USD

91,6918

EUR

98,5602

Казань

Наб.Челны

USD

91,6918

EUR

98,5602

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

Как мы строили «КАМАЗ». Рассказывает Лаврентьев Анатолий Андреевич. Часть 6

47
0
0
0

Предлагаю вашему вниманию воспоминания Лаврентьева Анатолия Андреевича – заместителя начальника украинского СУ-138, которое работало на строительстве кузнечного завода.

СУ-138, как и другим строительным организациям, на берегу реки Кама отвели место под организацию отдыха.

Нам достался участок между двух небольших озёр, посреди поляны, возле подножия горы, проросшей смешанным лесом: берёза, ель, осина, сосна, дуб, пихта.

Здесь было обилие цветов, трав, в – озёрах рыба и чудесный воздух.

Сюда мы завезли сначала три, а потом ещё восемь вагончиков.

С турбазы треста «Криворожстальконструкция» «Алые паруса» доставили лодку с вёслами.

Снасти для ловли рыбы, удочки, сетки готовили сами на месте рыболовы – любители прорабы Николай Ткаченко, Владимир Калашнюк, Николай Сокур и другие.

Каждый, кто хотел ехать на турбазу, а она располагалась в 18 километрах от города, заранее готовили себе продукты питания на день.

Иногда на турбазу выезжал Горпищеторг, но стоять часами в очереди за пирожком или пряником доставляло мало удовольствия.

Многие отдыхающие увлекались ловлей рыбы.

2 июня 1972 года Ткаченко, Калашнюк, Сибилев, Коник наловили целое ведро окуней, а прораб Сокур вытащил щуку весом больше килограмма.

Из пойманной рыбы женщины наварили три ведра наваристой ухи и накормили ею всех отдыхающих.

Спорт.

Спорт в управлении был в почёте.

Играли в волейбол, городки, футбол.

Автор этих строк был вратарем, но после трех пропущенных голов, был назначен судьей, а после этого направлен на «мыло».

Заводилой спортивных мероприятий был все тот же Коник - молодой, энергичный руководитель управления.

Праздник Нептуна

В 1972 году на туристической базе был проведен праздник «Нептуна». Народу собралось много, было даже начальство из главка.

Безусловно, всех интересовал вопрос, кого же будет купать «Бог морей». Нептун и его свита постарались на славу.

Начали с «мелкоты» – начальников участков, затем искупали Коника, а на закуску – заместителя начальника главка Гончарова, председателя профкома Нигматуллина и прочих за урон, наносимый окружающей среде.

Топили также алкашей, дебоширов и просто хулиганов для профилактики, но потом из сострадания всё же даровали им жизнь.

Праздник «Нептуна» потом увенчался большим «Гала-концертом», данным силами художественной самодеятельности управления.

Все остались довольны, даже пьяницы.

Естественно, особым почетом в коллективе пользовался праздник «День строителя».

Вот запись тех лет:

«Сегодня День строителя!

Четырьмя вахтовыми автомашинами и двумя автомобилями едем на турбазу. Часть успела выехать накануне в субботу, из них Горлаченко и Сидаш, «приняв на грудь», передрались между собой, помирились, а затем пошли мирно спать.

Настроение приподнятое, праздничное!

Ровно в 12 часов в воскресенье начался концерт художественной самодеятельности.

Участвовало 35 человек.

Исполняли русские и украинские народные песни, песни советских композиторов.

Прораб Анатолий Лыжин на баяне исполнил собственное произведение «Поёт КАМАЗ» на слова поэта Юрия Котова».

Припоминается прораб Бовканюк, который читал в тот день стихи Федора Чугуева «Подарок стране и революции», а Жанна Филязова декламировала отрывок из поэмы А. Твардовского «Страна Муравия», а «Коробейников» пели электросварщик Куров и монтажник Жора Сушинский.

В лес по грибы.

5 августа человек сорок выезжало в лес по грибы.

Погода чудесная!

Лес густой смешанный.

Чего там только не было: и папоротник, и муравьиные кучи, и еловые шишки, а главное грибы: и трубчатые, и пластинчатые - на любой вкус.

Каждый хвастался своим «уловом», выставив корзины с грибами на всеобщее обозрение.

Как мы «вкалывали!»

Трудовая деятельность вновь созданного коллектива монтажников началась в необычных и сложных условиях.

Необычность состояла в том, что сам коллектив был разнополым, укомплектованным из командированных криворожан разных по профессиональному мастерству и опыту работы и принятых на месте рабочих, практически не имевших понятия о монтажном деле.

К первым нужно было просто присмотреться, а вторых следовало обучить и не в специальном учебном комбинате, а в процессе работы прямо на монтажной площадке.

В чем была сложность?

Прежде всего, в том, что управление не имело собственной базы, нужно было начинать с нуля.

Коллектив испытывал острую нужду в жилье, его необходимо было выпрашивать, выбивать всеми дозволенными и недозволенными способами.

К началу 1972 года генеральный подрядчик не сумел обеспечить строительную готовность объекта.

Фундаменты под монтаж конструкций на корпусах кузнечного завода сдал с пятимесячным отставанием.

Монтажники СУ-138 были вынуждены работать не на своих объектах, а строить АБК (административно-бытовой корпус), выполнять другие второстепенные работы.

Правда, кое-что делали и для себя, например, занимались укрупнительной сборкой конструкций.

Укрупнительная сборка конструкции.

По мере поступления металлоконструкций, бригады монтажников занимались их укрупнением в узлы, блоки.

В чем состояла цель укрупнительной сборки?

Прежде всего, как можно больше производить монтажных работ на земле и как можно меньше вести их на высоте.

Как уже выше было сказано, все металлические конструкции для всех четырех корпусов кузнечного завода КамАЗа изготавливали четыре украинских: два Днепропетровских - №1 имени Габулкина и №2, а также Запорожский и Донецкий заводы.

На этих предприятиях металлоконструкции после изготовления к контрольной сборки перемещались в малярный цех для окраски и нанесения на них отличительных знаков: изготовлено по заказу №… , чертежу №…, а также марка элемента или конструкции.

Например, ярко-светлой масляной краской на конструкцию наносилось: «97, 36, А-19».

Конструкция получала право на «жизнь».

После этого, при строгом соблюдении технических условий, железной дорогой, металлические конструкции погружались в вагоны Министерства путей сообщения, оформлялись соответствующие документы на отправку потребителю.

К каждой отгруженной партии металлоконструкций в адрес Камского специализированного управления №138 треста «Криворожстальконструкция» доставлялись железнодорожникам через стацию «Круглое поле».

Конструкции и другие грузы, прибывавшие по железной дороге в адрес управления разгружались: первоначально в тупике №5, а затем с июля 1972 года на складе металлоконструкций.

Разгрузкой и сортировкой металлоконструкций по заказам занимались бригады монтажников, а затем такелажники под руководством мастера В.Ф. Никищенко и мастера Парахонько А.Г.

На монтажные площадки и места специально оборудованные для сборки металлические конструкции из железнодорожного тупика и склада металлоконструкций изделия подавались на специальных автоплощадках тягачами.

Их водили Михаил Васильевич Клищ, Геннадий Степанович Морозов, Станислав Владимирович Левашов.

Здесь бригады монтажников в составе Новгородцева, Полищука, Булейко, Ткаченко, Пигузова, Ивасько, Лукашенко, Левого, Соловьева, Захарченко, Кривошея, Коваленко, Бакунца под руководством инженерно-технических работников Сокура, Волкова, Калашнюка, Ловикова, Ткаченко, Мунтяна производили укрупнительную сборку конструкции.

В их распоряжении была выделена современная грузоподъемная техника.

Краны обслуживали профессионалы, имевшие большой стаж работы: Дубовцев, Андриевский, Костюк, Миронов, Липатников, Тахаев, Семергей.

На козловых кранах безупречно трудились машинисты Ксения Клищ, Лидия Сокол, Геннадий Мороз.

Перед началом сборки мастера, прорабы, бригадиры производили тщательный осмотр всех поступавших на сборку конструкций.

Нужно было выявить:

1.Нет ли деформации.

К сожалению, такие факты были.

В результате неосторожности или неопытности работников, занимавшихся погрузкой, разгрузкой, сортировкой, некоторые конструкции деформировались, нужно было их исправлять или заменять.

2.В полном ли соответствии с чертежом изготовлена конструкция.

Случаи несоответствия были редки, но выявлялись.

3.Нет ли заводского брака.

Таковой был допущен Донецким заводом.

Приезжавшая на КамАЗ комиссия этого предприятия была вынуждена согласиться.

Чтобы исправить дефект в несущей металлической колонне нужно было обращаться в проектный институт Москвы, куда и выезжал инженер управления Лев Николаевич Миролюбов.

Работа по укрупнению металлических конструкций велась успешно.

К концу апреля 1972 года было обустроено большое количество колонн, подготовлено к монтажу значительное число подкрановых балок.

Началась сборка конструкций покрытия и перекрытий.

Можно было начинать большой монтаж, однако не тут-то было!

По-прежнему тормозил генподрядчик СМУ-1 управления строительства «Автозаводстроя».

Руководители этого СУ Прихожан и Ковальский затянули работы по сооружению фундаментов, сорвали сроки сдачи их под монтаж металлоконструкций.

1972 – год високосный.

Очень трудным оказалось начало этого тяжелого года.

Пять месяцев генподрядчик срывал свои обязательства по подготовке фундаментов.

В коллективе появились упаднические настроения: «Зря стараемся, всех разгонят».

Появились те, кто обычно «мутит» воду.

Нависала серьёзная угроза срыва графика.

Руководство управления принимало все меры, чтобы не допустить этого.

Начальник управления А. Д. Коник, главный инженер В. В. Хоменко, что называется, не вылазили от генподрядчика, предлагали свою помощь, наконец, требовали.

Однако руководители СУ-1 оставались равнодушными: «фундаменты не готовы, ждите…»

Ничего не могли поделать со своими подчиненными и руководители управления «Автозаводстроя».

Что означала успокоительная запись в протоколе совещания, которое проводил начальник управления В.А. Фоменко?

«В девятый раз обязать начальника СУ-1 тов. Прихожана сдать фундаменты под монтаж конструкций на кузнечном заводе».

Прихожан упорно не хотел снимать специалистов с других объектов.

5 апреля 1972 года управляющий трестом «Криворожстальконструкция» Александр Рудольфович Штундель из Кривого Рога сообщил по телефону, чтобы Коник в 18 часов доложил ему о состоянии монтажных работ на кузнечном заводе.

Связь работала безупречно.

Ровно в 18 часов начался разговор по телефону.

Штундель:

– Товарищ Коник, это Вы?

Коник:

– Да, это я, здравствуйте.

– Доложите обстановку…

– Докладываю. 1. Управление сформировано, 15 монтажных бригад. 2. Техника прибыла. 3. Конструкции поступают нормально. Укрупняю. 4. Строю АБК.

– Не понял, что ты там строишь?

– АБК. Административно-бытовой корпус.

Штундкль:

– А, как дела на «кузнице»?

Коник:

– Отвратительно. Не смонтировал ни одной колонны.

– А в чем дело? К кому обращались за помощью?

– Во все инстанции, за исключением партийных органов.

– Немедленно обратитесь в горком к товарищу Беляеву, а в обком напишите и справьте письмо товарищу Табееву. А я сегодня же позвоню в ЦК Компартии Украины. Пусть об этом проинформируют Леонида Ильича Брежнева.

– Спасибо за совет! Действую!

.

В тот же день было написано письмо первому секретарю Набережночелнинского горкома партии Беляеву Р. К.

Суть письма сводилась к тому, что генподрядчик неуважительно относится к субподрядной организации украинских монтажников.

15 бригад рабочих, 15 гусеничных кранов не могут работать на корпусах кузнечного завода из-за того, что генподрядчик не сооружает фундаменты.

СУ-138 просило поддержки.

Письмо Беляеву было направлено утром 6 апреля.

С копией этого письма на имя Табеева Ф.А. Александр Дмитриевич сам отправился в Казань.

Не знаю всех подробностей, как партийные органы отреагировали на наши обращения, известно лишь, что Табеев был уже в курсе дела.

Ему позвонили из ЦК КПСС, а 7 апреля он уже был в Набережных Челнах, попросил пригласить в Горком партии на беседу Фоменко, Гостева, Прихожана и Ковальского.

Предполагаю, что на беседе в Горкоме руководители СУ-1 и управления «Автозаводстроя» чувствовали себя не очень уютно.

У них не было никаких доводов, чтобы оправдаться.

Факты - упрямая вещь, а фундаменты на кузнечном заводе действительно не сооружались, чем тормозилась работа украинских монтажников, срывались сроки.

После того, как органам власти удалось убедить руководителей генподрядных организаций в ошибочности их действий по отношению к субподрядчикам, положение дел со строительством фундаментов на

Кузнечном заводе резко изменилось к лучшему.

Вскоре появились в котлованах кузницы геодезисты, плотники, арматурщики, бетонщики на корпусах №1,3,5, и даже на 4.

3 мая прораб из стройуправления №1 сообщил о готовности одного фундамента на корпусе №1, и предъявил его к сдаче под монтаж металлоконструкций.

Прораб участка №2 Николай Александрович Сокур, внимательно осмотрев его и не обнаружив нарушений и отступлений от проекта, подписал акт приемки.

В тот же день на фундамент при помощи автокрана была уложена металлическая опорная плита.

И вновь фундамент с опорной плитой был передан строителям под подливку бетоном зазора между низом плиты и верхом фундамента.

Плита была предварительно приварена к анкерным болтам.

Николай Алексеевич положил под плиту металлический рубль – на счастье.

Первый объект.

4 мая 1972 года бригада монтажников Валентина Николаевича Миронова на этом фундаменте с опорной плитой, смонтировала первую колонну с люлькой Сатышева наверху и лестницей с радиальным ограждением.

Один из монтажников бригады к люльке прикрепил флажок из красного материала, как знак будущего успеха!

Наконец-то мы начали заниматься делом, к чему призваны монтажники стальных и железобетонных конструкций.

Безусловно, это подняло моральный дух коллектива.

Наступил июль.

Строители предъявляют к сдаче один фундамент за другим, только успевай принимать.

Молодцы!

Раскачались, увеличили обороты в своей работе.

19 июня на корпусе №3 бригада монтажников во главе с Григорием Новогордцевым смонтировала за смену три колонны.

Это уже означало, что монтажникам развязали руки, создали нормальные условия для работы.

Чтобы наверстать упущенное время, люди не возражали поработать в выходные дни.

25 июня, в воскресенье рабочие вышли на работу и смонтировали 22 тонны металлоизделий.

Набранные темпы не снижали в июле и в августе.

Приемка фундаментов и безвыверочный монтаж .

Тщательно относились инженерно-технические работники к приёмке от строителей фундаментов, осматривали буквально каждую деталь.

Имелись случаи грубых отступлений от проекта.

Как следствие, фундамент не принимался до устранения брака.

.

Металлические колонны всех корпусов кузнечного завода монтировали безвыверечным методом.

Суть этого метода.

Металлические опорные плиты, изготовленные в заводских условиях, монтировали монтажным краном, а выставляли при помощи установочного приспособления, изготовленного по распоряжению одного из работников управления.

Зазор между низом опорной плиты и верхом фундамента составлял 70-80 мм. По высоте опорные плиты выверялись нивелиром.

После выверки плиту приваривали при помощи уголков к анкерным болтам, затем сдавали строителям под подливку бетоном.

Колонну устанавливали на опорную плиту после набора бетоном-подливки 70% прочности.

Звено монтажников в количестве двух человек за 8 часов монтировало 4-5 опорных плит.

Хроника тех дней.

24 августа на складе металлоконструкций было уже 9 000 тонн металлоконструкций.

4 октября на корпусе №5 монтажники бригады Ткаченко Николая Тимофеевича обустроили и смонтировали первую колонну.

13 октября подведены итоги работы за 2 квартал 1972 года.

Все участки выполнили план.

19 октября в Главке по итогам социалистического соревнования СУ-138 присудили 2 место и денежную премию 600 рублей.

30 декабря 1972 года годовой план строительно-монтажных работ выполнен за девять месяцев.

Было смонтировано около 10 000 тонн металлоконструкций – хороший подарок юбилею – 50-летию образования СССР!

В коллективе было проведено собрание.

Подвели итоги работы, назвали имена лучших.

Это были бригады Ткаченко, Новгородцева, Булейко, Лукашенко, Коваленко, Ивасько, Левого, электросварщиков Тротняло, Курова, Шайхигалиева.

Отметили инженерно-технических работников Сокура, Миролюбова, Спащанского, Никифорова и других.

.

7 ноября – вторник.

Сегодня 55 годовщина Великого Октября!

Сегодня состоится демонстрация трудящихся.

Наш красавец ракетовоз с восьмитонной подкрановой балкой стоит возле главка.

Ведет машину Станислав Николаевич Левашов.

На борту балки надпись: «Украина КамАЗу – 22,5 тысяч тонн металлоконструкций!»

«Величественно!»

Мы – букашки – говорят работники из «Татэлектромонтажа».

Миниконвейер.

18 августа на корпусе №3 коллектив участка №3 методом миниконвейера смонтировал 101 тонну металлоконструкции блока покрытия.

Этот метод был позаимствован у монтажных организаций, ведущих работы на заводах: автомобильном, двигателей и прессово-рамном.

В чем заключался характер этого метода?

Было время, когда монтаж вели только наверху.

И вот новшество: секции перекрытия полностью монтируются внизу, на конвейере.

Удобнее, проще, быстрее, безопаснее.

Стенд монтажа вытянулся на 500 метров.

Из полуферм стыкуются фермы, из ферм – секции.

С каждой остановкой конвейера появляются на блоке все новые и новые детали.

И вот секция полностью экипированная магистральными линиями шинопроводов, кронштейнами для светильников, силовой проводкой вентиляционных фрамуг, осветительной проводкой плавно доставляются тягачем по рельсовой дороге к мощному крану СКР-1500.

Через мгновение возникает потрясающая картина полета многотонной махины.

Наконец секция мягко ложится на опоры сразу перекрывая почти 230 квадратных метров площади.

Оперативки.

За все время пребывания на КамАЗе начальник управления Коник или главный инженер Хоменко проводили оперативные совещания.

Как правило, один раз в неделю, обычно в субботу.

На него приглашались все начальники участков, отделов.

На каждом совещании оформлялся протокол.

Отвечал за это начальник ПТО Козулин О.А.

Сюда заносились задания, поручения, заслушивались сообщения о том, как претворялись в жизнь ранее принятые решения.

На оперативках обсуждались все вопросы, связанные с производством работ, а так же бытом трудящихся, состоянием трудовой дисциплины и другие, однако, в первую очередь все же решались производственные вопросы.

Каждый старший прораб обязан был доложить, что выполнено, а что нет.

Все начальники участков, чувствуя ответственность, постоянно являлись на оперативки, за исключением начальника механизации Гиренко А.К.

Он в управлении, кроме Коника, никого не признавал.

Когда оперативку проводил главный инженер, Гиренко не считал нужным являться, проявляя тем самым своё высокомерие и самолюбие.

На оперативке 14 декабря 1972 года, кроме вопросов монтажа, говорили об обеспечении людей валенками.

Они в наличии были, но размеры 40-42.

А одному электросварщику потребовался 45 размер!

Поручили тогда найти мне.

Вопросом добычи валенок 45 размера занимался почти целый день, но безуспешно.

Был в деревне Биклянь.

Здесь валенки катали из шерсти заказчика.

Весь процесс производства – ручной, да и сама «фабрика» – грязный, захудалый сарай.

Нашел частника – Степана Фаддеевича Марыхина.

Он заявил, что за свои 25 лет работы валенок такого размера ни разу не валял, да и нет смысла.

Надо изготовить специально колодку, а шерсти затратить на двоих.

– Сколько будет стоить одна пара таких валенок?

– Рублей пятьдесят.

Словом не договорился.

Написал письмо в Казань, но ответа так и не дождался…

О Гиренко.

Машинист крана Леонид Литвинов удивлялся, почему перед Гиренко в управлении все пляшут?

Ведь он даже Коника называет на «ты»!

Гиренко на деле мог показать, как надо работать, всегда мог всё достать, найти, что-то предложить, дать совет.

Что же на самом деле представлял Гиренко?

Напорист, самолюбив, умел внушить свою точку зрения, навязать свою волю другим.

Способен был дать оценку другому, одновременно выгородив себя.

Свои недостатки стремился не замечать.

Ему казалось, что он умнее других, а короче вел он себя, как эгоист.

Нахален, умел комбинировать.

Никто в управлении не мог организовать покраску вагончиков.

Что делает Гиренко?

Он останавливает все работы в цехе, не считаясь с важностью заказов, и всех рабочих перебрасывает на покраску.

Никто этих добродетелей не осуждал.

Разве плохо было иметь в коллективе человека волевого, смелого, решительного, умеющего комбинировать, который считал бы интересы коллектива на первом месте, а личные на втором.

Но, с другой стороны, если ты руководитель, разве к лицу тебе такие выражение как «ты у меня попляшешь», «я с тобой разделаюсь», «ты меня долго будешь помнить» и прочие угрозы.

Похвально, когда все краны, вся техника задействованы на монтаже конструкций.

Конечно же, в этом заслуга Гиренко.

Надо отдать ему должное – он организовал перевозку их от железнодорожного тупика до площадки монтажа по бездорожью.

Да, это его заслуги, и всё же, он так и не смог до конца преодолеть высокомерие и самолюбие.

.

9 июня 1973 года у механика участка В.И. Калюжного, неизвестные лица угнали принадлежавший ему «Запорожец».

Гиренко поставил на ноги ГАИ города.

Для поимки воров был мобилизован весь автопарк управления.

И это было сделано вопреки распоряжению главного инженера управления В.В. Хоменко.

Окончание следует…

0
0
47
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
У нас что, английский язык стал государственным?????????
Учителя, преподающие на английском или татарском, получат надбавку к зарплате
03.05.2024 15:56
Все правы. Да английский- это уже язык международного общения. и многое пишется на английском. конечно учите английский!. НО. Зачем преподавать на английском? Все что они этим задумали - на их совести. Это абсолютно точно приведет в будущем к конфликтам. Вы замещаете государственные языки-английским на практике. Нужно хорошо знать наши государственные языки. Учите татарский и русский! Все остальное- от лукавого! Учите наших детей на наших сказках и фильмах. А технический английский преподается в университет в нужном обьёме.
Учителя, преподающие на английском или татарском, получат надбавку к зарплате
03.05.2024 15:13
Если ты думаешь, что программы в компьютерах пишутся на английском языке, то ты сильно заблуждаешься
Учителя, преподающие на английском или татарском, получат надбавку к зарплате
03.05.2024 14:24
Странное разделение... Остальные учителя недостойны достойной зарплаты!?
Учителя, преподающие на английском или татарском, получат надбавку к зарплате
03.05.2024 14:02
Комментарии

0

Ваш комментарий
Из-за похолодания в детсадах и больницах Челнов снова включат отопление
Сводка СВО: украинцам грозят увольнениями за сокрытие сведений о родственниках в России; 80% денег из поддержки США останутся внутри страны
Сводка СВО: Беларусь готовится ко внешним и внутренним диверсиям; Пентагон поощряет идею ударов по Крыму ракетами Atacms
Новый генплан Челнов требует строительства 20 школ и 30 садиков за шесть лет
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть