USD

92,5919

EUR

100,2704

Казань

Наб.Челны

USD

92,5919

EUR

100,2704

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

О ГОДАХ РАБОТЫ НА КАМАЗе (1973-2008). ЧАСТЬ 1.

104
0
0
0

Вспоминает Иван Дмитриевич Поликарпов - переводчик, позднее начальник отдела технического перевода Управления внешних связей КАМАЗа.

Внизу на фотографии он первый слева.

«Впервые о планах строительства комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей на территории республики Татарстан я узнал из средств массовой информации в 1969 году, будучи на военной службе в рядах ГСВГ на территории бывшей ГДР.

Я был призван на военную службу военкоматом города Лениногорск ТАССР.

И там же была информация, что к поставке технологического оборудования на заводы будущего комплекса планируется привлечь фирмы ряда стран со всего мира, в том числе фирмы из ФРГ и ГДР.

Я тогда же подумал, что смогу быть полезным там как специалист, знающий немецкий язык.

Вернувшись после военной службы в октябре 1971 года в город Лениногорск, начал работать в одной из школ города учителем немецкого и английского языков.

А в марте 1972 года впервые специально приехал в город Набережные Челны, чтобы узнать о возможностях трудоустройства на КамАЗе.

В отделе кадров Генеральной дирекции, который располагался в вагончике в поселке ГЭС (в районе нынешнего музея города), мне сообщили, что работы в качестве переводчика пока нет, но предложили оставить свою автобиографию, предварительное заявление по трудоустройству и домашний адрес.

В конце марта 1973 года получил приглашение работать на КамАЗе.

Второго апреля 1973 года я уже был принят на работу в отдел по работе с иностранными специалистами (ОРИС) генеральной дирекции КамАЗа на должность старшего инженера.

В то время должности переводчика в штатном расписании генеральной дирекции вообще не было.

Волей судьбы, я был принят тринадцатым по счету работником отдела.

Начальником отдела был Песин Яков Семенович, приехавший из Украины.

Яков Семенович закончил факультет иностранных языков Ленинградского университета и прекрасно говорил на английском и немецком языках.

Далее, с 1984 года он работал помощником генерального директора КамАЗа Беха Николая Ивановича и с ним в той же должности работал в Елабуге на строящемся «тракторном» заводе, который в итоге так и не состоялся.

Его заместителем был Сабуров Олег Александрович, участник Великой Отечественной войны, работавший до КамАЗа на острове Кунашир Сахалинской области.

Середина 1970-х годов.

Слева направо:

1. Поздняков Сергей Николаевич – директор УВС КАМАЗа

2. Песин Яков Семёнович – начальник отдела технического перевода

3. Мельников Николай Георгиевич – директор гостиницы в доме 1/06

4. …

5. …

6. Сабуров Олег Александрович – заместитель директора УВС

7. …

.

Отдел располагался на четвертом этаже Генеральной дирекции на ГЭСе.

В отделе уже были переводчики английского, немецкого, французского и итальянского языков, а также инженеры по организации шеф-монтажных работ иностранных специалистов.

К этому времени на площадке между первой дорогой и корпусом строящегося завода двигателей под открытым небом уже были складированы «горы» огромных ящиков импортного оборудования.

Это объяснялось, по моему мнению, отставанием строительных работ и отсутствием каких-либо складских помещений.

Хранение дорогостоящего импортного оборудования под открытым небом доставляло позже в период его шефмонтажа много хлопот нашим инженерам в отношении того, что часть оборудования местами покрывалось ржавчиной, электроника без «подпитки» от электрических батарей просто «уснула».

Отставало строительство не только заводских корпусов, но и бытовых объектов.

Я имею в виду гостиницы для проживания иностранных специалистов и ресторанов для организации их питания и вечернего досуга.

Следствием этого явилось, что первых иностранных специалистов приходилось ежедневно возить в гостиницу в город Нижнекамск, а обед привозить на рабочее место специалиста из ресторана гостиницы «Кама», расположенной на сегодняшней улице Гидростроителей.

Первым иностранным специалистом на КамАЗе был итальянец Джорджио Кольпо, приехавший в июне 1973 года на монтаж и пуск в эксплуатацию наружной компрессорной установки на РИЗе.

Переводчиком с ним работала опытный специалист Данилова Людмила Николаевна, приехавшая к нам с ВАЗа.

Она жива-здорова и живет в нашем городе.

Вторым иностранным специалистом на КамАЗе был Михаэль Мойзель, представитель фирмы «Гальванотехник» из западногерманского города Золинген под Дюссельдорфом.

Он работал тоже на РИЗе на монтаже и пуске в эксплуатацию гальванической установки.

Это уже была вторая половина 1974 года и к этому времени была уже почти сдана в эксплуатацию гостиница в здании 3/08 с пристроенным рестораном «Россия».

С господином Мойзелем был небольшой курьез, связанный с его ростом.

Стандартные койки в гостинице были длиной 180 см., а г-н Мойзель был ростом 195 см., что вынудило «реконструировать» кровать и пристроить к ней недостающие сантиметры.

И до сдачи гостиницы 3/08 он был вынужден тоже ежедневно ездить в Нижнекамск.

Потом начались «бешеные» годы массового монтажа технологического оборудования как отечественного, так и импортного производства.

Шли шеф - монтажные и пуско-наладочные работы импортного оборудования на заводе двигателей, где первыми появились американские специалисты фирмы «Ингерсол-Миллинг Компани» на автоматической линии обработки картера двигателя (расположена в самом начале завода со стороны Нового города).

Внизу на фотографии автоматическая линия обработки блока цилиндров двигателя фирмы «Ингерсол».

Производительность её - 36 блоков в час.

Данная линия до сих пор в эксплуатации и обрабатывает картера для ремонтных двигателей.

Рядом шел монтаж линии обработки гильзы другой американской фирмы «Эксцелло».

Чуть дальше работала западно-германская фирма «Хаберзанг-Цинцен», оборудование которой было предназначено для обработки мелких стальных деталей.

Одновременно работали специалисты фирмы «Морандо» (Италия) на линии обработки маховика, специалисты фирмы «Бурр» (ФРГ) на линии шатуна, «Шаудт» (ФРГ) на линии распределительного вала.

Рядом монтировалась линия обработки коленчатого вала, поставленного американской фирмой «….».

Далее в сторону кузнечного завода начинается производство деталей коробки перемены передач (КПП).

Здесь шла работа специалистов двух крупных западно - германских фирм «Либхерр Ферцантехник ГмбХ» и «Хюллер – Хилле ГмбХ» с их 29 субпоставщиками.

Сотрудничество КамАЗа с фирмой «Либхерр» продолжается до сих пор; за последующие годы она поставила на КамАЗ множество металлообрабатывающих станков, а сейчас идет совместная с этой фирмой работа по организации производства новых дизельных двигателей.

Одновременно разворачивались шеф - монтажные работы на кузнечном, агрегатном, автосборочном, прессово-рамном, литейном заводах.

На литейном заводе преимущественно было оборудование, поставленное фирмами США; на ПРЗ шел монтаж и пуско – наладка уникальных прессов из Японии, на кузнечном заводе – линия по обработке коленчатого вала фирмы «Рейншталь-Техник ГмбХ» из ФРГ».

Внизу на фотографиях холодноштамповочные прессы с выдвижными столами фирмы «Эрфурт», установленные на Прессово-рамном заводе в 1975 году.

Продолжение следует ...

0
0
104
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Зоострадатели вы где ? Ау...
Девочка, которую укусил бродячий пес, получит 200 тысяч от мэрии Нижнекамска
28.03.2024 13:19
Когда укусил золотой ретривер
Девочка, которую укусил бродячий пес, получит 200 тысяч от мэрии Нижнекамска
28.03.2024 13:19
Это прорыв! Рывок как говорится...
«Челныводоканал» объяснил причину провала в 32 комплексе: разрушился канализационный колодец
28.03.2024 13:14
сделайте такую оплату в заводских автобусах, а то стоим на каждой остановке для оплаты выходящих
В больших автобусах в Челнах внедрены новые формы бесконтактной оплаты
28.03.2024 13:12
Комментарии

0

Ваш комментарий
Сводка СВО: террористов «Крокуса» вербовали через канал ИГИЛ*
Сводка СВО: за год в России национализированы 15 предприятий ВПК; в «Крокусе» завершены поиски пострадавших
Сводка СВО: по делу «Крокуса» арестованы еще трое; Киев готовится мобилизовывать сразу после совершеннолетия
Сводка СВО: иракцы атаковали американский аэродром; греческие коммунисты остановили состав с танками США
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть