Делегация, в которую вошли два десятка представителей региональной власти, госкорпорации Ростех и администрации Набережных Челнов, десантировалась сегодня с годового собрания акционеров "КАМАЗа" в его новый Визит-центр. В чем раис Татарстана и глава Ростеха видят миссию этой, казалось бы, не вполне профильной структуры, корреспондент "Вестей КАМАЗа" услышал на церемонии ее открытия.
«В ПРОШЛОМ ГОДУ РЕСПУБЛИКА СДЕЛАЛА ФИЗМАТ-ПРОРЫВ, В ЭТОМ ГОДУ ЗАПУСКАЕМ ФИЗХИМ-ПРОРЫВ»
«Совсем недавно большинство молодых людей шло учиться на юристов, экономистов, и их столько наплодилось, а инженеров-то нет! Это огромная проблема – где взять специалистов?» - такими словами обозначил сегодня на презентации Визит-центра ПАО "КАМАЗ" ключевую миссию этой структуры гендиректор Ростеха Сергей Чемезов. Вместе с раисом РТ Рустамом Миннихановым, премьер-министром Алексеем Песошиным, гендиректором "КАМАЗа" Сергеем Когогиным, мэром Набережных Челнов Наилем Магдеевым и еще внушительной V.I.P.-группой он прибыл по окончании годового собрания акционеров "КАМАЗа" в новый Визит-центр компании.

Открывая церемониальную часть события, Чемезов поделился потребностями госкорпорации: до 2028 года Ростеху нужно принять на работу 160 тыс. специалистов, из которых 30 тыс. должны быть чистыми инженерами. «Благодаря таким центрам мы можем привлекать молодежь в наши промышленные, инженерные вузы, и то, что вы его создали – это здорово, - добавил Чемезов. – Мы уже наблюдаем прогресс: в последний учебный год 50% детей на ЕГЭ выбрали профильную математику. 21% - это информатика, и 16% - физика. Всем вместе нам нужно сделать так, чтобы количество ребят, выбравших инженерные профильные предметы, росло».
Также Чемезов выразил мнение о том, что структуры, подобные Визит-центру "КАМАЗа", должны быть созданы на каждом крупном предприятии, в качестве витрины. «Ты можешь увидеть, как производится продукт, как был построен завод. Немаловажна и программа промышленного туризма, которую мы реализовываем совместно. Ростех стремится провести такую программу на всех наших крупных предприятиях с тем, чтобы максимально ознакомить наших людей, и прежде всего, конечно, молодежь, с производством. Визит-центр как раз будет способствовать реализации такой программы, которая ориентирована на появление у молодежи заинтересованности в инженерных профессиях. И Ростех, и все наши предприятия, и Союз машиностроителей России ведут большую профориентационную работу. Совсем недавно я, выступая на совещании у президента, предложил один из годов назвать годом инженера – 2027 или 2028, например. Это очень важно для машиностроительных предприятий – как можно больше рассказать и показать, что представляет из себя эта профессия», - заключил Чемезов.

Минниханов в своем обращении поддержал общую мысль о важности популяризации дефицитных специальностей и о роли в этом процессе монументальных «визитных карточек», подобных камазовскому центру.
«Сергей Викторович правильно сказал: мы поднимаем престиж рабочих, инженерных профессий - людей, которые собирают автомобили и двигатели. Это уникальная специальность, - обозначил раис. - Мы должны мотивировать наших школьников, чтобы они выбирали точные науки. Мы видим, насколько объем физики, математики, химии сократился. В прошлом году республика сделала физмат-прорыв, мы увидели очень серьезные результаты, и в этом году запускаем физхим-прорыв. Само по себе ничего не случится, и нам обязательно нужны такие центры, чтобы работать с молодежью. Кванториумы, промышленный туризм – все это очень важно. Сергей Анатольевич, большое спасибо вам и вашей команде за то, что это не просто музей, а интеллектуальный центр, где экспозиции могут меняться, и даже внешний дизайн этого сооружения будет притягивать».
Когогин лаконично поддержал предшественников у микрофона, добавив, что "КАМАЗ" очень хотел привнести в город свою частичку – такую, которая меняла бы умонастроения молодых людей и в целом отношение согорожан к профессии машиностроителя и к градообразующей компании.
ЧЕМ НАПОЛНЕН ВИЗИТ-ЦЕНТР
До спичей представительная делегация прошла с экскурсией по двум этажам Визит-центра, нажимая на кнопки интерактивных панелей, исследуя лабиринты цифрового пространства и внимая экскурсоводу.

На входе в центр гостей встречает переменная часть экспозиции – в настоящее время она воплощена в броневике «Напарник» от завода «Ремдизель», ранее входившего в структуру "КАМАЗа". Машина из семейства «Тайфун», по словам экскурсовода, полностью импортозамещена, как и весь модельный ряд производителя. Сталь поставляет магнитогорский металлургический комбинат, шины с противоминной вставкой – «Нижнекамскшина», бронестекла – Гусь-Хрустальный.
«С 2022 года производственные площади компании увеличились в два раза, объем производства – в десять раз, коллектив «Ремдизеля» подрос в полтора раза», - сообщила гид. Завтра броневик «Напарник» смогут увидеть все челнинцы, пришедшие на День молодежи, и такой же будет выставлен в Казани.
В постоянную физическую экспозицию вошли три КАМАЗа – легендарный первый экземпляр, юбилей которого город отметит в феврале следующего года и который был спроектирован еще до строительства самого завода; миллионный КАМАЗ поколения К3 с автографом президента Владимира Путина на двери кабины и новый тягач К5. К каждому грузовику приставлено по интерактивному стенду, на экране которого гость музея может ознакомиться с характеристиками машины, историей ее создания и людьми, ее сделавшими.

Рядом с настоящими машинами установлена и кабина-симулятор спортивного грузовика команды "КАМАЗ-мастер", в которой можно испытать ощущения пилота, видя вместо лобового стекла экраны монитора. На экраны выводится внедорожная трасса в том виде, в котором она несется на рулевого в реальных условиях, причем картинка транслируется и в зал, где друзья испытателя могут оценить его мастерство еще на одном экране.
Часть стендов представлена в чисто физическом исполнении – в частности, карта, отображающая географию присутствия "КАМАЗа" в регионах России в лице его многочисленных дилеров.
Памяти первого гендиректора Льва Васильева, чье имя носит весь центр и будущий прилегающий к нему парк, в музее посвящена отдельная экспозиция с фотографиями и цитатами его и его коллег. Здесь же можно найти рабочий стол Льва Борисовича с его дорожными шахматами, наручными часами, очками, кепкой и огромным коммутатором, при помощи которого Васильев мог в доцифровую эпоху параллельно связаться со своими замами и директорами всех заводов. Отдельный, уже интерактивный стенд позволяет ознакомиться с достижениями всех директоров "КАМАЗа", от Васильева до Когогина.

Любопытным экспонатом стал интерактивный макет производственного комплекса "КАМАЗ", который позволяет кнопкой вызвать на экран сведения о любом заводе группы в Набережных Челнах, при этом видя, где именно его корпуса располагаются – их макеты при выборе подсвечиваются на рельефной схеме местности.

Минниханов, однако, проявил особое внимание к столу с многочисленными государственными наградами, полученными камазовцами и компанией в разные эпохи. Чемезов же у тематического стенда ревниво сравнил возраст самых стабильных трудовых династий "КАМАЗа" и Ростеха.

Миссии же Визит-центра, как ее декларировали оба экскурсанта, больше всего отвечает, пожалуй, стенд под называнием «Замысел конструктора». Он рассчитан конкретно на детскую аудиторию и тезисно рассказывает о том, как получаются инженеры. Зрителя он при помощи ролика на ростовом экране и антуража – рабочего стола, кульмана – проводит по вехам его возможной судьбы.
Также в интерактивном музее, охватившем и второй этаж Визит-центра, представлены стенды, посвященные команде «КАМАЗ-мастер»; модельному ряду (как в виде реальных моделей, так и с цифровыми презентациями); модельному ряду спецтехники; устройству автомобиля и другим событиям, продуктам, персонам "КАМАЗа".

Фото: "Вести КАМАЗа"