На заводе двигателей продолжается подготовка к запуску нового рядного шестицилиндрового двигателя. Готовится к окончательной приемке линия обработки головки блока цилиндров с использованием высокоточного оборудования измерительной лаборатории. Три единицы техники, расположенные на её площади, позволят контролировать качество изготовления ГБЦ для двигателя Р6.
Обрабатывающее оборудование уже прошло проверку по 10, 20 и 30 операциям предварительной обработки головки блока цилиндров: «Чтобы протестировать обрабатывающие центры, мы привезли из цеха детали, дали им отстояться при температуре 19-21 °C и лишь потом произвели замеры», – главный специалист по качеству проекта «Тибет» Айнур Хамидуллин рассказывает про новое оборудование.
Контурограф фирмы Mahr позволяет измерить все параметры контура (угловые положения, мелкие радиусы и.т.д.) и шероховатости. Проще говоря, оценивает, насколько гладко обработаны поверхности головки блока цилиндров. Система полностью автоматическая, она обеспечивает высокую точность измерений. Оператору достаточно загрузить деталь – и тут же начинаются её замеры.
Контурограф также будет участвовать при проведении приёмки линии механической обработки ГБЦ, во время которой будут измерены все обработанные детали. В начале производства планируют измерять в смену 10% ГБЦ. Если этот процесс будет стабильным, то выборка будет уменьшена до 2%.
«А вот это координатно-измерительная машина Zeiss для измерения геометрических параметров детали, линейных размеров, положений отверстий. На ней можно измерять не только ГБЦ, но и другие детали, она универсальная», – говорит Айнур Хамидуллин.
Третья измерительная машина Mahr уникальна. Она позволяет измерять доли микрона: это необходимо в связи с высокими требованиями, предъявляемыми к параметрам (цилиндричность, биение, некруглость) сёдел и направляющих втулок клапанов. Машина измеряет отклонения от формы в отверстиях под клапанную группу головки блока цилиндров.
Все три единицы техники объединит один сервер, на который будут стекаться данные по проекту со всех линий и операций. Кроме того, каждая головка будет пронумерована 2D-кодом DataMatrix, c помощью которого измеренные результаты сохраняются в привязке к конкретной детали. В дальнейшем с этого сервера будет настроена автоматическая рассылка информации по качеству нового двигателя всем заинтересованным участникам производства.