Набережночелнинская пристань (историческая справка).
Коллектив Набережночелнинского речного порта исчисляет историю своего существования с середины ХIX века т.е. около 165 лет.
Кама представляет собой полноводную реку и широко используется для перевозки грузов. В общем потоке грузов выделялись следующие группы: продукция металлургической и металлообрабатывающей промышленности Урала, соль солепромыслов Прикамья и Южного Приуралья, хлеб, лес и другие товары.
Большое место в речных перевозках занимает также разнообразные грузы для ярмарок – чай, сахар, яблоки, пушнина, китайские товары, ткани, бумага, краски и т.д. Основное место занимает доставка грузов на Макарьевскую ярмарку и с нее.
Развитие пароходства в конечном счете способствовало появлению и развитию Челнинской пристани, а через нее – повышению торгово-экономического значения с. Бережных Челнов. На Нижней Каме выделялось около 30 пристаней – с. Пьяный Бор, Икское Устье, Бережные Челны, Бетьки, Елабуга, Сокольи Горы, Омары, Чистополь, Мурзиха, Лаишев и др. Среди них важнейшими считались пристани в Бережных Челнах.
В 1800 г. Челнинской пристани еще не было, а в 1861 г. она называлась главной пристанью Уфимской губернии.
Основание пристани, при отсутствии других данных, можно отнести примерно к 1850 году. И связано это, прежде всего, с развитием пароходства и торговли различными товарами, прежде всего хлебом.
Челнинская пристань выгодно отличалась от других еще и тем, что здесь находился один из лучших затонов для зимовки судов. Он располагался напротив Бережных Челнов, у правого берега, за Тарловским островом. В нем одновременно могло зимовать до 45 судов.
Челнинская пристань была известна не только как грузовая пристань, но и как пассажирская. Для жителей Мензелинского и нескольких других уездов это был наиболее дешевый и доступный путь добраться до важнейших центров – Казани, Уфы и других городов.
Челнинская пристань, принимала пароходы, совершавшие рейсы между Казанью и Уфой.
Значительно возрос уровень комфорта для пассажиров. Пароходы были уже большей частью двухпалубные, освещались электричеством, имели паровое отопление.
Еще один вопрос, касающийся Челнинской пристани – это переправа через р. Каму. Первое время она находилась в ведении Удельного ведомства и производилась с помощью парома. В марте 1876 г. она была передана земству.
Функционирование Челнинской пристани, несомненно, оказывало влияние на род занятий жителей Набережных Челнов. Так, по подворной переписи 1912-1913 г.г., основная численность населения Мысово-Челнинской волости была занята на строительстве барок и лодок, службе на пароходах, на перевозках.
Во время навигации многие челнинцы подрабатывали на пристани. Многие жители получали дополнительный доход, сдавая землю в аренду, превращая свои дома в постоялые дворы, занимаясь торговлей на пристани. Поэтому челнинцы по сравнению с жителями соседних селений считались людьми зажиточными.
В начале ХХ века пристань в Бережных Челнах окончательно превратилась в одну из крупнейших грузовых пристаней на Волге и Каме.
Три четверти заготовленного хлеба с Челнинской пристьани по-прежнему отправлялось в Рыбинск. Большое количество грузов шло также в Ярославль, Нижний Новгород, Городец, Казань, Астрахань, Муром, Пермь.
Широко была развернута торговля мануфактурными товарами, чаем, сахаром. Для этого использовались торговые помещения в Набережных Челнах, Тлянчетамаке, Шугане, Актаныше.
На сегодняшний день речной порт имеет один пассажирский теплоход и несколько грузовых "толкачей" и плавучих кранов.
В 2020 году порт отмечает своё 170-летие