекой и совершенно незнакомой для них Индии. Однако, прибыв на место назначения, все оказывается не настолько радужным и благополучным, как заверяли их организаторы поездки. Обещанный им экзотический и райский дворец оказывается полуразвалившейся усадьбой, которая уже много лет находится в сильном запущении.
Поначалу новым обитальцам пансиона все представляется пугающим и безнадежным в чуждой для них среде при неблагополучных жилищных условиях, однако по мере привыкания именно здесь они обретают тот покой и душевное равновесие, которых им так не хватало дома. И это вполне объяснимо, т.к. согласно Д. Моггак, «во многом Индия похожа на Британию 50-х годов прошлого века, Британию молодости моих престарелых героев...», когда старших уважали, к ним прислушивались. И, действительно, старость здесь не считается чем-то ненормальным, отталкивающим или затруднительным для семьи и общества, и, конечно, «не карается вечной изоляцией». Их дорога по жизни хоть и подходит к завершающему этапу, тем не менее достигла того места назначения, где им комфортно, где они не чувствуют себя ненужными и беспомощными.
Нарисованные автором (возможно, «списанные» из жизни) яркие и живые образы героев мастерски воссоздаются на экране плеядой не менее ярких и выдающихся актеров современности, можно сказать, достоянием британского кино: мудрая Джуди Денч, озорная Селия Имри, харизматичный Билл Найи, такая родная Мэгги Смит (Профессор Макгонагалл из «Гарри Поттера»), благородный Том Уилкинсон, обаятельная Пенелопа Уилтон и др. Более того, при всех оправданных «потерях» в процессе киноадаптации художественного произведения, создателям фильма удалось сохранить оригинальный авторский юмор и здоровую самоиронию, так свойственную британской прозе.
В фильме есть очень «говорящая» сцена, где главные герои сидят в зале ожидания. На лице каждого из них усталость и даже безысходность. Кстати, данный образ несколько раз также обыгрывается в романе, что, разумеется, не случайно. Эти люди почтенного возраста, у которых за плечами годы печали и радости, разочарований и побед, в настоящем времени находятся на перепутье. Они совсем не готовы к кардинальным переменам в своей жизни. Они не знают, что их ждет впереди, точнее говоря, боятся знать, однако они же находят в себе силы двигаться вперед, вперед к неизвестности, что, в свою очередь, внушает зрителю глубокое к ним уважение. «Когда кто-то умирает, задумываешься о своей жизни. Я не хочу стареть, – заявляет героиня Селии Имри. – Не хочу, чтобы ко мне были снисходительны, чтобы воспринимали меня как нечто раздражающее. И не хочу быть среди первых выпущенных из самолёта с террористами!»
И все-таки, вопреки утверждению автора, на мой взгляд, эта история не о старении. Эта история о том, что в жизни всегда есть место переменам в любом возрасте и при любых обстоятельствах. И не важно, что послужит движущей силой для данных перемен: безвыходная ситуация, одиночество, страх или собственная мотивация. Важно научиться принимать все перемены в жизни с благодарностью, при этом сохранять оптимизм и душевное равновесие.
Все в этом фильме прекрасно: и добрая история, и чудесные актеры, и тонкая режиссёрская подача, и безудержный индийский колорит с точки зрения британских леди и джентльменов, и, конечно, сама тема фильма, которая, так или иначе, касается всех нас. Вердикт: фильм сделан с душой и для души.
Послесловие
Несколько ярких цитат из фильма:
Сколько ни тоскуй по прошлому, его уже не вернуть. Есть настоящее, оно заполняет нашу жизнь. А прошлое отступает.Жизнь — это привилегия, а не право.
Мы просыпаемся утром и делаем все, что можем. Остальное неважно.
Мы знаем о будущем лишь одно: оно принесет перемены.*
После выхода фильма на экраны роман был переиздан под названием «Отель Мэриголд: лучший из экзотических» («The Best Exotic Marigold Hotel»)