USD

80,3075

EUR

89,9679

Казань

+19

Наб.Челны

+18

USD

80,3075

EUR

89,9679

Казань

+19

Наб.Челны

+18
Поделиться Vk

КАМАЗ-5511.ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПИСАННОМУ…

235
0
0
0

Ранее рассказывал о том, как 40 лет назад на главном сборочном конвейере Автомобильного завода состоялся выпуск автомобиля КАМАЗ-5511.

Азаматов Рамиль Абдреевич обратил внимание, что это была ПЕРВАЯ самостоятельно разработанная камазовскими конструкторами машина, поставленная на конвейер КАМАЗа.

Все выпускаемые до октября 1977 года были разработками специалистов ЗИЛа.

Но работники Управления Главного Конструктора КАМАЗа во главе с начальником УГК Владимиром Наумовичем Баруном мечтали о «своём детище».

Вот как об этом рассказано в рукописи Солопова, переданной в Музей КАМАЗа Азаматовым Рамилем Абдреевичем:

«Одним из побудительных мотивов было желание поскорее избавиться от зиловского патернализма – разработать автомобили, которые бы отличались от зиловских разработок по всем параметрам.

Внизу на фотографии сувенир от работников ЗИЛ, хранящийся в фондах Музея КАМАЗа.

Желание столь же амбициозное, сколь и трудновыполнимое.

Технологии-то были очень жёсткими!

Первым, тем самым зиловским, поколением КамАЗа, моделями, предназначенными для первой очереди завода, были бортовой грузовик 5320, седельный тягач 5410 и самосвал 5510.

Причём на последний опрокидывающийся кузов с гидравликой ставились в башкирском Нефтекамске, на заводе-спутникеКамАЗа.

Напомним, что исходным проектным параметром для автомобилей была осевая нагрузка в 6 тонн.

Сейчас уже невозможно установить, кто первым призвал к «проектному хулиганству», но сам посыл Конструторского Контроля Качества был сформулирован примерно так: «Самосвалу предстоит работать в карьерах и на стройплощадках.

Дорог там никаких нет, так что ничего он не раздавит, если будет чуть тяжелее.

Да и 7 тонн грузоподъёмности – как-то несерьёзно.

Рискнём переделать?».

Госстандарт, устанавливавший все ГОСТы переубедить было невозможно по определению.

Но всё-таки 7-тонный самосвал КамАЗ-5510 «умер, не родившись»!

Вместо него появился 10-тонный 5511.

Сравните на фотографиях КАМАЗ-5510
и КАМАЗ-5511

Причем, изменить пришлось даже конструкцию кузова, сам её принцип.

Изначально москвичи заложили прямоугольную «коробушку» с окантовкой и задним бортом, сделанную по подобию мытищинского самосвала ЗиЛ-ММЗ-555.

В Челнах предпочли кузов ковшовый, без заднего борта, но с ребордами жесткости.

Поменяли и его гидравлику: вместо короткого цилиндра большого диаметра, стоявшего под центром кузова, по первоначальному проекту, появился длинный, но тонкий цилиндр, стоящий спереди.

Но, главное, задняя тележка была рассчитана под нагрузку 14 тонн (вместо базовых 11-ти)

Это был большой риск со стороны конструкторов: они нарушали ГОСТ (а ГОСТ – это закон!).

Но самосвал получился… красивым!

Задачи такой не ставилось, все пропорции сложились как-то сами собой.

Академик Туполев как-то сказал, что летать может только красивый самолёт.

Красоту цифрой не выразишь, но некий мистический смысл в этом утверждении несомненно, есть.

Впрочем, в качестве убедительного довода в разговоре с «серьёзными людьми» его применить недостаточно.

Гораздо важнее было то, что грузоподъёмность удалось увеличить только за счёт более полного использования несущей способности шин и применения узлов от других моделей, не выходя за рамки унификации.

Если закрыть глаза на пресловутые осевые 6 тонн из ГОСТа, то аналогичным путём можно было увеличить грузоподъёмность на пару-тройку тонн и других моделей.

С такими выкладками уже не стыдно рискнуть пойти к генеральному директору и предложить, ни много, ни мало – остановить подготовку производства самосвала 5510!

Риск оказался оправдан: Васильев мгновенно оценил, что сулит возможная перспектива и распорядился переориентировать всех на модернизированную машину.

Соответственно, устное задание было подкреплено всеми необходимыми документами.

На колоннах Прессово-рамного завода появилось даже традиционное для тех времён панно с призывом: «Освоим новый самосвал КамАЗ-5511 грузоподъёмностью 10 тонн в заданные сроки!».

Спустя некоторое время Васильев уже показывал новый самосвал министру автомобильной промышленности Виктору Полякову.

Тот только что пересел в министерское кресло из кресла генерального директора АвтоВАЗа и первую поездку в новом ранге совершил именно в Набережные Челны.

На новоиспечённого министра демонстрация произвела огромное впечатление.

Шёл к концу 1974-й год, КамАЗа, как такового, ещё, по сути, не было, экспериментальное производство Инженерного центра ютилось на чужих площадях.

А посреди заснеженной площадки стоял самосвал-красавец, даже внешне значительно отличавшийся от куцего опытного 5510.

Как тут не вспомнить фразу героини Фаины Раневской «Красота – это страшная сила!». Министр устоять против этой силы не смог.

Инициативный проект получил одобрение на самом верху, а Владимир Барун вскоре был утверждён в должности главного конструктора КамАЗа.

Его заместителем и главным конструктором по автомобилям стал Рамиль Азаматов.

Кстати, в немалой степени именно благодаря этой истории ГОСТ 9314-59, устанавливавший две категории автомобилей группы А и Б по осевой нагрузке, был отменён!»

.

Внизу на фотографии 1981 года слева направо:

1. Васильев Лев Борисович – генеральный директор КАМАЗа.

2. Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа

3. Поляков Виктор Николаевич – министр автомобильной промышленности СССР

Азаматов Рамиль Абдреевич прислал фотографии из стенгазеты "Камский конструктор", где видна реакция камазовской творческой общественности на появление самосвала КАМАЗ-5511

На фотографии Васин Виктор Васильевич – инженер-конструктор КБ самосвалов

На фотографии Гамага Владимир Павлович (слева) и Васин Виктор Васильевич

Надпись внизу «Наши славные партизанские соединения (КБ компоновок и КБ самосвалов) своими решительными действиями навсегда (развеяли миф?? - неразборчиво) о непогрешимости конструкторских идей ЗИЛа»

На фотографии слева направо:

1. Васин Виктор Васильевич

2. Лапшин Леонид Михайлович

3. Жабин Анатолий Николаевич.

Фамилии разработчиков самосвала КАМАЗ-5511 Баруна В.Н., Азаматова Р.А. сегодня хорошо известны.

Но при этом незаслуженно забыто имя Васина В.В.

Виктор Васильевич Васин пришел на КамАЗ в 1971 году с Саранского завода автосамосвалов инженером- конструктором Конструкторского Бюро самосвалов.

В 1976 году стал начальником этого КБ.

Васин Виктор Васильевич в 90-х работал в ТФК, затем вернулся в НТЦ начальником отдела эксплуатационной документации, где и работал до ухода на пенсию в 2012 году.

Вместе с ним в то время работали и разрабатывали чертежи первой камазовской самосвальной установки:

- молодой талантливый Соколов Владимир Васильевич,

- опытная Орлова Неонила Федоровна

- молодые конструкторы Дашков, Яковлев, Павлов, Лапшина, Огородникова, Петрова, Михно, Сотников

В этом рабочем процессе участвовал Семенов Адольф - начальник бюро художественного конструирования.

0
0
235
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Почему только одна? Их же много: красивых, талантливых, трудолюбивых и т.д. К чему это ограничение в
Организаторы «Сабантуй Гузэле-2025» объявляют отбор конкурсанток
20.05.2025 15:12
симпотяга
Прокурором Набережных Челнов назначен Фанис Шайхаттаров
20.05.2025 15:09
Гостю 82. Вы думаете, что так и было? В принципе вполне логично.
Челнинец, выпив со знакомым, выбросил его из окна
20.05.2025 14:28
Хотелось бы увидеть звёзд мирового уровня. Местных, татарстанских, мы и так можем увидеть, в течении года.
Фестиваль Березовского пройдет в Елабуге 10-13 июля
20.05.2025 13:16
Комментарии

0

Ваш комментарий
Сводка СВО: Киев эвакуирует часть Сумской области; у Байдена нашли рак
Сводка СВО: ЕС и союзники обсуждают полное торговое эмбарго в отношении России
iFCM Group приглашает камазовцев на кулинарный конкурс
Административная комиссия Челнов получит новую электронную систему для сбора штрафов
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть