Шесть десятков проектных институтов, курс на автоматизацию производства и завод мощностью 300 тысяч суточных поковок на выходе: строители камазовской «кузницы» - о том, как все начиналось.
ОТ ПРОЕКТА ДО СТРОИТЕЛЬСТВА
Точкой отсчета в истории кузнечного завода стало 30 июня 1971 года, когда экскаваторщик управления механизации строительства А. Совчук вынул первый ковш грунта на площадке под одним из его корпусов. Но почти за год до этого события, 16 июля 1970 года, директором кузнечного производства строящегося Камского автозавода был назначен Алексей Суббота, до этого уже прошедший семилетнюю директорскую «практику» на кузнечно-штамповочном заводе в запорожском городе Токмак. На "КАМАЗе" перед ним стояла задача параллельно вести проектирование, строительство и закупку оборудования. Такой опыт стал первым в СССР.
Алексею Павловичу было 40 лет, когда он приступил к обязанностям на строящемся "КАМАЗе". Работа началась с московской дирекции. Вслед за ним в августе 1970-го из Токмака приехал в Москву Владимир Семендий, назначенный главным инженером кузнечного производства. К этому времени «кузница» уже имела генплан. Суббота его принял, кроме 3-го корпуса, где по проекту предполагалось установить шесть молотовых линий. Директора не устроило устаревшее оборудование, он настоял на закупке кривошипных горячештамповочных прессов и автоматических линий. В 1970-е это решение стало поистине революционным.
Над проектированием кузнечного работали 60 институтов. С ними сотрудничали первые сотрудники завода, формировались заявки на оборудование. Универсальные машины для формообразования поковок были закуплены у Новокраматорского машиностроительного завода и фирм Šmeral, Eumuco, Hasenclever.
«Отбирается, прежде всего, такое оборудование, которое бы начисто исключало тяжелый физический труд из производственного процесса, - излагал в 1973 году замдиректора кузнечного завода по производству Мельниченко, - Для обработки коленчатого вала и балки передней оси, например, фирмы предлагают пока отдельные разрозненные станки. Нашим нужна линия с законченным технологическим циклом. «Кузница» – сердце "КАМАЗа". Ее проектная мощность - 300 тысяч тонн поковок в год, и подавляющую часть этой продукции будут изготавливать автоматические линии».
В 1971-м в Набережных Челнах началось строительство самого завода. «Когда приехали на место, долго искали, где должно начаться строительство. Кругом голое поле, никакого ориентира, - вспоминал позже один из прибывших на стройку молодых специалистов Е. Кислицын, - Обнаружили посадку, ведущую на Азьмушкино, и фундамент на площадке ПРЗ. Вот по этим приметам вычислили то, что искали. Затем подъехал автоскрепер. Водитель подтвердил: «Да, здесь будет кузнечный завод». Мне было велено копать…»
1971 год. В московской дирекции «КамАЗа» появились три первых сотрудника кузнечного: директор Алексей Суббота, главный инженер по производству Владимир Семендий и замдиректора по производству Валентин Мельниченко:
«КУЗНИЦА НАЧИНАЛАСЬ ПОЗЖЕ»
Генподрядчиком строительства кузнечного стало СМУ-1 «Автозаводстроя». К возведению корпусов приступили позже других. Летом 1971 года на строительной площадке был снят верхний слой грунта, а первая документация на строительство начала поступать лишь зимой 1972-го. Весной начали бурить сваи на площадках корпусов №№ 1 и 3.
По генплану в состав завода входили пять производственных корпусов и три соединенных с ними пешеходными тоннелями АБК. Объектами первой очереди стали корпуса №№ 1 и 3, вспомогательные цеха и заготовительный корпус.
«Кузница начиналась позже, – вспоминал начальник СМУ-1 П.Прихожан, – а потом взяла темп». В этом была заслуга монтажников СУ-138 «Криворожстальконструкции». К монтажу каркасов корпусов кузнечного завода приступили в мае 1972 года и выполнили годовой план строительно-монтажных работ к 30 декабря. Так удалось наверстать упущенное время и на всех корпусах кузнечного завода смонтировать около 10 тыс. тонн металлоконструкций.
В 1973 году кузнечный продолжал строиться. Все бригады работали с подъемом, ежемесячно перевыполняя задания. Работы на всех объектах кузнечного завода были выполнены досрочно и с хорошим качеством. Государственный план строительно-монтажных работ и обязательства коллектива 1973 года были успешно выполнены: возвели производственные корпуса №№ 1, 3 и 5. Работы над корпусом № 4 были завершены в первом квартале 1974 года.
Строится кузнечный:
Текст: Ирина Низамиева.