По следам Дня предпринимателя руководство автограда сегодня пропело оду малому и среднему бизнесу Челнов, назвав город «родиной» и «столицей» МСП в Татарстане, а челнинцев – «самыми активными людьми в стране». Самые позитивные эмоции, однако, привнесли в доклад мэра не показатели оборота или доли МСП в территориальном продукте, а тот факт, что торговые компании мало-помалу сдают позиции производственникам.
КАК ПРОИЗВОДСТВО В ЧЕЛНАХ ТЕСНИТ ТОРГОВЛЮ
Как минимум с начала десятилетия пропорция между торговым и промышленным бизнесом в Набережных Челнах уверенно смещается в сторону последнего – об этом говорит статистика, озвученная сегодня на аппаратном совещании мэром города Наилем Магдеевым. По его словам, в 2020 году доля производства в сфере челнинского малого и среднего предпринимательства равнялась 22,4%, а к настоящему времени реальный сектор занимает в общем обороте МСП уже 32,3%. Доля торговли – как розничной, так и оптовой, - одновременно снизилась с 47% до 40%. Магдеев связал эту тенденцию с ростом финансовой и инфраструктурной бюджетной поддержки промышленности: по итогам 2024 года, в частности, отчисления в помощь бизнесу составили 5,2 млрд рублей. Вторым фактором курса на производство мэр назвал самих челнинцев – «самых активных людей в стране», жителей «столицы предпринимательства в Татарстане».

«Деятельность 27 с лишним тысяч предприятий малого и среднего бизнеса в Набережных Челнах достойна похвалы и уважения. Так держать, Фарид Рашидович», - обратился градоначальник к гендиректору Торгово-промышленной палаты города Фариду Башарову, заодно поздравляя его и предпринимателей с Днем предпринимателя, который пришелся на понедельник.
По словам Магдеева, вырос и вклад МСП в валовый территориальный продукт Челнов. Доля его, конечно, не достигла той заоблачной планки, которую раис РТ Рустам Минниханов поставил перед автоградом 10 лет назад, наказав поделить показатели ВТП пополам между крупным и малым бизнесом – с тех пор стало ясно, что для такого результата пришлось бы не только нарастить оборот МСП, но и сократить выручку "КАМАЗа", - однако движение, если верить актуальным цифрам, налицо. В 2014 году, когда Минниханов обозначил ориентир, доля МСП в ВТП Челнов составляла порядка 25,5%, сегодня она достигает 34,5% в общем продукте, который по итогам прошлого года оценен в 449 млрд рублей. В объеме налоговых платежей МСП обеспечил 36%, а в части трудоустройства населения обеспечил местами почти пятую часть города – 104 тыс. человек.
«Неслучайно Набережные Челны называют «родиной малого бизнеса Татарстана». Кто-то это связывает с пожаром на заводе двигателей в апреле 1993 года, - отметил Магдеев, имея в виду последовавшую безработицу ввиду простоя на "КАМАЗе". - Может быть. Это был определенный, не очень приятный для экономики и горожан случай, но тем не менее люди и после всех тех событий проявляли активность. С учетом той государственной политики, которая начала проводиться в 1990-е годы, когда дали возможность малому и среднему бизнесу развиваться после того, как не стало Советского Союза. Тогда была плановая экономика, можно об эффективности спорить, но история не имеет сослагательного наклонения. Малый бизнес в плановой модели не развивался – условий для этого не было, и законодательство было совсем другое, и общественно-политический строй. Времена поменялись и люди пошли в малый бизнес, осознав, что их судьба в их руках. У большей части, к сожалению, не получилось, потому что нужно уметь договариваться с поставщиками, с покупателями, с кредиторами. Это бессонные ночи, круглосуточная работа, но сегодня цифры говорят сами за себя - оборот МСП за 2024 кризисный год вырос на 15,2% до 680 миллиардов рублей. Несмотря на дорогие кредиты и закрытые границы – на санкции, которыми нас обложили».
НАВЫК НЕ НУЖЕН, ДОСТАТОЧНО ЖЕЛАНИЯ
Упомянутая Магдеевым инфраструктурная поддержка – это, конечно, в первую очередь промышленные парки, которых в Набережных Челнах сегодня насчитывается 13. Такого их количества, как подчеркнул мэр, нет ни в одном другом муниципалитете Татарстана, но автограду не хватает и этого, несмотря на огромные мощности камазовского КИП "Мастер". Сегодня в промпарках работают уже 356 предприятий, число их с каждым годом прирастает, но Челны, едва начав стройку третьей очереди муниципального промпарка «Развитие» на 14 резидентов, уже занялись проектированием четвертой площадки.
«На территориях промышленных парков сейчас занята 21 тысяча челнинцев. Это целый небольшой город. У нас есть сельские районы по 15 тысяч человек, по 12 тысяч... Вот какая мощь!» - порадовался спикер. За прошлый год упомянутый «небольшой город» отгрузил продукции на 308,7 млрд рублей, а за последние девять – с момента присвоения Челнам статуса ТОР – в 7,5 раз сократил кадровый потенциал автограда. Если по итогам 2015 года, перед раздачей льгот, безработица в Челнах составляла 0,98% трудоспособного населения, то сейчас этот показатель, как отметила позже на том же совещании начальник Центра занятости населения Татьяна Быданова, он равен 0,13%. Это ниже, чем у большинства соседей: в среднем по республике безработица равна 0,15%, в Нижнекамске – 0,21%, в Альметьевске – 0,19%, в Казани – 0,18%. В России средний уровень официальной безработицы держится на отметке 0,4%.

Государство на этом фоне даже субсидирует работодателям найм сотрудников, но это имело бы больше смысла, если бы было кого нанимать. Рост промышленности сместил и акценты в запросах предприятий – сегодня самыми востребованными вакансиями на бирже труда, по словам Быдановой, стали рабочие специальности и неквалифицированный труд: 78% всех предложений на рынке ориентированы на людей без опыта, либо с самыми обычными когда-то навыками – на водителей, слесарей, электромонтеров. Уже дальше по рейтингу популярности следуют наладчики и операторы станков, а из числа служащих - инженеры, врачи, медсестры, воспитатели.

В целом база вакансий челнинской биржи труда содержит сегодня около 6 тыс предложений, по 17 мест на одного безработного, а уровень зарплат достигает 350 тыс. рублей в зависимости от квалификации. Самыми высокооплачиваемыми в городе являются на данный момент должности экспедитора (350 тыс. рублей) и машиниста автогрейдера (250 тыс. рублей).
Фото: nabchelny.ru, npphortum.com, kasheloff.ru
Да что вы говорите, прирост них) Болтуны
Ответить (0)врачи, инженеры, воспитатели не нужны? с такой трудовой политикой не надо удивляться что учить и лечить некому, не говоря уж о развитии современных отраслей промышленности
Ответить (2)То ТВ вам и не то расскажут... у них там параллельная реальность где всё у Вольдемара зер гуд, натюрлих.
Все хорошо. Вы разве не смотрите ТВ-программы Время и Новости? Россия - 4-я экономика в мире и рост практически непрерывный по всем направлениям.