Карьера Николая Удельнова складывалась на «КАМАЗе», можно сказать, классически. В 22 года придя на автомобильный инженером-технологом, выпускник КамПИ стал продолжателем камазовской династии. Позже перешёл в ДУП. Как-то в разговоре с отцом, который до ухода на пенсию работал в службе главного сварщика ТЦ, на его вопрос: «Вернулся бы на автомобильный?», подумав, вполне серьёзно ответил: «Да. В качестве директора». И вот уже позади первые сто дней.
– Николай Николаевич, в этот период вы сделали для себя какие-то открытия?
– Я же знал, куда иду (улыбается). С самого начала финишный завод «КАМАЗа» ассоциировался у меня с передовой на линии фронта. Поэтому, наверное, не открытия, а просто стало виднее: нам есть куда развиваться. А после участия в дилерской конференции решил, что необходимо как можно больше напрямую работать с потребителями.
– И точно для себя определили – что нужно изменить?
– Стратегически – да. В первую очередь – команду, которая в преддверии выпуска автомобилей поколения К5 и цифровизации должна обеспечить будущее завода на ближайшие 10-15 лет. Управлять в одиночку невозможно, тем более, у нас фактически два завода в одном, агрегатное производство и автосборочное, и они абсолютно разные. Поэтому на ключевых постах оказались Наиль Замалиев – главный инженер и Владимир Шакиров – зам по производству. Оба – воспитанники АвЗ, инициативные, грамотные, прошедшие все ступени по своим направлениям. Они не понаслышке знают, что мешает нам двигаться вперёд. На этом я сконцентрировал и участников заводской стратегической сессии – она пришлась на второй день моего директорства. Выбрать было из чего, сейчас все проекты в работе, привлекаем неравнодушных инициативных людей – бригадиров, мастеров, рабочих. Своим личным проектом я взял сокращение потерь ГСК-1, ГСК-2 за счёт оптимизации процессов работы с НСИ (исключение некорректного списания, изменений КТД в отчётном периоде) и приведение фактических остатков к расчётным. Среди проблем, бытующих из года в год…
– Пресловутая текучка?
– Я бы сказал иначе – некий стереотипный имидж работы на конвейере: «низкооплачиваемый труд и люди как роботы». Это далеко не так, и задача – уйти от этого «печального образа». Тем более что минимальная зарплата на ГСК сейчас – 30 тысяч, немало тех, кто зарабатывает значительно больше. Очень правильно, что в реестр ключевых профессий «КАМАЗа» включены слесарь-сборщик, водитель-испытатель, контролёр ОТК. Нам предстоит серьёзная модернизация главных сборочных конвейеров, здесь задача – максимально учесть пожелания работников на всех позициях, выслушать всех пооперационно, чтобы максимально верно подобрать инструменты, снизить интенсивность труда – так, чтобы человек на своём рабочем месте чувствовал себя комфортно. Все инициативы приветствуются – их можно высказывать и при личных встречах, и заводской почтой, и в группе «Автомобильный завод» в мессенджере Вконтакте, которую мониторим и я, и заместитель директора по персоналу Виктор Поляков.
Ежемесячно на ГСК-1 и ГСК-2 собирается более 40 моделей и около 300 комплектаций автомобилей КАМАЗ
– Что дало перераспределение моделей автомобилей между конвейерами?
– «Перспектива», новый модельный ряд, собирается только на ГСК-2. Однозначно – смогли повысить качество 5490 и всего перспективного семейства. Но и на ГСК-1, в плане наших традиционных, серийных моделей разделение тоже способствовало как повышению качества, так и оптимизации сборочных и логистических процессов. С января этого года мы перешли на выпуск автомобилей экологического класса «Евро-5». Уже в процессе сборки на конвейере выявился ряд проблемных вопросов, которые сейчас решаем совместными усилиями. ГСК – это своего рода индикатор честности, наш детектор лжи/правды: к финишному производству стекается всё, и все недоработки других заводов и подразделений обнаруживаются именно здесь с разницей в один-три дня.
– Самое время перейти к центральной теме – сборке автомобилей поколения К5.
– Ситуация складывается так, что с сентября по декабрь перед нами задача собрать порядка 80 автомобилей. Со своей стороны, мы приступили к технологической подготовке производства, задача – максимально быстро, в мае-июне, спроектировать и изготовить оснастку, в июле планируем прототип 54901 (в НТЦ нам его обещали) разобрать и собрать, «прогнать» в качестве опытной сборки, в августе внести коррективы, и с сентября выходить на темп 20 автомобилей в месяц.
– Появится новый конвейер?
– Нет, сборка будет там же, где собираются автомобили нового модельного ряда, на площадке ГСК-2. На сборке кабин перспективного семейства увеличим количество позиций, максимально унифицируем оснастку. У поколения К4 и К5 в плане сборки много общего. Но КАМАЗ-54901, который в будущем должен стать нашим основным продуктом, – непростой автомобиль. Электроники на нём больше в разы, и в этом контексте основная задача – набрать, подготовить и вырастить молодых ребят, технологов, электриков и электронщиков, минимум 20-30 человек, для чего активно работаем с нашими крупными вузами – КФУ и КНИТУ-КАИ. Кстати, вообще ребятам с инженерным образованием всегда найдём работу и в плане роста поддержим. Своими силами и с привлечением МЦПК-УТК проведём переподготовку слесарей-сборщиков.
– Вы уже сказали о модернизации ГСК. Что и когда это будет?
– Предполагается реализовать проект на рубеже 2018–2019 годов. Закупается оборудование, в том числе высокоточное, для контроля моментов затяжки, техника для сохранения всех параметров о сборке автомобиля в базе данных – начиная с момента закладки и до финиша. Будем уходить от межконвейерной зоны, а зоны логистики и подсборки будут максимально приближены к зоне установки комплектующих. В начале следующего года планируется и внедрение MES-системы, новации в управлении производством – в этом проекте от нас работают пять человек. Но новое оборудование – только одна сторона. Что такое высокие технологии, если люди отходят от техпроцесса, нарушают правила? Перемены должны произойти в нас самих.
– Это в директоре говорит технолог?
– В том числе. Работа инженера-технолога очень важна в плане качества, контроля технологической дисциплины.
– Где на заводе появятся роботы?
– В курсе на Индустрию 4.0 наш завод задействован очень плотно и по всем направлениям, от технологий до логистики. Роботы, в основном, планируются на агрегатном производстве, на сварке, мехобработке – программа сейчас в стадии подготовки.
– Уже в эти сто дней о вас стали говорить как о руководителе достаточно жёстком.
– Иногда по-другому не получается.
– А сами себя как бы вы охарактеризовали?
– Обычный семьянин – правда, времени на семью не хватает. Люблю читать, но тоже некогда, выручают аудиокниги. Утренняя прогулка с собакой – час такого чтения. По настроению может быть классика, детектив. Или Майн Рид – очень выручает приключенческая литература, когда мой средний сын на ночь просит: «Расскажи, папа, сказку»…
Совещания в таком формате, с приглашением конструкторов и технологов, на автомобильном проходят каждое утро. Вчера на отметке В-145 текущие вопросы обсуждали начальник отдела анализа эффективности сборки автомобилей Максим Кудрявцев (первый слева) и его команда
Николай Удельнов: «Нам предстоит серьёзная модернизация главных сборочных конвейеров»