Памятник, несмотря на возникшие трудности, успели изготовить и установить к 30-летию победы в Великой Отечественной войне в 1975 году.
В 2011 году вышла в свет книга
Людмилы Ризаевой, Игоря Зуева «
Набережные Челны: подвиг поколений», в которой авторы рассказали историю автограда. На 304-ой странице можно найти интересную информацию о монументе «Родина мать», расположенного в поселке ГЭС на остановке «Студенческая».
«В январе 1975 года первый секретарь городского комитета КПСС Раис Беляев собрал людей на заседание бюро по очень срочному делу. На повестке дня значился вопрос о создании к 9 мая мемориала в память челнинцев, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1975 году Советский Союз отмечал тридцатилетие со дня Победы над фашизмом. На бюро горкома КПСС из Казани приехали Павел Саначин — председатель комитета по строительству и архитектуре при Совете Министров Татарской АССР, Георгий Солдатов, ранее занимавший должность главного архитектора Казани и другие известные люди. Беляев рассказывал о мемориальном комплексе очень вдохновенно, звучали имена авторов — скульптора Ильдар Ханова и архитектора Рината Насырова.
В центре мемориала Ханов предлагал установить бессмертную птицу Феникс из древнеегипетской мифологии, сжигающая себя в огне, чтобы возродиться из пепла к новой жизни. Под крыльями могучей птицы с лицом женщины — ее сыновья, семь барельефных фигур воинов. Вес памятника составлял три тысячи тонн, длина — 24 метра, высота — 14 метров; выполнен он из бетона на металлическом каркасе, в основании монумента должно быть вбито 89 восьмиметровых свай.
Сроки, установленные Беляевым, привели присутствующих в некоторое замешательство, потому что такие грандиозные объемы строительства, так называемые «народные стройки», в Казани пример, длятся два года, а здесь оставалось всего три с половиной месяца! Но на бюро горкома прозвучало заключительное слово Беляева: «Памятнику быть!»
Организация работ по строительству памятника была поручена заместителю председателя горисполкома Биктимеру Мурясову, а главный архитектор города Ринат Насыров был назначен архитектором этого проекта. Пока автор памятника Ильдар Ханов работал над макетом в московской мастерской, в городе кипела работа по определению места установки монумента.
Главным инженером проекта был назначен Айдабулов, а главным конструктором — главный инженер отдела рабочего проектирования института «Татгражданпроект» Матвеев.
Началось строительство макета памятника в натуральную величину, для того чтобы снять с него копию — оболочку для отливания самого памятника.
Для сооружения макета необходимо было подобрать помещение, после тщательных поисков нашли цех резки и шлифовки гранита на заводе железобетонных изделий № 210. Поиском места для строительства макета занимался Непогорин — управляющий трестом промышленных предприятий. Ильдару Ханову помещение не понравилось — не подходило по высоте. Вскоре нашли корпус, где высота помещения была подходящей.
Началась работа без праздничных и выходных дней. Основные работы по заливке фундамента «Стены памяти» и монумента выполнил «Спецжилстрой», которым руководил Румянцев, в основание постамента было забито 89 восьмиметровых свай. Проектно-сметная документация еще не была готова. Количество свай впоследствии пришлось увеличивать. На заводе ЖБИ-210 по плотному графику проводились сварочные работы по металлоконструкции.
В работе Ханова произошла задержка из-за неподходящей по качеству глины. Скульптурная глина — жирная и серого цвета. Такая была у нефтяников. Замешивание глины производилось на больших бетономешалках. Ханов обладал хорошей работоспособностью. В этом ему помогало увлечение йогой. Вскоре закончился гипс. Его смогли найти только в Харькове. Наконец, работа по формированию гипсовой оболочки была завершена. Форма была разрезана на пятнадцать ярусов и 780 частей и в таком виде перевезена на основную площадку. Монтаж конструкции начали с нижнего яруса. Каждый последующий ярус заливался бетоном высокой марки.
К 20 апреля скульптура была полностью отлита. Из-за того, что на этой стройке была масса командиров от горкома КПСС, строители словно напрочь забыли азы технологии: при заливке бетона в оболочку забыли смазать ее внутреннюю поверхность жидким парафином, поэтому бетон пристал к оболочке и не отделялся от нее. Надо было спасать положение, для этого вывели массу строителей, военнослужащих железнодорожных войск, которые вручную очищали поверхность памятника. На эту работу ушла целая ночь. К 1 мая скульптура была закончена», - говорится в книге.
Фото: «Вести КАМАЗа», «Набережные Челны: подвиг поколений»
Все коментарии (44163)
- Автор статьи
Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Подписаться
Страна огромная и уделить внимание везде - и пострадавшим от войны территориям, и на родных наших дорогах - сложная задача для правительства, но возможная и необходимая! везде люди живут, платят налоги, а значит нужны дороги и благоустроенные места.
Прокуратура требует отремонтировать аварийные дороги в Тукаевском районе
вот и закончилась не та дверь, а шуму то было. память как у рыбки
День химика нижнекамцы отметят с Киркоровым и Алсу
Что за привычка бежать по переходу, чтобы не дай бог водители не обиделись, что ты задерживаешь небожителей
На пешеходном переходе у ТЦ «Омега» Toyota насмерть сбила пенсионерку
Да. Тяжелое решение для человека и для компании. Но весь наш коллектив надеется, что он вернется с новыми свежими идеями и креативным подходом к новым задачам и вызовам.
Ашот Арутюнян оставил должность директора по маркетингу и рекламе "КАМАЗа"
А по мне: хороший памятник вышел. Черты лиц мужественные. Смысл памятника понятен.
Ответить (0)История появления памятника на улице Студенческой не будет полной, если не принять во внимание опубликованные воспоминания Мурясова Биктимира Гизатулловича.
Ответить (0)Наверно поэтому памятник такой убогий , страшный и уродливый. Ужас какой то. Да простит меня Родина-Мать!!!Или скульптор был пьян
Ответить (0)Ох и страшная получилась Мать...
Ответить (0)актуальная закономернось: куча командиров-чиновников - несоблюдение технологии - героический подвиг
Ответить (0)