Легковушки на автогиганте пытались делать до «ОКИ». Первый генеральный директор автогиганта Лев Васильев лично испытал автомобиль «КАМА»: после «Волги» в микроавтомобиле оказалось не очень комфортно. «Вести КАМАЗа» цитируют записки директора музея КАМАЗа, блогера Александра Чухонцева.
Осенью 1975 года, наряду с другими проектами, на «КАМАЗе» появилась идея создания направления легкового автостроения. На автогиганте в те годы активно использовались для технологических нужд польские заднемоторные микролитражки ФИАТ-126Р. Именно его компоненты: силовой агрегат и многое другое, было решено взять за основу в проектировании будущей переднеприводной микролитражки.
Вспоминает Сергей Варламович Екимов:
«Весь силовой агрегат с коробкой передач просто переставили вперед, конечно пришлось кое-что переделать и поменять. После непродолжительных поисков вариантов исполнения кузова и за неимением достаточных мощностей и спецоборудования, пришли к решению создать утилитарный универсальный каркасно-тентовый кузов, для широкого использования в домашнем хозяйстве, и отдыхе.
В июле 1978 года макет был готов и мы его привезли на берег Камы для «натурных» фото-испытаний. Автомобиль имел 4-5 местный салон и его можно было легко трансформировать из открытого в закрытый тентом кузов с помощью набора кузовных элементов. В основе кузова было практически герметичное, стеклопластиковое «корыто». Конечно, макет был сделан из фанеры и древесины и других подручных материалов. Дуга безопасности разделяла салон так, что в задней части можно было организовать грузовой отсек. Двери могли сниматься и заменяться легкой поворотной штангой обеспечивающей безопасность».
Первому образцу автомобиля было дано название «КАМА».
Такое название пошло то ли по названию талисмана приближающейся Московской Олимпиады-80, то ли по похожести автомобиля на медвежонка… Скорее всего, второе, так как он действительно был похож на медвежонка, а урчащий фиатовский «воздушник» усиливал образ! Если «КАМА» была покрашена в простой желто-оранжевый цвет, то «МИШКУ» покрасили в перламутровый металлик, а сиденья обшили более дорогой тканью от легковых автомобилей, сделали хорошую термо-шумоизоляцию всего салона. От этого автомобиль, конечно, смотрелся значительно выгодней предшественника.
Что было с этими мини-автомобилями потом, больше фото и рассказ Сергея Екимова полностью - в блоге директора Музея КАМАЗа Александра Чухонцева.