Награду «Заслуженный машиностроитель РТ» Елене Альмухаметовой в день открытия нового производства рам вручил премьер-министр РТ Алексей Песошин. Это событие наверняка станет одним из самых памятных в ее судьбе, ведь созданию надежной рамы для КАМАЗа эта замечательная женщина посвятила более 40 лет.
ЛЮБИ СВОЮ ПРОФЕССИЮ!
В отдел кадров прессово-рамного завода Лена Павлова вместе с одноклассниками пришла после неудачной попытки поступить в мединститут. Девчонок в цехе транспортно-складских операций встретили со всем радушием, помогали им, радовались первым успехам. Работа оператора была несложной, но требовала внимания – нужно было проверять правильность заполнения накладных и отправлять продукцию на автомобильный завод. Иногда детали в огромных тарах приходилось пересчитывать вручную. Проще было с рамами – громоздкие, практически одинаковые конструкции ни с чем не перепутаешь. Через несколько месяцев молодого оператора посвятили в рабочие. Удостоверение с напутствием «Люби свою профессию!» хранилось в семейном архиве более 40 лет.
Через год, когда вновь появился шанс поступить в институт, Лена выбрала факультет технологии машиностроения в КамПИ. Учиться решила на вечернем отделении, без отрыва от производства. За шесть лет успела выйти замуж, родить. Насколько сложно совмещать работу с учебой, знает лишь тот, кто сам уставшим после смены возвращался домой, где ждали соскучившиеся по вниманию родные и… учебники, до которых руки доходили уже за полночь.
После вручения диплома Елена Альмухаметова перешла в технологический отдел сварки. Освоение новой профессии началось с участка мехобработки в цехе сборки рам.
– Технолог – профессия сложная, но очень интересная, – рассуждает Елена Викторовна. – Чтобы вникнуть в процессы, а потом скорректировать их, нужно больше времени проводить в цехе, много читать, изучать справочную литературу. За советом обращались к опытным коллегам Александру Петровичу Лошкову, Владимиру Ивановичу Кузнецову, Владимиру Викторовичу Симоновичу. Чтобы начать самостоятельно, без консультаций решать какие-то вопросы, нужно года три. При этом груз ответственности за правильно составленный маршрут обработки детали только на тебе, с самых первых дней.
В 90-е уже опытному технологу пришлось в ускоренном режиме осваивать и другие процессы – сборку, сварку. В тяжелые перестроечные годы отдел поредел, а задачу по технологическому сопровождению производства никто не снимал. Она из-за обстоятельств, связанных в том числе с неритмичной поставкой материалов, усложнилась кратно. Технологи перелопачивали горы литературы, обобщали имеющийся опыт, предлагали свои решения.
Совершенствование методов изготовления рамы большегруза стало для Елены Альмухаметовой делом жизни
ВЫЗОВ ПРИНЯТ
Активное взаимодействие с зарубежными партнерами вызвал настоящий вал информации о технологиях и инструментах. «КАМАЗ» набирал мощь и силу, развивался, обновлялся. Специалисты параллельно с сопровождением производства участвовали в подготовке передовых методов обработки.
Новое производство рам – новый вызов. Принимать участие в таком проекте очень интересно, а значит, надо опять изучать информацию, лучшее переформатировать в скупые строки рекомендаций техпроекта. В жизнь воплотились самые смелые мечты – сборка из окрашенных деталей, поставка комплектующих в автоматическом режиме под план на модели, маркировка контуров установки детали, «умные» гайковерты с фиксированным моментом затяжки. А еще планируется контроль системы MES, значит, технологам опять надо учиться – осваивать работу с цифровыми техпроцессами.
К освоению нового производства нужно готовить и рабочих цеха сборки рам. Елена Викторовна не один год преподает им специальные дисциплины на курсах повышения квалификации. Из-за вечного цейтнота занятия часто проходят прямо в цехе во время обеденного перерыва. Проверочные тесты, задания по изучению чертежей – это тоже ее авторский продукт.
Сейчас технологи вместе с мастерами и рабочими осваивают новый инструмент, нарабатывают статистику и предложения – трудиться должно быть удобно, а рама, выходящая с линии, обязана соответствовать всем качественным параметрам. Сколько еще справочной литературы нужно пересмотреть технологу, неважно. Важно, чтобы был результат.
Церемония награждения состоялась прямо на площадке нового конвейера
Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН.
Вот о таких заводчанах нужно в каждом выпуске рассказывать. Умных, достойных, много лет отдавших заводу. Посмотрите, какие у нее глаза!
Ответить (0)Ни один десяток таких хороших, скромных, достойных людей
Ответить (0)Требуем раскрывать наших героев в каждом выпуске
Ответить (0)Наоборот одна молодежь поддерживается, а на таких как Елена и держится КАМАЗ.
Ответить (0)какая приятная женщина)
Ответить (0)Конечно, старшим почет и уважение. Где молодые кадры, почему их нет нигде?!
Ответить (1)не заслужили ещё.
Здоровья Вам, Елена Викторовна!
Ответить (0)