Тенденции мирового автопрома вынуждают сегодня и российских производителей все активнее осваивать системы помощи водителю, вступая на путь, отчасти пройденный "КАМАЗом"уже к 2017-му, когда камазовский ADAS был готов к установке на грузовики. Тогда не готов оказался рынок – ADAS показался клиентам дороговатым, но с тех пор технология сильно подешевела. Для перехода к высокому уровню автономности движения осталось дождаться законодательной базы, а пока аграрии выстраиваются в очередь за камазовской новинкой - сельскохозяйственным самосвалом для уборки полей.
ПОТЕРЯ СПУТНИКА НЕ ФАТАЛЬНА
На международной сельскохозяйственной выставке «Югагро-2021», которая сегодня завершила свою работу в Краснодаре, "КАМАЗ" представил самосвал КАМАЗ-65119, оснащенный оборудованием для автоматизации сельскохозяйственных работ. После презентации роботизированный самосвал отправится на тестовую эксплуатацию в российские предприятия агропромышленного комплекса.
Навигационное оборудование для сельхозработ разработано транснациональной компанией Trimble. Это глобальная корпорация, основанная в 1978 году в США и сегодня распространившая свое присутствие на весь мир – в 33 государствах работают свыше 11 тыс. ее сотрудников. К разработке "КАМАЗом" беспилотного транспорта Trimble подключился около года назад, а сейчас автогигант уже закупает у партнера оборудование для нескольких моделей. Оно ставится на популярный тягач КАМАЗ-54901, на новейший карьерный самосвал КАМАЗ-65807, презентованный в апреле этого года в рамках выставки MiningWorld Russia-2021, а также на тягач поколения К6 КАМАЗ-54907 – тот самый «Континент», впервые показанный публике на сентябрьском ComTrans-2021, который умеет сам перестраиваться между полосами движения, тормозить перед барьерами и держать заданную скорость в колонне. Такие возможности соответствуют третьей степени автономности по шкале от 0 до 5, но перспективная задача, на которую нацелен "КАМАЗ" – это высший 5-й уровень, при котором машина становится полностью самостоятельной. В достижении этой цели и должен помочь Trimble, чье оборудование призвано обеспечивать соответствие траектории движения грузовика заданному маршруту. В настоящее время компании ведут активный поиск лучших решений - "КАМАЗ" получает от разработчиков новые модификации навигационных систем и тестирует их на практике.

Испытания
ГНСС-решений (глобальные навигационные спутниковые системы) от Trimble "КАМАЗ"
проводил как в Челнах, так и в сложных климатических условиях Ханты-Мансийского
автономного округа. На грузовики ставился приемник Trimble BX992, который умеет
выдавать геоданные о местоположении машины с частотой 100 Гц – на современном
уровне развития технологии это один из лучших показателей. Фирменное решение Trimble
Maxwell 7, реализованное в приемнике, защищает электронику машины от приема
ложных ГНСС-сигналов и радиочастотных помех. Еще один алгоритм Trimble ProPoint
позволяет комбинировать ГНСС-сигналы GPS, ГЛОНАСС, Galileo, Beidou и QZSS во
всех диапазонах, повышая их точность. Благодаря этой технологии грузовик
сохранит высокоточное управление, даже теряя спутниковый сигнал в сложных
условиях приема – это одно из конкурентных преимуществ решения от Trimble.
Отметим, что на сегодняшний день оборудование компании и разрабатывается, и
производится частично за рубежом, частично в России, однако Trimble активно
движется к локализации своего производства на нашей территории.
«Система
Trimble показала себя крайне эффективно на всех участках, обеспечив заявленный
уровень сигнала и точность, – оценил технологию главный конструктор
инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ» Сергей
Назаренко, - Кроме того, коллеги из Trimble быстро реагируют на наши
запросы, предоставляют оборудование и техподдержку, помогают с обучением
персонала».
«ТЕХНОЛОГИЯ
ДЕШЕВЕЕТ С КАЖДЫМ ГОДОМ»
Камский
автозавод уже не один год занимается внедрением систем помощи водителям ADAS,
которая наряду с оборудованием ГНСС использует целый ряд датчиков, камер и
сенсоров. ADAS
был
готов к установке на грузовики еще четыре года назад, однако не готов оказался
рынок – к росту ценника машины на 3-4%. По инициативе дилеров оснащение
грузовиков системой, которая в будущем должна вырасти в полноценный автопилот,
была отложена. Этим летом на форуме Renwex-2021 главный конструктор по
автомобилям НТЦ "КАМАЗа" Андрей
Савинков обозначал периодом массового внедрения ADAS второго
уровня в камазовские электробусы 2023-2024 годы, но отдельные образцы грузовой
техники оснащены пятым ADAS`ом
уже сегодня – таковым является, например, карьерный самосвал «Геркулес»,
способный перевозить полезные ископаемые в карьерах без участия водителя.
Решения от Trimble дополняют ранее внедренный "КАМАЗом" функционал точностью
геопозиционирования – до сантиметровой точности, как утверждает директор по
развитию сельскохозяйственного направления Trimble в России, Беларуси,
Узбекистане и Монголии Денис Дудкин.

«У «КАМАЗа» есть огромное количество собственных наработок в усовершенствовании своей ADAS. Мы обеспечиваем высокоточное позиционирование автомобиля при помощи решения, более универсального, чем традиционная технология RTK – мы используем сервисы спутниковой коррекции Trimble RTX, которые действуют абсолютно повсюду в мире», - пояснил Дудкин.
"КАМАЗ", таким образом, сегодня закупает у Trimble как оборудование – чипсеты, антенны и прочее, - так и доступ к фирменным сервисам, но пока только в объеме, необходимом для испытаний и поиска новых технических решений. К серийному внедрению систем помощи водителю "КАМАЗ" и его партнеры целенаправленно движутся, и часть барьеров за минувшие годы снялась – в первую очередь проблема цены.
«Действительно, четыре года назад применение таких систем существенно удорожало стоимость автомобиля, но за прошедшее время радары, лидары, и другое оборудование для автономной навигации подешевели и год от года продолжают стремительно падать в цене, - подтвердил "Вестям КАМАЗа" Дудкин, - Однако для того, чтобы запустить технику с элементами автономности в промышленную эксплуатацию, должно поработать государство. Нормативной базы пока нет, а она необходима не только дорогам общего пользования. И полевые дороги, и собственно поля так же требуют своих регламентов движения, поскольку на них тоже работают и люди, и другие машины. Пока ни в каких условиях работы автономность техники нормативно не подкреплена, и это остается основным сдерживающим фактором».

Потенциальный же клиент, по словам представителя Trimble, был приятно удивлен наработками "КАМАЗа" в развитии сельскохозяйственной техники: многие крупнейшие агрохолдинги страны по итогам «Югагро» изъявили желание опробовать автоматизированный КАМАЗ-65119 на своих полях. Можно надеяться, что не за горами и то время, когда законодательная власть найдет в себе силы регламентировать эксплуатацию автономного транспорта. Мировой автопром вынудит и, вполне возможно, подскажет базовые решения, поскольку еще два года назад Евросоюз объявил о заключении предварительного соглашения, которое обяжет всех производителей выпускать автомобили только с системами помощи водителю. К настоящему времени о готовности своих технологий к переменам заявил не только "КАМАЗ", но и, в частности, шведская Scania, которая тоже научила свои грузовики удерживать полосу, отслеживать дорожную разметку и контролировать слепые зоны. Не отстает и Япония, славная своими достижениями на ниве электроники – в этом году компания Denso представила собственную обновленную технологию автоматической помощи водителю, хотя речь пока идет только о легковом сегменте: комплектом из лидара и оптического сенсора, распознающими и разметку, и дорожные знаки, оснащены Lexus и Toyota этого года выпуска.
Фото: "Вести КАМАЗа", пресс-служба ООО "Тримбл Рус"