Продолжая разговор о тракторах, которые планировалось выпускать на КАМАЗе, нельзя не рассказать о сельскохозяйственном тракторе КТ 240К.
Изначально перед разработчиками нового трактора ставились две главные цели: создать машину, не уступающую по основным технически параметрам отечественным аналогам тракторов данного класса и выпускать его на базе грузовиков КАМАЗа.
14 сентября 1999 года Костин Иван Михайлович – генеральный директор КАМАЗа подписывает приказ №294 «О разработке конструкторской документации на сельскохозяйственный колёсный трактор», где датой сборки первого трактора устанавливается 30 октября 1999 года. В этом же приказе приводился перечень закупаемых комплектующих изделий для нового трактора.
Так, кабину планировали использовать от Волгоградского трактора ВТ-130К (ОАО «ВТЗ»), шины должен был поставлять Нижнекамск (АО «Нижнекамскшина»), передний ведущий мост должен был быть от фирмы РАБА (Венгрия).Стоит особо заметить, что трактор КТ 240К на 75% всё же состоял из деталей, используемых при производстве камазовских большегрузов.
Внизу вы можете посмотреть технические характеристики трактора.
КТ-240К мог не только пахать, культивировать землю, не только вносить удобрения и убирать урожай, но и работать, как транспортное средство для перевозки грузов на прицепах до 20 тонн.
Итак, первый опытный образец колёсного трактора КТ-240К был изготовлен 31 октября 1999 года. В экспериментальном цехе сборки автомобилей НТЦ КАМАЗа прошла его первая демонстрация.
В первом ряду слева направо: 1. Хамидуллин Игорь Юсуфович – первый заместитель генерального директора КАМАЗа по развитию и внедрению новых разработок – генеральный директор ОАО «КАМАЗинструментспецмаш». 2. Костин Иван Михайлович – генеральный директор КАМАЗа. 3 Валеев Данис Хадиевич – главный конструктор КАМАЗа.
Внизу за рулем трактора Костин Иван Михайлович – генеральный директор КАМАЗа. По его мнению трактор должен был быть серьёзным и солидным. Когда журналисты спрашивали его, какое название будет у трактора, он отвечал: «Как только увидим, что он получился сильным – такое имя ему и дадим».
23 ноября 1999 года выходит приказ генерального директора КАМАЗа №387 «О разработке конструкторской документации и изготовлении опытно-промышленной партии колесных тракторов».
Трактор в ноябре 1999 года демонстрируют общественности в Набережных Челнах
Тогда же показывают трактор и Выставочном центре «Казанская Ярмарка». Вот как об этом пишет газета «Вести КАМАЗа» от 27 ноября 1999 года. Обратите внимание, что трактор условно называли «Батыр».
Планировалось, что в 2000 году будет собрано около сотни таких тракторов. Но весной и летом 2000 года лишь два трактора проходили испытания во время полевых работ. Они так и остались единственными, которые произвели в 2000 году.
В сентябре 2000 года началось было освоение производства тракторов КТ-240К. Но из-за скрытых дефектов в деталях изготовленной раздаточной коробки начать сборку на производстве не представилось возможным. План по выпуску в 2000 году снизили со ста до 12 тракторов.
Трактор КТ-240К осенью получил даже диплом в номинации «За перспективную машину» на выставке сельскохозяйственной техники «Башкортостан-Татарстан», проходившей в городе Туймазы в октябре 2000 года.
Однако своего продолжения этот тракторный проект не имел. Производить подобные трактора на базе узлов и агрегатов КАМАЗа оказалось нецелесообразным – цены на технику были высоки и невыгодны для сельхозпроизводителей. КАМАЗ, по сути так и не начав, прекратил серийный выпуск тракторов КТ-240К.
В продолжение темы, скажу, что в 2007 году на КАМАЗе была предпринята ещё одна попытка производства тракторов. Тогда был изготовлен трактор КАМАЗ Т-215 по лицензии фирмы MсСormick. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Фото: музей КАМАЗа