USD

91,6918

EUR

98,5602

Казань

Наб.Челны

USD

91,6918

EUR

98,5602

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

Как мы строили «КАМАЗ». Рассказывает Лаврентьев Анатолий Андреевич. Часть 7, заключительная

89
0
0
0

Предлагаю вашему вниманию воспоминания Лаврентьева Анатолия Андреевича – заместителя начальника украинского СУ-138, которое работало на строительстве кузнечного завода.

Нас проверяют.

В течение трех дней представитель треста «Криворожстальконструкция» Раиса Юрьевна Бритвина проверяла монтажные участки по вопросу качества работы на монтаже металлоконструкций строящегося кузнечного завода.

Проверялись корпуса №1,3,5

В результате проверок было обнаружено целый ряд недостатков.

3 октября 1972 года состоялось собрание ИТР по разбору этих недостатков.

После доклада Р.Ю. Бритвиной выступали старшие производители работ М.М. Никифоров, И.П. Самолдан, В.Г. Спащанский, главный инженер управления В.В. Хоменко.

Итоги собрания подвел А.Д. Коник.

Как ни странно, но проверка многим понравилась.

Прораб А.Г. Шовиков заявил:

– Я хорошо усвоил, уяснил, чего недопонимал раньше. Такие мероприятия полезны, проводить их нужно регулярно.

Прибыл управляющий.

27 ноября 1972 года в управление прилетел управляющий трестом «Криворожстальконструкция» Александр Рудольфович Штундель – главный инициатор организации Камского специализированного управления №138.

О его приезде на КАМАЗ знали, готовились ко встрече.

Заказали номер в гостинице, на аэродроме в Бегишево дежурила автомашина, ждал своего непосредственного начальника и А.Д. Коник.

Самолет АН-10 приземлился поздно вечером.

Остановлены двигатели, подан трап.

Сразу же с аэродрома Штундель и Коник направились в Набережные Челны.

В гостинице договорились о плане действий на завтрашний день.

Штундель осматривал хозяйство, был на строительных площадках, детально ознакомился с ходом монтажных работ, беседовал с бригадирами, монтажниками, инженерно-техническими работниками.

Вечером состоялось собрание коллектива.

Управляющий трестом поделился своими впечатлениями обо всем увиденном.

– Монтаж кузницы, – сказал он – идёт хорошо и это меня радует и, всё же меня огорчает, что из смонтированных 8 000 тонн металлоконструкций ни одна не сдана по актам рабочих комиссии. У вас много техники, но она используется нерационально. Так что я решил забрать у вас пару самосвалов и МАЗ-площадку. Думаю, что обойдетесь.

Штундель был в бытовках. Дал «разгон» старшим прорабам.

Потребовал создать нормальные условия для работы и отдыха, устранить недостатки.

Затем, попрощавшись, 29 ноября улетел на Украину.

Похвала обязывает.

19 октября 1972 года в Главном управлении Минмонтажспецстроя СССР по строительству КамАЗа проводилось совещание представителей всех специализированных монтажных организаций, работавших на строительстве автогиганта отечественной индустрии.

На совещании в числе лучших было названо СУ-138.

Управлению было присуждено призовое место и денежная премия.

Украинское монтажное управление ставили в пример другим и по состоянию воспитательной работы, предложили распространить опыт работы СУ-138 по воспитанию трудящихся среди всех монтажных организаций главка.

Нас похвалили, но похвала обязывает трудиться еще лучше.

А какой сложный этот участок работы – воспитание.

У людей разные характеры, разные наклонности и мысли.

Всё это нужно как-то объединить и направить по правильному руслу.

Нужно своевременно дурным поступкам людей противопоставить здравый разум.

И Александру Дмитриевичу Конику это удалось.

В честь 50-летия образования СССР все бригады монтажников, производственные участки, все управление в целом брали на себя повышенные обязательства, которые были с честью выполнены.

Климатические условия.

1972 год для молодого коллектива был очень тяжелым.

Ненормальные бытовые условия, особенно трудно было с обеспечением трудящихся жильем.

Мы испытывали большую неудовлетворенность в организации снабжения продовольствием.

Монтаж конструкций производится в сложных метеорологических условиях.

4 июня 1972 года над всей территорией региона пронесся ураган.

В одной из деревень возник пожар, сгорел 31 дом.

Выворачивались с корнем деревья, валились опоры ЛЭП, сносились крыши с домов.

На строительных площадках были повалены и деформированы строительные краны.

Наш кран К-182 на складе металлоконструкций спасли машинисты Александр Дубровцев и Михаил Клищ.

С 20 по 30 июня установилась жаркая погода.

Весь город окутался серо-бурым облаком пыли.

В первой половине июля жара достигала 32, 35 градусов.

Пыль, пыль, пыль.

Было трудно дышать.

Во второй половине июля прошли обильные дожди.

Город и стройплощадки в грязи.

В сентябре резко похолодало, а в октябре уже шел снег с дождем.

3 ноября выпал снег, температура упала до 15 градусов ниже нуля.

Мороз сковал Каму ледяным панцирем.

Неуравновешенность погоды отрицательно влияла на состояние здоровья людей.

27 ноября 1972 года был сильный гололед.

На дорогах двигаются 18 000 автомашин.

Никто посыпкой дорог песком не занимается.

Резко увеличилось число аварий и дорожных происшествий.

15 декабря по этой причине вышло из строя 50% автомобильного парка города и стройки.

25 декабря.

Двадцатикилометровый участок бетонированных и асфальтированных дорог от баз снабжения превратился в сплошной лед.

Ни одна автомашина в рейс не вышла.

На обочинах, в кюветах дорог, а их всего две - объездная и через Старые Челны – Орловку, вплоть до корпусов КамАЗа лежат вверх тормашками ГАЗоны, МАЗы, КрАЗы и другая техника..

Собрание коллектива по итогам 1972 года и задачам на 1973 – решающий год.

12 января 1973 года в Красном уголке состоялось собрание коллектива.

Было очень холодно: снаружи – 26 градусов ниже нуля.

Сидели в зимней одежде.

Собрание открыл заместитель председателя профкома Николай Николаевич Сербин.

На повестке дня стояло два вопроса: об итогах работы коллектива за 1972 год, задачи на 1973 год, а также принятие монтажниками управления повышенных обязательств.

А.Д. Коник:

– Товарищи! Значительную часть времени в своем докладе я оставлю для постановки задач на 1973 год. Об итогах за 1972 год я уже дважды информировал: первый раз на торжественном собрании, посвященном 55 годовщине Великого Октября, второй – накануне 50-летия образования СССР.

Еще раз напомню в общих чертах об итогах работы за 1972 год:

1.Коллектив сформировался. И вопреки предсказаниям маловеров показал на неделе свою работоспособность.

2.При помощи вышестоящих органов удалось преодолеть препятствия во взаимоотношениях с генподрядчиком, который сознательно или неосознанно тормозил работу монтажников.

3.Удалось наверстать упущенное время и на всех корпусах кузнечного завода смонтировать около 10 000 тонн металлоконструкции. Это было сделано вашими руками! Хочется особо поблагодарить старших производителей работ товарищей Никифорова, Спащанского, прорабов Сокура, Миролюбова, руководителей бригад Ткаченко, Новгородцева, Булейко, Бакунца, Коваленко, Левого, Захарченко, Ивасенко, электросварщиков Тротилло, Курова, Шайхигалиева, крановщиков Дубовцева и других.

4.Все вы уже знаете, что среди всех 65 монтажных организаций в главке – наше управление признано одним из лучших.

Нам присуждено призовое место и денежная премия!

Каковы наши задачи на 1973 год?

1. Закончить монтаж конструкций на корпусах №1,3,5. Устранить имеющиеся недоделки, сдать работы по актам рабочих комиссий. Необходимо обеспечить подачу тепла в эти корпуса.

2. Приступить к монтажу металлоконструкций на корпусе №4

3. Выполнить план строительно-монтажных работ по подряду в размере 4 млн. руб. и столько же по субподряду. Достичь выработки на одного работника в сумме 15 500 руб.

4. Получить сверхплановую прибыль.

Таковы основные задачи. У руководства управления есть все основания считать, что эти задачи будут успешно выполнены. Конструкции имеются, монтажные краны в исправности. Генподрядчик пока что также не тормозит, настроение у людей хорошее.

.

В прениях по докладу выступили 7 человек, говорилось о сложностях в работе, о неопытности молодых монтажников, которые до сих пор путают команды: «Майна!», «Вира!», об отсутствии электроприхватчиков, о низком качестве рукавиц и о многом другом.

В заключение собрания были приняты повышенные обязательства на 1973 год

После посыпались вопросы: «будут ли в 1973 году выдавать аккордно-премиальные наряды?», «принимаются ли меры по улучшению питания?», «правда ли, что Коник – член ЦК?», «правда ли, что будут отменены командировочные?» и т.д. и т.п.

Всех особенно интересовал вопрос, что правда ли Коник – член ЦК партии.

Коник разочаровал собравшихся, сказав, что нет.

«Изюминкой» собрания стало обращение бригады монтажников Шайдуллина из монтажной организации «Стальмонтаж», которая вызвала на социалистическое соревнование бригаду монтажников СУ-138 во главе с Новогородцевым.

Бригада Новогородцева вызов приняла.

Это начинание двух бригад было одобрено и поддержано Набережночелнинским горкомом партии.

Горком предложил распространить инициативу среди всех строителей и монтажников КАМАЗа.

Текст обращения был опубликован в газете «Социалистическая индустрия» на строительстве Камского автозавода 8 февраля 1973 года.

«Кузнечный» продолжает строиться.

Наступил 1973 год.

Он должен подвести итоги работы всего коллектива по выполнению государственного задания по строительству кузнечного производства на Камском автомобильном заводе.

Он должен был дать итоговую оценку работе коллектива, их умению трудится в любых условиях.

Все три монтажных участка начали монтажные работы на закрепленных корпусах.

Все рабочие, инженерно-технические работники были нацелены на досрочное завершение работ на кузнечном заводе.

Техника исправна.

Фундаменты генеральный подрядчик СУ-1 сдаёт под монтаж беспрекословно.

Конструкции имеются, их подача не задерживается.

На корпусах № 1,3,5 устраняются недоделки, монтажные работы принимаются по актам представителями заказчика.

В феврале начались монтажные работы на корпусе №4.

Несчастье.

2 марта 1973 года на корпусе №3 с высоты 20 метров упал и смертельно травмировался электросварщик Комаров Леонид Кузьмич, 1931 года рождения.

С женой Анной Яковлевной он жил в Новом городе в доме 30/09.

Жена работала вахтером в общежитии.

Остались дети: сын с женой и дочь – студентка машиностроительного техникума в городе Ясная Поляна.

В СУ-138 Комаров работал полгода.

О нём были только хорошие отзывы.

8 марта были организованы похороны.

Сделали всё, чтобы нас никто не смог упрекнуть.

У гроба с телом, который был установлен в вестибюле дома, было установлено круглосуточное дежурство.

Два автобуса и две грузовых машины, оркестр и фотограф своевременно прибыли к дому.

Венки, памятник и оградку погрузили на автомашину.

В 14 часов под звуки траурной музыки состоялся вынос гроба.

400 метров несли на руках.

Затем все разместились в автобусах и 20 километров ехали до кладбища.

На могиле состоялся митинг.

Людей на похоронах было много.

После похорон А.Д. Коник беседовал с родственниками, предложил сыну погибшего – Владимиру Леонидовичу трудоустроиться в СУ-138.

Вскоре он был принят на работу в должности мастера.

Кузнечный строится.

Работы между тем продолжались…

Монтажники проверяли прочность болтовых соединений.

Прорабы, мастера, бригадиры работали с кураторами заказчика.

При сдаче того или иного узла, пролета в корпусе немедленно реагировали на замечания, тут же устраняли недочеты.

На корпусе №5 из четырех пролетов два сдали без единого замечания.

На корпусе №4 осуществлялся монтаж укрупненных конструкций, перекрытий, связей.

Все бригады работали с подъемом, ежемесячно перевыполняя задания.

В коллективе царил большой трудовой накал.

И вдруг споткнулись.

В апреле месяце работа монтажников резко затормозилась.

На этот раз злую шутку сыграла природа, наполнив все котлованы производственных корпусов весенними паводками.

Мы не смогли вовремя, что-либо противопоставить этой стихии.

Растерялись!

В результате с 7 по 15 апреля лишь только в нашем управлении было остановлено 15 гусеничных кранов.

15 бригад монтажников остались без дела.

Целых 10 дней драгоценного времени потеряло управление.

Нужно было немедленно организовать откачку воды из котлованов.

К сожалению, генеральный подрядчик в этом деле проявил инертность, мол, вода сама уйдет.

Вдобавок ко всему начались сбои с поставкой металлоконструкций и сборного железобетона.

Днепропетровский завод металлоконструкций имени Бабушкина недогрузил около 400 тонн: колонны, балки перекрытий.

Завод недопоставил металлоконструкции и для четвертого корпуса.

Не лучшим образом обстояло дело и на первом корпусе.

Запорожский завод металлоконструкций поставил на объект 5250 тонн изделий, но недогрузил 250 тонн: подкрановые балки, строительные фермы.

Это при том, что монтажные работы на корпусе должны были закончиться уже в мае 1973 года.

Начал портить нервы и Нижнекамский завод железобетонных изделий и конструкций.

Стал нерегулярно и некомплектно поставлять плиты покрытия, панели.

В этой обстановке неугомонный Коник принял ряд решительных действий.

«Не сидеть же у моря в ожидании погоды» - часто повторял он.

Коник поставил в известность о сложившейся обстановке руководство «Укрглавстальконструкция», треста «Криворожстальконструкция», начальника главка Минмонтажспецстроя СССР и первого секретаря горкома партии, обратился с письмом к коллективам трудящихся СУ-1 управления строительства «Автозаводстроя», заводов-поставщиков, направил в командировки в Днепропетровск и Запорожье руководителей управления.

Не было от него покоя и Петру Борисовичу Прихожану, который должен был откачать воду из котлованов.

Письма Коника опубликовали газеты «Социндустрия» и «Правда Украины».

Эти и другие меры оказались эффективными и уже 28 апреля бригада монтажников Горлача А.Я. на корпусе №1 смонтировала последнюю колонну и узел весом в 64 тонн.

26 июня на корпусе №5 бригада Ивасько В.А. установила так же последнюю колонну, а 30 июня и ферму.

В это же время бригада Пигузова на корпусе №1 смонтировала последнюю балку перекрытия.

Закончила монтажные работы и бригада монтажников Белика М.П.

Улучшилось положение дел с поставкой стальных и железобетонных конструкций.

Генподрядчик стал соблюдать график сдачи фундаментов под монтаж.

Всем бригадам монтажников, крановщикам, электросварщикам были выданы аккордно-премиальные наряды.

Обеспечили прием тепла.

24 августа 1973 года в управлении состоялось оперативное совещание о результатах проделанной работы.

Коник только что вернулся с Пленума горкома партии.

На Пленуме нас похвалили за то, что коллектив СУ-138 оказался первым из монтажников системы «Стальконструкция», кто обеспечил приём тепла на трех корпусах кузнечного завода.

Конечно, это приятно!

На одной из планерок, которую проводил управляющий трестом «Криворожстальконструкция» А.Р. Штундель, присутствовавший секретарь парткома главка Ведебура, бросил реплику: «Не пришлось бы управляющему трестом самому сдавать ваш КамАЗ!»

Не пришлось!

Коник умел строить и сдавать объекты заказчику.

Осталось завершить работы на корпусе №4.

Темпы работ нарастали.

27 апреля на корпусе №1 звено Геши – Геннадия Кончева смонтировало 55,6 тонн металлоконструкций.

На следующий день было смонтировано еще 68 тонн.

Так продолжалось и в последующие дни.

На двух корпусах - №1 и №5 монтажные работы были завершены полностью в июне, на корпусе №3 в сентябре 1973 года.

Остались небольшие недоделки на корпусе №4, которые были устранены в первом квартале 1974 года коллективом участка №2 под руководством Ивана Петровича Самолдина.

Работы по дополнительным чертежам по приказу Министра «Минмонтажспецстроя» Украины были переданы монтажному участку пуско-наладочного управления №233 треста «Запорожметаллургмонтаж».

Итак, монтаж конструкций монтажники Камского управления №138 треста

«Криворожстальконструкция» завершили:

На корпусе №3 за 15 месяцев

На корпусах №1 и №4 за один год и один месяц

На корпусе №5 – за девять месяцев

.

Все работы на всех объектах кузнечного завода выполнили досрочно и с хорошим качеством.

Это дало возможность запорожским наладчикам также успешно завершить работы на монтаже и наладке технологического оборудования, поступившего на КамАЗ из Чехословакии, Италии, Швейцарии и 40 отечественных заводов.

Таким образом, кузнечный завод – в строю!

Первая поковка была выдана 10 сентября 1975 года, а 20 ноября был введен в эксплуатацию пусковой минимум для обеспечения выпуска поковок установленной партии на 2000 автомобилей.

Пусковой комплекс был введен в строй 31 декабря 1975 года.

И вновь о погоде.

Погода в 1973 году, как в прочем и в 1972 году, монтажников и строителей не баловала.

Холодная зима, температура опускалась до -38,5 градусов, обилие снега.

В апреле внезапно резко потеплело.

Температура воздуха достигала 23 градусов выше нуля.

Началось бурное таяние снега.

Вновь затопило котлованы.

В июне – тропическая жара – до 39 градусов, море пыли.

Метеорологи прогнозировали повтор засухи прошлого года.

Во второй половине августа наступило похолодание.

20 октября бушевал ураган.

Вот краткая запись очевидца тех дней:

«20 октября – суббота. Рабочих на «кузницу» привезли, но через час были вынуждены развезти по домам. Непогода. Сильный ветер, шквалистый до 30 метров в секунду. Положило на землю много опор ЛЭП и связи, посдирало кровли с крыш, поломало деревья. Метеостанция сообщила, что к вечеру сила ветра достигнет 45 м/сек. Организовали круглосуточное дежурство на базе и на объектах.21 октября. Ветер стих, целый день шел снег».

Пронесшийся ураган испытал нас на прочность.

Все плохо закрепленные было побито, смято, порвано.

На «кузнице» повыбивало стекла на фонарях, на литейном заводе сгорело 100 квадратных метров кровли.

Солнечных дней в 1973 году было 110, пасмурных – остальные.

С октября наступила зима, начались морозы, метели, пурга, позёмка.

Но нам уже не был страшен «серый волк».

Мы с Коником были на коне!

С задачей справились!

Государственный план строительно-монтажных работ и обязательства коллектива 1973 года были успешно выполнены.

За время работы на кузнечном заводе в 1972-1973 годах было смонтировано:

металлоконструкций 21 350 тонн

железобетонных конструкций 24 354 м/куб

Освоено капитальных вложений 9 380 900 рублей

.

Были построены корпуса №1,3,5.

Работы на четвертом корпусе были завершены в 1 квартале 1974 года.

Успеху способствовали следующие факторы:

Во-первых,большая организаторская и подготовительная работа, стиль и методы работы руководителя управления А.Д. Коника.

Во-вторых, успех монтажников во многом зависел от изготовителей и поставщиков конструкций.

Они в любую минуту могли подставить «ножку», затормозить монтаж.

К счастью, за исключением небольших сбоев, этого не произошло.

В-третьих, не подвели и проектировщики.

Своевременно обеспечивали техдокументацией.

Кроме этого представители проектных организаций периодически находились непосредственно на монтажных площадках.

В-четвертых, постоянная забота о своем «детище» со стороны руководителей треста «Криворожстальконструкция».

Постоянно был в курсе всех дел на стройке куратор СУ-138 по линии Главка Ю.И.Зыбин.

В-пятых, при всей «борьбе» с генподрядчиком, мы все же заставили его уважать себя.

Всестороннюю помощь оказало руководство Минмонтажспецстроя СССР и лично М.С. Саддардинов.

В шестых, Камское СУ-138 постоянно ощущало помощь и поддержку со стороны ЦК Компартии Украины, Татарского обкома и Набережночелнинского горкома КПСС.

Первый коленчатый вал и 330 других наименований поковок кузнечного завода поступил на главный конвейер Камского автозавода.

16 февраля 1976 года здесь был собран первый грузовой автомобиль!

31 декабря 1976 года Л.И. Брежнев поздравил всех участников сооружения комплекса КамАЗа с замечательной трудовой победой.

«По масштабам и темпам строительства КАМАЗ не имеет себе равных в отечественной и мировой практике.Это величайший пример динамичного роста экономики СССР, расцвет способностей и талантов наших людей».

0
0
89
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
У нас что, английский язык стал государственным?????????
Учителя, преподающие на английском или татарском, получат надбавку к зарплате
03.05.2024 15:56
Все правы. Да английский- это уже язык международного общения. и многое пишется на английском. конечно учите английский!. НО. Зачем преподавать на английском? Все что они этим задумали - на их совести. Это абсолютно точно приведет в будущем к конфликтам. Вы замещаете государственные языки-английским на практике. Нужно хорошо знать наши государственные языки. Учите татарский и русский! Все остальное- от лукавого! Учите наших детей на наших сказках и фильмах. А технический английский преподается в университет в нужном обьёме.
Учителя, преподающие на английском или татарском, получат надбавку к зарплате
03.05.2024 15:13
Если ты думаешь, что программы в компьютерах пишутся на английском языке, то ты сильно заблуждаешься
Учителя, преподающие на английском или татарском, получат надбавку к зарплате
03.05.2024 14:24
Странное разделение... Остальные учителя недостойны достойной зарплаты!?
Учителя, преподающие на английском или татарском, получат надбавку к зарплате
03.05.2024 14:02
Комментарии

0

Ваш комментарий
Из-за похолодания в детсадах и больницах Челнов снова включат отопление
Сводка СВО: украинцам грозят увольнениями за сокрытие сведений о родственниках в России; 80% денег из поддержки США останутся внутри страны
Сводка СВО: Беларусь готовится ко внешним и внутренним диверсиям; Пентагон поощряет идею ударов по Крыму ракетами Atacms
Новый генплан Челнов требует строительства 20 школ и 30 садиков за шесть лет
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть