Михаил Матасов, кандидат социологических наук, зам генерального директора "КАМАЗа" по взаимодействию с органами государственной власти,
заместитель лидера Рабочей группы Автонет Национальной технологической инициативырассуждает о развитии рынка беспилотного транспорта.
ПОЧЕМУ КАМАЗ - ПЕРВЫЙ КАНДИДАТ НА РОБОТИЗАЦИЮ
Система автомобильных грузоперевозок требует коренной модернизации. Сейчас доля коммерческих перевозок в мире – примерно 60%, с тенденцией увеличения к 2025 году до 72%. Это связано с развитием систем доставки «от двери до двери», минуя авиа и морские логистические узлы, ростом экономичности автотранспорта и сокращением расходов на топливо, а также развитием малого и среднего бизнеса, увеличением количества предприятий на рынке транспортных и логистических услуг. Проникновение беспилотников на глобальном автомобильном рынке к 2025 году составит 0,5%, а к 2035 году - около 10%.
Беспилотники на дальнемагистральных перевозках получат широкое распространение уже к 2025 году. Поэтому магистральные тягачи - первые кандидаты на роботизацию. Дело в том, что в классическом грузовом автотранспортном бизнесе 15-20% стоимости перевозки составляет зарплата водителя. 40% времени машина простаивает вследствие ограничений трудового законодательства, еще 40% времени в пути тратится на простои и движение медленнее 30 км/ч из-за пробок. Главной причиной финансовых потерь при перевозке являются непредвиденные поломки, вторая причина - ДТП, которые в 87% случаев происходят по вине водителя. Роботизация магистральных тягачей позволит снизить затраты на оплату работы водителя, снять барьеры трудового законодательства, обеспечить эксплуатацию автомобилей 24 часа в сутки, увеличить среднесуточный пробег на 270%, снизить риски гибели, травматизма и порчи имущества на 90%, исключить возможность нарушений ПДД, снизить расход ГСМ на 20-30%, создать основу для развития цифровых сервисов, используя генерируемую транспортную информацию, создать механизм технологической защиты рынка и обеспечить поддержку отечественных автопроизводителей и производителей автокомпонентов.
БЕЗ БИЛЕТА, БЕЗ ПИЛОТА
Еще одна область развития автороботов – сфера общественного транспорта. Ее мощное развитие ожидается к 2030 году. Не так давно «КАМАЗ» показал проект «ШАТЛ» - модель городской автобусной системы. Сейчас ШАТЛ-прототип – это автобус на 12 пассажиров с возможностью встать в полный рост. В нем полноуправляемая схема поворота колес, электрический привод на одну/две оси, кузов с каркасом из композитных материалов на металлическом основании, адаптивная система построения путей движения в режиме реального времени. В первой, ближайшей фазе развития, которую мы называем «закрытые зоны», мы оцениваем рынок ШАТЛов в 50-90 единиц в год. Мини-автобусы смогут обслуживать парки, наукограды, выставочные центры, музейные комплексы и технопарки. Дальнейшее скачкообразное увеличение рынка произойдет при выходе беспилотников на дороги общего пользования.
РЫНОК БЕСПИЛОТНИКОВ ЗАЙМЕТ МИЛЛИОН ЧЕЛОВЕК
По оценке экспертов, общемировой рынок автороботов к 2025 году достигнет трех триллионов долларов, выручка российских компаний на этом рынке составит 130-140 млрд долларов. Сейчас анализ рынка беспилотников предполагает, что в нем будут заняты один миллион человек. Выгоды использования автороботов очевидны: себестоимость перевозки снизится минимум на 30% при увеличении стоимости грузовика на 7%, откроется доступ на новый рынок трансконтинентальных перевозок - например, Росавтодор прорабатывает реализацию проекта «Караван» с использованием высокоавтоматизированных тягачей, строится автомобильный маршрут в рамках пояса «Нового Шёлкового пути» - работы на территории Китая и Казахстана уже завершены. Суммарный объём рынка, использующего генерируемую транспортную информацию, оценивается в 1,9 трлн. рублей в год к 2030 году, совокупные экономические выгоды оцениваются к этому же году в 2,2 трлн. рублей в год. Спрос на магистральные тягачи КАМАЗ составит 21 тысяч в год к 2025 году. Объём рынка для трансконтинентальных перевозок составит дополнительно 3000 автомобилей в год. Российская Федерация реализует транзитный потенциал важнейшего логистического моста в Евразии, а правильное позиционирование системы сделает её основой нового витка развития цифровой экономики. И, конечно, будет интенсифицировано развитие регионов.
Но давайте будем реалистами: рост урбанизации и непрекращающаяся автомобилизация, постоянное недофинансирование развития инфраструктуры ведет к перегруженности наших дорог, это сдерживает развитие экономики и реализацию транзитного потенциала страны. Зарубежные системы автоматизации грузового транспорта нам не подходят, так как позволяют вести удаленный контроль за транспортом страны, и как следствие, привести к коллапсу на дорогах России.
Поэтому мы должны развивать свой беспилотный транспорт, чтобы сохранить контроль над безопасностью собственного транспортного комплекса. тем более, у отечественных производителей ключевые конкурентные преимущества: уникальное географическое положение - транспортно-логистический мост в евроазиатском регионе а также сложные дорожные и погодные условия, затрудняющие применение зарубежных решений.