Несмотря на малореальные сроки, в которые челнинским строителям предстоит закрывать план по вводу жилья, автоград в докладе его мэра Наиля Магдеева по итогам 2024 года выглядит цветущим садом для горожан и Меккой для предпринимателей: местные дороги опровергают поговорку о двух бедах России, иностранцы приносят в Челны миллиарды, а местная промышленность неукоснительно исполняет гособоронзаказ, между делом открывая новые цеха и склады.
ГОРОД НЕ СДАЛ ПЯТУЮ ЧАСТЬ ЖИЛЬЯ
В свой относительно лаконичный отчетный доклад по итогам уходящего года мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев включил, помимо уже по большей части известных экономических показателей, результаты жилых и дорожных строек; развитие территории опережающего развития, в которую снова пошли резиденты; усилия города на ниве гуманитарной и шефской помощи в контексте СВО.
Почти все затронутые мэром вопросы подкреплены актуальной повесткой дня. Так, объем строительства жилья в Челнах, как это часто бывает в конце года, не может не провоцировать сомнения в исполнении плана, так как последняя рабочая неделя стартует со сданными в эксплуатацию 253 тыс. кв. м. из 320 тысяч заданных. Магдеев, однако, в полной уверенности заверил, что годовой план будет исполнен.
Тема дорожного строительства еще более актуальна, но в позитивном ключе: накануне президент РФ Владимир Путин по видеосвязи торжественно объявил открытым обход Набережных Челнов и Нижнекамска – участок М-12 протяженностью 81 км и стоимостью 79 млрд рублей, над которым в течение двух лет работали пять подрядчиков. Четырехполосная трасса с десятью мостами и пятью развязками, по словам Магдеева, оставалась объектом дискуссий много лет: рассматривались десятки вариантов ее маршрута. Мэр напомнил, что до сих пор по Казанскому проспекту через Челны проезжали свыше 60 тыс. транзитных автомобилей, перегружая участок городской дороги длиной 24 километра. Этот ненужный Челнам трафик влиял и на экологию, и на транспортную доступность, и на показатели аварийности.
Путин, открывая вчера дорогу, отметил, что М-12 будет развиваться и дальше, соединяя Казань с Екатеринбургом, Тюменью и устремляясь дальше на восток.
«Эта дорога построена в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», - отметил мэр, - в рамках которого реализованы многие проекты в Набережных Челнах. По этому проекту мы, в частности, приобрели 46 автобусов в начале года и 44 – в конце. Мы еще подведем итоги, завершая год, но уже сейчас мы видим снижение количества ДТП и погибших. Речь идет не только о качестве дорог в городе, которым мы выгодно отличаемся, но и о сохраненных жизнях. Руководство страны успешно решает эти задачи. Вчера был открыт не только наш объект – и в Московской области, и в Башкортостане открылись дороги, и три аэропорта». Вместе с обходом Челнов, уточним, были с той же целью введены в эксплуатацию отрезок М-12 в Башкортостане и обход деревни Малые Вязёмы под Москвой, сдана новая развязка в Санкт-Петербурге и терминалы аэропортов Магадана, Чебоксар и Ставрополя. Магдеев выразил надежду, что нацпроект будет работать в Челнах и в следующем году, несмотря на смену титула – теперь подобная программа будет называться «Инфраструктура для жизни».
На фоне субботней атаки украинских БПЛА на Казань злободневно прозвучала и тема СВО. По данным администрации, в зону спецоперации за все время уехали свыше 3,5 тыс. уроженцев Набережных Челнов. Имена тех из них, кто не сможет вернуться домой, высечены на стене мемориала Родина-мать. Говоря о сделанном за год, Магдеев сообщил, что общий объем отправленной из автограда шефской и гуманитарной помощи превысил 1 тыс. тонн, включая свыше 390 т продуктов и техники, переданных в Лисичанск с командой Рустама Гатина: город обеспечивает его полевую кухню не только продуктами, но и запчастями, и зарплатой поваров – то есть полностью финансирует волонтерский проект. На своей территории Челны поддерживают в первую очередь семьи погибших и служащих бойцов через специальные муниципальные программы.
За период боевых действий у мобилизованных и контрактников дома родились 57 детей – на каждого исполком выделил родителям по 100 тыс. рублей и по комплекту детских вещей.
МАЛЫЙ БИЗНЕС ДАЕТ БОЛЬШЕ ТРЕТИ НАЛОГОВ И ПОЧТИ ТРЕТЬ ВЫРУЧКИ ЧЕЛНОВ
Обратившись к экономическим успехам автограда, Магдеев первым делом отметил прогнозируемое исполнение годового плана "КАМАЗом" и остановился на некоторых инвестпроектах среднего бизнеса. В озвученный им список вошли:
- ЗАО «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени С.П. Титова»: установлена новая линия для производства гофроящиков
- «ТЭМПО»: холдинг ввел в эксплуатацию логистический комплекс и наладил производство двигателей внутреннего сгорания для грузовиков
- НПО «Ростар»: объединение запустило автоматизированный участок литейного производства для выпуска автокомпонентов грузовых автомобилей
- «Астейс»: компания ОПК нарастила выпуск бронеавтомобилей в 1,5 раза и завершила разработку новой модели броневика «Патруль»
- «Ремдизель»: завод купил оборудование для серийного производства двигателей к КАМАЗам.
«Государственный оборонный заказ предприятиями города выполняется в полном объеме и в установленные сроки», - заверил Магдеев. Что касается гражданских проектов, то инвестиции в них, по словам мэра, растут на протяжении последних трех лет:
Оценивать состояние малого и среднего бизнеса спикер традиционно начал с ТОР, 88% резидентуры которого формируют местные компании. От плановых показателей, заложенных в цели проекта ТОР, челнинские резиденты убежали вперед еще в первые годы его работы, на сегодня отрыв выглядит так:
При этом «старые» резиденты не ограничиваются исполнением плана – встав на ноги, они масштабируют свои производства:
Особенно приятным для исполкома должен быть тот факт, что в этом году, после длительного периода вялого пополнения ТОР новыми юрлицами, на территорию зашли шесть новых проектов с хорошими инвестициями:
Из них к производству и его обслуживанию не имеет отношения только стройка новых терм в микрорайоне Притяжение, в которую «ФОК "Курорт"» планирует вложить 678 млн рублей. Помимо новичков очередной завод запустил в этом году и Haier – теперь у китайцев в Челнах шесть заводов и одно общежитие, в которые вложены уже 35 млрд рублей. Следующим мощным проектом должен стать российско-иранский завод полуприцепов стоимостью 11,3 млрд рублей.
Как таковой малый и средний бизнес по нынешним временам перечисляет в местный бюджет больше 3 млрд рублей и по году обеспечит 38% налогов вместо прошлогодних 35%. Оборот МСП вырастет на 8% до 638 млрд рублей – это около трети от выручки всех предприятий Челнов. Количественно компании приросли за год на 4% до 27,6 тыс. субъектов.
Фото: nabchelny.ru, news102.ru, Татар-информ