Свой профессиональный праздник сержанты производства отметили обсуждением наиболее актуальных вопросов на VI конференции мастеров и бригадиров «КАМАЗа». Традиция ее проведения возобновилась после годового перерыва, связанного с эпидемией коронавируса. Высокий уровень вакцинации коллектива – тоже во многом заслуга героев праздника.
МАСТЕРА И БРИГАДИРЫ – ГАРАНТ КАЧЕСТВА КАМАЗОВСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Сейчас на «КАМАЗе» трудятся 1427 мастеров и 1873 бригадира. Каждый рабочий день руководителей начинается с обсуждения задач на производственных участках. Помочь в их выполнении призван Совет мастеров компании, появившийся 10 лет назад. Со знаменательной датой участников конференции поздравила депутат Госдумы РФ Альфия Когогина:
– День мастера и бригадира – один из самых важных корпоративных праздников на «КАМАЗе», ведь именно эти люди являются гарантом качества нашей продукции, – подчеркнула Альфия Гумаровна. – С молодыми мастерами и бригадирами мы обсуждали, что должно сделать государство для поддержки отечественной промышленности. Мы с вами вырабатывали действенные решения, которые успешно реализованы, и меня вдохновляет мысль о том, что меры, которые приняло правительство, превратились в реальные заказы «КАМАЗа», а значит, в рабочие места, доходы семей. Будем и дальше вместе работать на благо Отчизны, республики и нашего «КАМАЗа»!
Младших командиров приветствовали и топ-менеджеры компании.
– Ежедневно в 8.15 я докладываю Сергею Анатольевичу Когогину о результатах работы за прошедшие сутки, – взял в руки микрофон первый заместитель генерального директора «КАМАЗа» – исполнительный директор Юрий Герасимов. – Сегодня собрали 210 автомобилей, такие же показатели по закладке и сдаче. В ответ услышал: «Огромное спасибо!» Эти слова благодарности я передаю вам – это ваша заслуга, ваш труд. В этом году мы выпустим около 1700 грузовиков поколения К5, в следующем этот объем нужно будет увеличить в разы.
Заместитель генерального директора по развитию Ирек Гумеров напомнил, что мастера на переднем фронте освоения нового продукта. А заместитель председателя профкома «КАМАЗа» Андрей Конюков пожелал всем здоровья и благополучия.
– В этом году компания достигла невероятных высот: мы производим продукцию, которая представлена практически во всех сегментах грузового транспорта. У нас большие планы, хорошие финансовые результаты. Но почивать на лаврах – не в традиции «КАМАЗа», мы всегда смотрим, что можно сделать лучше, – настроила мастеров и бригадиров на активную работу заместитель генерального директора «КАМАЗа» по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению Жанна Халиуллина.
Тут же состоялось награждение победителей конкурса профессионального мастерства. Первое место в личном зачете завоевал мастер цеха валов ЗЗЧиК Алексей Волков, а лучшая команда работает на кузнечном заводе. При передаче кубка его директору Александру Чеху руководитель завода двигателей Сергей Снарский пообещал: «Мы его вернем!»

Все призеры конкурса мастеров начинали на «КАМАЗе» с рядовых рабочих
ПРЯМОЙ ДИАЛОГ С РУКОВОДСТВОМ
Список из вопросов для прямого диалога мастера формировали в течение месяца, их набралось 45. Для встречи были выбраны 20 самых актуальных, касающихся планов производства, мотивации, перспектив развития компании.
– Вернут ли корпоративный отпуск?
– Девять лет назад мы отдыхали по скользящему графику, – напомнил участникам встречи Юрий Герасимов. – Вернуться к этой практике заставили повышенные обязательства по объему выпускаемой продукции и ограниченность рынка труда. Сейчас на «КАМАЗе» выпускаются одновременно модели поколений К3, К4 и К5. Это очень сложно. На следующий год при увеличении сборки новых моделей объем выпуска К4 будет стабилизирован, а с 2023 года начнет снижаться. При этом будет осваиваться производство всего модельного ряда К5. Возврат к корпоративному отпуску всегда возможен, но настраивайтесь на то, что в ближайшие пять лет его не будет.
– В этом году начался выпуск малотоннажных грузовиков «Компас». Каковы перспективы развития этой линейки продукции?
– Крупноузловая сборка сейчас ведется на производстве АвЗ. Выпуск комплектующих, а также сварка и окраска кабины будут на площадке нашего завода, – пояснил директор ПРЗ Сергей Птичкин. – Сейчас на территории ведутся строительно-монтажные работы, в декабре начнется монтаж оборудования. К производству нового продукта планируется приступить в первом квартале 2022 года.
В линейке «Компаса» автомобили грузоподъемностью от трех до 12 тонн. Гибкая технология позволит оперативно реагировать на запросы рынка.
– Должность мастера часто предлагают выпускникам высших и средних учебных заведений, но у них нет опыта работы. Может, лучше выращивать team-лидеров из рабочих?
– В компании всегда поддерживали мастеров, выросших из рабочих. Они хорошо знают и производство, и коллектив. Но молодые выпускники тоже нужны, у них есть желание внедрять новые перспективные технологии, свежий взгляд на вопросы организации труда. Чтобы закрепить такого мастера, должна работать система адаптации, обучения и развития младших руководителей линейного звена управления, – напомнила Жанна Халиуллина. – Проблема эта есть, и я беру ее на заметку.
– Как изменится «КАМАЗ» через 10 лет?
– В ближайшие три-пять лет будут завершены работы по инвестиционному проекту «Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ», который был поддержан правительством страны и Президентом России Путиным. В рамках проекта был освоен выпуск автомобилей поколений К4 и К5, двигателей Р6, ведется модернизация производственных площадей. Следующий шаг – подготовка к выпуску автомобиля поколения К6. На июнь 2022 года намечено рассмотрение актуализированной концепции стратегии развития «КАМАЗа» до 2030 года. Она предусматривает и развитие модельного ряда, обновление и улучшение условий труда, развитие персонала, – заявила Жанна Халиуллина.
– На заводе двигателей планируется довести мощности выпуска нового двигателя Р6 до 32 тысяч в год. На литейном заводе продолжится реконструкция по переходу от электродуговых печей к индукционным. Применение этой технологии позволит значительно снизить потребление электроэнергии. На ПРЗ будет развиваться новое производство рам, комплектующих для новых моделей большегрузов, – прошелся по подразделениям компании Юрий Герасимов. – Предусмотрены солидные инвестиции в «НЕФАЗ», в Туймазах будет развиваться выпуск шторных автоприцепов. Будут наращиваться темпы выпуска газомоторной техники.
– КАМАЗ – динамично развивающаяся компания. Его топ-менеджменту удается заручиться поддержкой правительства в реализации проектов. Вам, мастерам, важно убедить коллективы в необходимости получения нового опыта, повышении эффективности работы, – обратился Сергей Птичкин к участникам конференции. – И тогда все проекты будут реализованы в намеченные сроки.

Прямой диалог – уникальная возможность получить от топ-менеджеров ответы на самые волнующие вопросы

Состав Совета мастеров «КАМАЗа» получил рюкзачки в дорогу. Пусть добрым будет путь!
Текст: Татьяна Белоножкина. Фото: Люция Шафикова, Радик Габдрахманов.