Методист, психолог Центра психолого-педагогической помощи «Диалог» Вера Никулина рассказала корреспонденту «Вестей КАМАЗа» о причинах буллинга в школах, и о том, как с этим можно бороться.
Буллинг появился в терминологии психологов относительно недавно, однако этот термин обозначает хорошо нам известное явление – травлю – издевательство над человеком, который не может за себя постоять. Само же слово «Bully» (прим. – читается були) переводится с английского как «задира», «хулиган», чаще всего термин применяется к обозначению детской жестокости, особенно в школах.
Существует другая, нередко встречаемая разновидность буллинга – моббинг (от англ. mob – толпа). Как считает Вера Никулина, моббинг – психологическая болезнь самого коллектива, всего класса. Это не проблема жертвы и обидчиков, а проблема распределения власти, возникающая из-за невмешательства, попустительства взрослых. Но только ли из-за подобного отношения появляются буллинг и моббинг в школе? Каковы их причины?
Они могут быть следствием разных конфликтов между школьниками – не поддержал идею коллектива или группы, не поняли друг друга, обозвал. Иногда сам педагог неосознанно становится провокатором буллинга. Например, негативно оценил ученика, унизительно отозвался при классе о нём или что-то сказал в шутку – этого достаточно, чтобы дети, подхватив эту мысль, даже не задумываясь о последствиях, начали травить жертву с согласия негласного лидера – взрослого.
«Буллинг кормится эмоциями: чем больше эмоций жертва даёт по этому поводу обидчику или обидчикам, тем интереснее продолжать поддерживать эту тему», – поясняет Вера Никулина.
Подобные ситуации могут произойти в любых классах, иногда и вне зависимости от возраста, пола, способностей жертвы, не говоря уже про внешние данные, этнические, речевые особенности – словом, жертвой может быть любой человек. Но появившуюся проблему нужно решать.
Если вы заметили изменения в поведении своего ребёнка, сначала попробуйте узнать у него причину его переживаний, советует психолог. Может быть, это просто неприятная пустяковая ситуация, с которой он столкнулся и не знает, как с ней быть. В таком случае очень важно находиться в контакте с ребёнком, разобраться и постараться решить проблему самостоятельно. Хороший вариант в разговоре с ним обратить внимание и на другие темы. Кстати, это нужно делать как можно чаще: спрашивать у него не только про оценки, но и о его настроении, что нового, с кем он дружит – словом, интересоваться его жизнью.
«Когда вы постоянно поддерживаете контакт с ребёнком, ему становится легче поделиться с вами своими переживаниями, проблемами, – говорит Вера Никулина. Здесь очень важно не становиться на «пьедестал», а стараться быть в разговоре на одном уровне с ребёнком, чтобы понять о чем идет речь: о том что ребенок просто не очень популярен в данном коллективе (причем в других детских сообществах у него складываются нормальные взаимоотношения) или присутствует регулярная и систематическая травля».
Совершенно другая ситуация, когда ваш ребёнок становится жертвой буллинга или моббинга. Само по себе решение проблемы должно осуществляться в комплексе, говорит психолог. В ее решении должны быть заинтересованы все: родители, педагоги, администрация школы. Зачастую работы психолога только с одной жертвой недостаточно. В таких ситуациях стоит поговорить с родителями обидчика.
Так как, по словам Веры Никулиной, агрессия, которая имеет много причин, может быть также следствием каких–либо семейных скандалов в семье обидчика, а ребёнок в этих конфликтах – лишь «козёл отпущения», иногда получается: сам буллер (хулиган) страдает не меньше, поэтому приходя в школу, у него срабатывает простая логика: если я не буду унижать, то унижать будут меня. Обидчик, найдя жертву, издевается над ней даже по самым нелепым поводам.
Вообще считается, что в ситуации буллинга страдают все дети, вовлеченные в процесс и это не только жертвы, а также наблюдатели, сочувствующие и сами преследователи т.к. отсутствие своевременного пресечения буллинговой активности травмирует и, зачастую, деформирует личность всех участников процесса.
Возникает справедливый вопрос: что делать, если родители обидчика не идут с вами на контакт или же отрицают хулиганство своего чада, и не хотят совместно решать проблему. Одно из решений – рассказать о сложившейся ситуации педагогу, спросить, как он видит эту проблему, что собирается предпринять.
«Здесь должно быть четкое понимание, что от классного руководителя зависит многое, ведь межличностные отношения, которые складываются в классе это, в том числе и его ответственность, однако может быть и так (как это часто случается), что он видит и не знает, что с этим делать, как это пресечь, – комментирует психолог, – у него нет конкретных правил поведения в таких ситуациях».
Другое решение – обратиться к администрации школы. Она должна проинформировать педагогов, как с этим бороться, и, конечно, донести как до педагогического состава, так и до родителей, что буллинг либо моббинг (если речь идёт об издевательствах всего класса) недопустимы.
фото: volyn.com.ua