На автомобильном заводе началось тестирование системы MES на главном сборочном конвейере. Для проверки взаимодействия всех программ выбрали дистанцию в 14 позиций, как раз до первых ворот качества.
Как на ладони
Закладки на конвейере автомобиля 54901 вместе с рабочими с волнением ждали консультанты КРПС, специалисты НТЦ, участвовавшие в создании электронного техпроцесса, разработчики программного обеспечения MES и технологи АвЗ. Капитальный прогон должен показать, насколько качественно интегрировано оборудование с информационными системами TeamCenter и SAP. Информация о деталях и узлах высвечивается на 176 мониторах терминалов, установленных на ГСК-2. Ход конвейера отображается также на планшетах мастеров и контролёров ОТК и огромных экранах, установленных на границе двух бригад.
Местоположение рамы помогают определить RFID-метки, закреплённые на стойках для её укладки. Дальше следует операция идентификации – будущему большегрузу присваивается номер заказа. На терминале MES происходит подтверждение операции закладки. Тут начинается самое интересное – на мониторе поочерёдно высвечивается графический рисунок каждой детали, которую нужно установить. Специалисты НТЦ, участвовавшие в разработке электронного техпроцесса в TeamCenter, позаботились о том, чтобы была особо выделена зона, на которую производится крепёж, и сделали дополнительные указания о наименовании инструмента, который надо использовать.
В зоне особого внимания – гайковёрты с обратной связью: сразу после успешного завершения операции зелёная галочка появляется на экране автоматически. Пока слесари МСР заняты своим делом, отметки о выполнении ставят участники группы внедрения MES. Но уже в сентябре, когда проект перейдёт в стадию опытной эксплуатации, они будут сканерами считывать штрих-коды деталей, а после установки делать запрос об успешном завершении операции. На всё даётся несколько минут: если установка детали будет выезжать за пределы отведённого места, рамка на мониторе загорится тревожным жёлтым цветом, потом последует остановка конвейера.
Операция под контролем
Ход производства отражается на специальных андон-стойках и больших мониторах, установленных на границе бригадной зоны, а также на планшетах мастеров. На экранах видно, на какой позиции находится автомобиль, обеспеченность комплектующими, причины простоя, если такие случаются. Пристально следит за процессом по мобильному устройству и контролёр ОТК.
– В системе MES заложен тройной контроль качества, – поясняет начальник отдела подготовки производства АвЗ Ильшат Нуруллин. – Первый осуществляется слесарем МСР, который должен выполнить операцию, а система подтвердит, что деталь установлена правильно. Второй – ворота качества. У контролёра ОТК в планшете тоже есть графические подсказки, в том числе с часто повторяющимися дефектами. Он, внимательно осмотрев узел, может скорректировать сведения об ошибке, и система примет поправки. Если же допущенный дефект обнаружится на финише в цехе комплектации и сдачи автомобилей, операция ставится на дополнительный контроль. О дефекте будет сообщено мастеру, а тот должен принять меры для его устранения, в том числе на перспективу.
Есть и инструменты обратной связи. Все дефекты, выявленные MES и контролёром ОТК, выводятся на специальный монитор, который находится как раз напротив места сбора бригады. Кроме того, в системе имеется функция получения сообщений, и информация о допущенном браке может быть отправлена прямо на рабочее место недоглядевшего рабочего, а заодно его мастера и бригадира. Раньше учёт дефектов вёлся на бумажных носителях, их перечень фиксировался на специальных стендах. Но такой способ передачи информации трудно назвать оперативным.
– Система MES поможет нам максимально быстро собирать продукт нового уровня качества, – подчеркнул председатель КРПС «КАМАЗа» Игорь Малясёв. – В первую очередь это касается тягача нового поколения 54901, но со временем программным контролем будут охвачены процессы выпуска и других моделей автомобилей. В следующем году также планируется запуск MES и на других ключевых направлениях – ГСК-1 АвЗ, ПРЗ, конвейерах сборки двигателей Р6 и V8.
Тестовый запуск позволил зафиксировать и ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшее время. Среди них обеспечение стабильности беспроводной сети Wi-Fi, тонкая наладка оборудования. Обслуживанием и совершенствованием программного обеспечения вместе с разработчиками будут заниматься специалисты ЦОБа. Работу над улучшением процессов продолжит и группа внедрения MES. Промышленный запуск системы в эксплуатацию намечен на конец года.
Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН.