В далеком 1981 году на «КАМАЗ» приехала выпускница Томского политехнического института Галина Панина и сразу попала в экспресс-лабораторию завода двигателей, где проработала три года как молодой специалист.
– Как говорится, обучилась, научилась и обратно домой – в Сибирь. Но спустя год вернулась на «КАМАЗ», – вспоминает Галина Ивановна. – Мне показалось, что здесь работать интереснее: современные лаборатории, оснащенные новейшей техникой, прекрасные общежития, дружный коллектив, молодежи много, а еще бывшие коллеги меня звали обратно.
Она вернулась в свою же лабораторию и продолжала там работать до пожара 1993 года, а после большая часть оборудования завода двигателей была эвакуирована на завод запасных частей, и Панина перешла в лабораторию ЗЗЧиК. Сейчас она – главный специалист по исследованиям качества материала черных и цветных металлов технологического отдела ЗЗЧиК и руководит рекламационными исследованиями деталей коробки передач.
– Наша лаборатория проводит широкий спектр исследований, – увлеченно рассказывает про свою ежедневную работу Галина Ивановна. – Но самое ответственное – анализ рекламаций, то есть мы исследуем все поломки, которые приходят из дилерских центров. Каждый случай уникальный. Деталь может быть одна, но причины разрушения разные, и важно найти настоящую.
Галина Ивановна показывает пробоподготовительную работу лаборанта: чтобы получить образец для исследования, деталь надо закрепить на станке и разрезать. Затем образец затачивается, шлифуется и полируется до зеркального состояния. Поверхность травится специальным реактивом, чтобы выявить структуру детали, которую и рассматривают через микроскоп. По нормативным документам оценивается микроструктура, качество термической обработки, наличие и характер дефектов. При необходимости делается фотография с помощью встроенной в микроскоп камеры и помещается в протокол исследования.
Галина Ивановна показывает папку с непонятными изображениями – то в полоску, то в крапинку. Спрашиваем:
– Что вы видите на этих картинках?
– Вижу структуру чугуна, по ней можно определить, какой это чугун – серый, высокопрочный или с вермикулярным графитом. Но все обязательно оцениваем по ГОСТам.
– Вы как криминалист?
– Да, у нас схожая работа, как и с врачами. Нам часто говорят: «Зачем вы проводите анализы? Посмотрели и скажите, что там…» На что мы отвечаем: «Нам надо провести полное исследование, сдать все анализы, а потом уже сделать вывод». Вот в этом сходство.
– Действительно, у Галины Ивановны, как и у медработника, нет права на ошибку, – включается в разговор начальник технологического отдела ЗЗЧиК Айдар Мухаметгалиев. – Она должна сделать абсолютно правильный вывод, и этому способствует большой опыт, знание всех нормативных документов и ГОСТов – все это ей позволяет давать стопроцентно правильный результат.
Начальник техотдела рассказывает, что детали порой приходят в разрушенном виде, от них остаются, грубо говоря, какие-то обломки. Тогда за дело берется Панина: определяет очаг разрушения, руководит подготовкой образцов для исследования, по которым устанавливает соответствие детали нормативно-технической документации и причину разрушения.
– Более того, Галина Ивановна активно участвует в разработке мероприятий, предотвращающих повторное возникновение дефектов, приводящих к поломкам: вносит изменения в технологический процесс мехобработки, термообработки либо в технологию получения заготовки. Работа очень ответственна, поэтому она самый настоящий герой качества, – уверенно заявляет Айдар Мухаметгалиев, и его поддерживает начальник лаборатории металловедения технологического отдела ЗЗЧиК Ильмира Захарова:
– Я до сих пор учусь у Галины Ивановны, и нет такого вопроса, на который бы она не знала ответа. Она говорит: «Если для вас что-то удивительно и ново, то у нас это уже было, все это мы уже исследовали», – и в подтверждение своих слова находит нужные протоколы. Опыт колоссальный.
На что сама Галина Ивановна дает вполне разумное объяснение:
– Мой первый начальник лаборатории Ида Николаевна Горожанинова вложила в голову такую заповедь: чтобы дать правильный ответ, надо задать правильный вопрос, то есть необходимо разговаривать с людьми, кто бы ни пришел: рабочий, наладчик, технолог, контролер. Иначе сложно принимать правильные решения. Мне всегда хочется узнать истоки, поэтому часто звоню своим бывшим сокурсницам – нас здесь на «КАМАЗе» много, до сих пор общаемся, хоть и на разных заводах работаем. Общение такое идет на протяжении многих лет, это помогает в работе.
Теперь и она старается привить это качество молодым девчонкам, сменившим ее бывших коллег, ушедших на заслуженный отдых.
Текст: Татьяна Парамонова. Фото: Виталий Зудин.