Синие НЕФАЗы для Челнов уже в сборке, а город тем временем собирает пакет хотелок, которые рассчитывает предъявить вышестоящим бюджетам к Дням рождения – своему и первого камского грузовика. Перспективы Челнов в развитии транспортной сети комплексно обсуждались сегодня на сессии горсовета в самом позитивном контексте и стали главной темой заседания.
ПОЛОВИНА ПАРКА К СЛЕДУЮЩЕМУ ГОДУ
Новые 44 автобуса большой вместимости, предназначенные для пассажирских маршрутов Набережных Челнов, в настоящее время собираются на «НЕФАЗе» и должны поступить в автоград уже скоро – вероятно, в ноябре. Услышав об этом сегодня на заседании горсовета в докладе первого замруководителя исполкома Ильи Зуева, мэр города обратился и к будущему эксплуатанту – руководству МУП «Горкоммунхоз» – с вопросом об организационной готовности выставлять НЕФАЗы на маршруты. Сошлись в итоге на том, что крайний срок начала работы автобусов в городе – новогодние каникулы.
«"КАМАЗ" свою задачу выполнит – раз Сергей Анатольевич (гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин) слово дал, у нас никаких сомнений нет. Но готовы ли мы организационно? И по водителям у нас большая проблема, как и в целом по стране. Если водителей не хватает, то автобусы будут стоять в гараже, какими бы новыми и красивыми они ни были. Ваша задача сделать так, чтобы наши усилия и финансовые затраты [не были напрасны]. За каждый автобус мы будем платить живыми деньгами из дополнительных доходов городского бюджета. В бюджете нет строки для оплаты лизинговых автобусов, нам сказали: если доходы будут – пожалуйста, покупайте. А если их не будет – не покупайте. Почему мы за каждую копейку и бьемся. А вы, друзья-коллеги, должны сделать так, чтобы нашим трудом заработанные автобусы не позже второй половины декабря, если они в ноябре придут… или в начале января вышли уже на маршруты города. Давайте такую задачу себе ставить», - поручил «Горкоммунхозу» Магдеев.
Ожидаемая партия НЕФАЗов, как уточнил мэр, на этот раз закупается по программе Государственной транспортной лизинговой компании – как и прошлогодние, торжественно переданные "КАМАЗом" городу на майдане. Предыдущая же поставка, первая в этом году, была приобретена благодаря казначейскому кредиту – Центробанк выделил деньги Татарстану под 3% годовых, а республика распределяла закупку по муниципалитетам, по потребности. Так, разными путями, с 2021 года автоград приобрел в общей сложности 90 НЕФАЗов с датчиками пассажиропотока, безналичной оплатой, камерами в салоне и голосовыми сообщениями об остановках. По словам Зуева, шесть автобусов оснащены еще и системами фотовидеофиксации «Паркон-а» - с их помощью «Горкоммунхоз» отслеживает и передает в ГАИ информацию о заездах автомобилей на выделенную для общественного транспорта полосу. Одна такая система стоит около 2 млн рублей, но если «Паркон-а» докажет свою эффективность в вопросе очистки от автомобилей остановок, то город готов закупить еще.
Рассказывая о текущем состоянии пассажирского парка в Челнах, Зуев отметил, что большие автобусы были переданы муниципальному предприятию ради их сохранности, и сегодня на базе МУПа имеются портальная автомойка, реконструирована ремонтная мастерская, а сейчас реконструируются и гаражные боксы. На конечных остановках создана инфраструктура для водителей.
Все, что делается в МУПе ради бережного обслуживания автобусов – критически важный момент последовательной транспортной реформы. Первая и неудавшаяся попытка города перевести пассажирские перевозки на камазовскую технику, которая завершилась возвратом производителю всего автопарка, привела к взаимным претензиям продавца и покупателя: город утверждал, что автобусы быстро выходят из строя, а завод отвечал, что при обширной географии продаж НЕФАЗов наблюдается подобное только в Челнах, так как эксплуатант - МУП «Электротранспорт» - не способен содержать свою технику в адекватных условиях. Теперь стороны нашли вариант, как избавить друг друга от самой основы для подобных споров: вложившись в свою техническую базу, муниципальное предприятие в этом году было аттестовано в качестве сервисного центра ПАО "КАМАЗ". Иначе говоря, оно теперь соответствует требованиям производителя к оснащенности и подотчетно ему в этом плане.
В общей сложности, как напомнил сегодня Магдеев, муниципалитет ориентирован на 250 больших автобусов. К следующему рабочему году, таким образом, стратегический план будет исполнен чуть больше чем на половину – по дорогам города будут бегать 134 НЕФАЗа. Над дальнейшим пополнением автопарка исполком намерен думать в следующем году, по мере пополнения бюджета.
«ПОЧЕМУ НОВАЯ СЕТЬ ПОНАДОБИЛАСЬ? ПОТОМУ ЧТО НОВЫЕ МИКРОРАЙОНЫ ПОЯВИЛИСЬ»
Желаемый автопарк чуть превышает число автобусов, которые сегодня фактически работают в Челнах. По словам Зуева, 17 актуальных маршрутов обслуживают в общей сложности 230 автобусов от «Горкоммунхоза» и частных «Пассажирских перевозок». Отношение к этим компаниям в городе разнится кардинально. Как высказалась на сессии депутат Татьяна Гурьева, сегодня претензий у горожан к муниципальному транспорту нет – отзывы только положительные – но с частными автобусами малой вместимости, работающими под крылом ООО «Пассажирские перевозки», все плохо.
«Очень много жалоб от пенсионеров на хамское отношение, - констатировала Гурьева. - Проезжают мимо остановок, в микроавтобусах не дают возможности оплачивать транспортными картами, портят их. Горожане жалуются, что частные перевозчики могут по своему желанию менять маршруты, а на проблемы с безналичной оплатой указывают люди всех возрастов. Кроме того, постоянны жалобы с проспекта Чулман – особенно они касаются маршрута № 27. Люди не могут добраться до работы. Проблема почему-то не решается. Мы услышали, что после Нового года должны добавиться 44 автобуса, это хорошо, и будем надеяться, что в следующем году появятся еще, но хотелось бы знать, сколько из нынешних 140 микроавтобусов будут работать в будущем году? И как городская власть намерена наводить порядок в этой сфере».
Отвечать пришлось Зуеву. Докладчик заверил, что его департамент работает над каждым обращением, найденным в соцсетях, в прессе и поступившим напрямую. «У нас в автобусах установлены видеокамеры с аудиозаписью, и по каждому случаю дается оценка, вплоть до увольнения водителей. Результаты есть», - к этим словам Зуева мэр добавил, что важно только указывать время и место инцидента, а также номер автобуса.
По поводу присутствия на дорогах частников Зуев уточнил, что контракт с «Пассажирскими перевозками» истекает 10 января. «После разработки новой маршрутной сети мы планируем провести конкурс, но из складывающейся ситуации нам видится, что перевозить людей будут наши городские предприятия – «Электротранспорт» и МУП «Горкоммунхоз». С 27 маршрутом разберемся и официально ответим», - сказал первый замруководителя исполкома.
Упомянутую маршрутную сеть, напомним, должно было представить в ноябре ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», но Зуев сегодня отметил, что работа будет окончена к концу года. Магдеев, видимо, отвечая на заочные вопросы по поводу новых бюджетных трат на очередного проектировщика маршрутов, пояснил, что та сетка, которая была внедрена питерским НИИ в 2015 году, больше не соответствует масштабу города.
«Почему новая сеть понадобилась? – озвучил мэр известный вопрос. - Потому что новые микрорайоны появились – город то развивается! Один только микрорайон Замелекесье – это 50 тысяч жителей. В год по 300 тысяч квадратных метров жилья вводим - это 40-41 многоквартирный дом. 69, 63 комплексы, микрорайон "КАМАЗ" появится. Поэтому то, что мы 10 лет назад утверждали, сегодня уже в полной мере не работает. Так что и этим вопросом параллельно занимаемся».
Кроме новой сети город озадачился установкой табло на 52 остановках – они все еще работают в тестовом режиме. Зуев пояснил, что хочется их получше оптимизировать, а тем временем для горожан разрабатывается и мобильное приложение, с которым автобусы можно будет отслеживать в реальном времени.
10,5 МИЛЛИАРДА НА ТРАМВАИ – ИЗ БЮДЖЕТА ЮБИЛЕЕВ?
Не менее важной для города прозвучала сегодня тема трамвайного сообщения, на которое, по словам Зуева, приходится ровно половина всех пассажирских перевозок в Челнах. Обеспечивают его 11 маршрутов и 103 единицы подвижного транспорта, из которых в сутки задействованы 55 вагонов.
Зуев описал ситуацию с трамваями подробно, углубившись в историю: напомнил, что камазовский «Электротранспорт» появился в 2000 году путем преобразования трамвайного управления компании, а в декабре 2013-го "КАМАЗ" подарил ООО городу.
За три первых года общество под муниципальным контролем ввело в эксплуатацию 20 новых низкопольных вагонов, и потом, в 2021-м, получило еще 10 штук от правительства Москвы по протекции Когогина. К настоящему же времени, отметил докладчик, из 103 вагонов 69 – устаревшей модели 71-605. Они работают уже больше 35 лет, а средний возраст трамвайного парка Челнов составляет 26 лет. Как позже уточнил гендиректор «Электротранспорта» Рашид Шамсудинов, к 26 годам нужно прибавить еще полгода, при этом по России средний возраст трамвая – 20-21 год, в Казани – 7-8 лет.
«Для качественных перевозок городу нужно закупить 72 вагона, на что необходимы средства в размере 6 миллиардов рублей», - констатировал Зуев.
Трамвайные пути в Челнах протянуты на 115 км и изношены на 74%. Капремонта требуют 85 км путей – это те, которые эксплуатировались больше 45 лет, но неудовлетворительным состоянием характеризуется большая часть путей. Нормативный срок их использования до капремонта составляет 22 года.
«Ориентировочно на эти цели нужно 4,5 миллиарда рублей, - добавил спикер к стоимости вагонов. - Сейчас скорость движения на семи участках ограничена 10-25 километрами в час».
В этом десятилетии пути ремонтировали дважды: в 2021 году на проспекте Сююмбике между остановками «Аптека» и «Татарстан», и в 2023-м - на улице Машиностроительной от «Центра слуха» до проспекта Раиса Беляева в обоих направлениях. В числе ближайших планов, однако, ремонт озвучен не был – город сейчас занимается проектом строительства новой ветки на ЗЯБе и ГЭСе, а также в Замелекесье. Первый этап спроектирован на 10,2 км, от «Микрорайона бумажников» до Казанского проспекта, и стоить он будет по смете от второго квартала этого года 1,7 млрд рублей. Второй этап ветки протянется на 3,2 км и стоить будет ориентировочно 774 млн рублей.
Сейчас исполком ищет источники финансирования и, кажется, надеется, что нашел. Учитывая, что эти весьма обширные потребности были озвучены в один день, и чуть ли не в одном контексте с известием о подписании президентом РФ указа о подготовке к празднованию 400-летия Челнов и 50-летия первого грузовика КАМАЗ, и что город в этой связи рассчитывает на вливания в свою инфраструктуру, можно заключить, что трамвайная тема прозвучала на сессии неспроста. Отметим, что доклад Зуева изначально в повестку заседания, разосланную депутатам, не входил, и на встречах депутатских комиссий предварительно не обсуждался – он был инициирован оперативно на фоне подписания указа. Мэр же, комментируя доклад, заявил, что для трамвайного хозяйства «есть уникальная возможность».
«Вопрос финансовоемкий, цифры вы слышали, - взял слово Магдеев. – Есть уникальная возможность развивать экологичный, довольно скоростной вид транспорта. Неслучайно мы сделали проект первой очереди. В перспективе мы хотим замкнуть кольцо и иметь хорошие возможности по трамваю. Второй момент касается текущего содержания и трамвайных путей, и подвижного состава. Думаю, мы будем обращаться и к руководству республики, понимая, что полумиллионный город должен иметь приличные трамваи. Город-труженик, который будет в ближайшее время отмечать 400-летие со дня основания. Город, который является родиной легендарных КАМАЗов. Поэтому 26 лет – не очень прилично».
Фото: "Вести КАМАЗа", nabchelny.ru
Добрый день, поддерживаю гостя 545, необходимо протянуть московский на Зяб и пробок станет меньше
Ответить (0)Чот сколько бы этих больших автобусов не закупали и не выводили на линии , город продолжает ездить на вонючих газельках, с водителем скотом и хамлом и орущей на весь салон бабкой которая не успела вылезти и которых в мороз не дождёшься, с в
Ответить (0)Строительство трамвайной ветки оценили 1 700 000 000 (первый этап), один автобус стоит 12-13 млн, ну ладно на обслуживание докинем 1 млн. поделим выделенную сумму на 14 млн и получим 121 автобус. Мне кажется математикой не всё в порядке у людей, закупите автобусы!!!
Ответить (0)а может вместо трамваев закупить троллейбусы? и пути трамвайные заасфальтировать - готовая выделенная полоса для них. можно сэкономить кучу денег и сделать всё быстрее
Ответить (1)Как ты в трамвайную колею поместишь полосу для троллейбуса, который 2,5 метра шириной
разгрузите проспект Хасана Туфана!!! в часы пик утром и после 16ч пробки мощные!
Ответить (0)Мечтатели! Какая новая ветка трамвайная? Город стоит в пробках!!!!! Московский проспект наконец то дотяните до ЗЯБи!!!! и Несколько подземок или надземок надо как воздух!!!! И развязок
Ответить (0)Чтобы была окупаемость больших автобусов, нужно полностью отказаться от вонючих газелек! Иначе опять власть будет ныть, что большие автобусы убыточны.
Ответить (0)МУП ЭТ, МУП ГКХ - потом что? Да ООО учрежденная муниципалитетом, потом опять частники.
Ответить (0)