Об этом «универсальном энергетическом средстве» в интернете размещено достаточно информации. Сегодня покажу вам только те материалы, которые хранятся у нас в Музее. Как обычно, сделаю без различных исторических фантазий, основываясь только на фактах.
Как известно, в январе 1997 года новым руководителем КАМАЗа назначается Костин Иван Михайлович.
Для КАМАЗа это было очень трудное время. Непогашенные кредиты, рост убытков, уменьшение оборотных средств, сплошные бартерные сделки, падение цен и снижение спроса на камазовские грузовики – всё это тяжёлым грузом висело на КАМАЗе.
Но в это же время КАМАЗ нашёл возможность для развития и запуска в серийное производство двух модификаций автомобилей повышенной грузоподъемности КАМАЗ-65115 и КАМАЗ-65111. Был запущен проект КАМАЗ-ПАЗ по выпуску городских автобусов.
Для решения проблем села на КАМАЗе в 1997-1998 годах была собрана опытно-промышленная партия автомобилей КЕНТАВР. Внешне машина не отличалась от обычного КАМАЗа: конструкция кабины, количество мостов, мотор – всё было серийное. Лишь укороченная рама и навесное оборудование от колёсного трактора Т-150 делали его необычным.Наряду с этим на КАМАЗе возникали и другие проекты. Например, когда в 1998 году остановился главный сборочный конвейер, в экспериментальном цехе автомобильного завода на базе двухосника КАМАЗ-4925 была собрана машина-трамвай. Собранная по заказу трамвайного управления, машина-трамвай могла двигаться по рельсам на стальных колёсах не за счёт электроэнергии, а от собственного дизельного двигателя. Машина-трамвай предназначалась для буксировки неисправных вагонов на трамвайных линиях. Увы, фотографии этого автомобиля в Музее КАМАЗа не сохранились.
Универсальное энергетическое средство КЕНТАВР, созданное на базе двухосника КАМАЗ-4326 было приспособлено для навески различных орудий для обработки почвы (плуга, сеялки, бороны и т.д.). Вот как об этом писала газета «Автопремьера» от 8 октября 1997 года.
На что был расчёт при создании машины-трактора? Если принять во внимание, что трактора К-700 и Т-150 стоили в то время около 1 000 000 000 рублей, то КАМАЗ планировал выпускать КЕНТАВРОВ по более низкой цене.
В сентябре 1997 года первая машина-трактор была собрана слесарями-сборщиками Шайхутдиновым З. и Ерушкиным Г., опробована в деле водителем-испытателем Аглязовым З.
Чуть позже уже три КЕНТАВРА прошли испытания на вспашке зяби на полях Мензелинского района. Известно, что ставку на эту технику делал Исламов Ильдус Закиевич – глава Мензелинского района, в 1998 году ставший заместителем генерального директора КАМАЗа по сельскохозяйственной технике.
Внизу перед вами - интервью с Силкиным Владимиром Евгеньевичем - представителем КАМАЗа и Исламовым Ильдусом Закиевичем – главой администрации Мензелинского района РТ. Интервью были опубликованы в газете «Вести КАМАЗа» от 9 октября 1997 года. Прочитав материал, вы узнаете, как ещё журналисты называли новое детище КАМАЗа, сколько машин планировалось выпустить, и кто стал первым покупателем КЕНТАВРА.
В октябре 1997 года в дни проведения «Праздника урожая» в Казани камазовскую машину-трактор осмотрел Шаймиев М.Ш – президент РТ и, говорят, остался очень доволен камазовским автомобилем, обещал помощь и поддержку. Более того, тогда же на КАМАЗ поступил заказ на 100 КЕНТАВРОВ.
Попытки камазовцев заинтересовать сельхозпроизводителей новой техникой предпринимались и за пределами Татарстана. Внизу статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 20 ноября 1997 года рассказывает об интересе к КЕНТАВРАМ на выставке «Авто- сервисшоу-97». Обратите внимание на заголовок статьи.
После демонстрации КЕНТАВРОВ на выставках в ноябре 1997 года на КАМАЗе была предпринята попытка их серийного выпуска на главном сборочном конвейере. Внизу заметка из газеты «Вести КАМАЗа» от 27 ноября 1997 года.
Стоит подчеркнуть, что планировалось выпускать два вида техники: КЕНТАВР-С (сельскохозяйственный вариант) и КЕНТАВР - К (коммунальный вариант).
Ещё осенью КАМАЗ был полон планов совершенствовать и развивать данное направление. Внизу приказ генерального директора КАМАЗа №269 от 22 октября 1998 года «Об изготовлении опытно-промышленной партии автомобилей КАМАЗ-4326 Кентавр».
Внизу интервью Исламова И.З., опубликованное в газете «Вести КАМАЗа» от 24 октября 1998 года.
Но уже к лету 1999 года все работы по проекту КЕНТАВР были завершены по причине несоответствия выпущенных машин-тракторов требованиям стандартов по безопасности и отсутствию документов сертификации. Да и, несмотря, на все планы, стоимость машины-трактора была довольно-таки высокой для российских покупателей.
Сегодня камазовский КЕНТАВР уже стал историей… Другая техника работает на полях Татарстана. Но за одну только попытку создать универсальный трактор на базе деталей КАМАЗа создателям первых опытных образцов можно сказать «Спасибо».
"Машина-трамвай .... фотографии в Музее КАМАЗа не сохранились." А если вы попробуете кинуть клич в пабликах Челнов, вдруг у кого лежит в фотоархиве? И не только Челнов.
Ответить (0)Крутой КамАЗ даже очень вот только скажите пожалуйста почему не сохранились фотографии КамАЗа 4925 созданного для трамвайного управления а то очень хотелось на него посмотреть а также он сохранился до наших дней Или нет
Ответить (0)