В январе 1970 года было создано Управление организации производства КАМАЗа.
Это управление выполняло функции обеспечения эффективной работы систем управления производства в части разработки и внедрения автоматизированных систем управления с использованием средств вычислительной связи и промышленным телевидением.
Представляю вашем вниманию «Забавные и не очень истории о внедрении IT-технологий», написанные Козыревым В.Н. в 2019 году.
Расскажу об алгоритме работы с банками: Мы из своей базы данных системы «Кадры, труд, заработная плата» (КТЗП) выгружали банкам личные данные по работникам, банк загружал эти данные в свою базу данных и нам возвращал файлы с присвоенными лицевыми счетами и видами зачисления (сберегательная книжка, магнитные карты VIZA, MASTERCARD, EUROKART, МИР, ЗОЛОТАЯ КОРОНА и т.д.). Из этого файла мы загружали банковские реквизиты работника в базу данных КТЗП. Далее мы банку ежемесячно передавали файлы с суммами зарплаты для зачисления на банковские счета работников. В системе КТЗП была организована работы с восемью банками: АВТОГРАДБАНК, АКБАРСБАНК, АКИБАНК, СБЕРБАНК, ВНЕШТОРГБАНК, ВТБ-24, АВТОВАЗБАНК, ПРОМСВЯЗЬБАНК.
При этом у каждого банка были свои требования к выгружаемой информации, для каждого приходилось писать свою программу экспорта-импорта данных. Банки очень активно пытались внедриться в подразделениях КАМАЗа, в итоге у некоторых работников были по несколько карт различных банков. С одной стороны, это было удобно, когда счета заводов в банке находились под угрозой ареста за долги, финансисты завода могли выбрать наиболее безопасный в данном месяце банк и перечислить туда зарплату работников. Кстати, так и делали, из-за этого были даже скандалы, так как работникам вовремя не сообщали, в какой банк перечислены деньги.
При работе с банками были и курьезные ситуации. Банк присвоил лицевые счета и прислал файл нам для загрузки. В файле оказались 2 работника с полным совпадением ФИО. Личных данных в файле из банка было недостаточно, решили загрузить лицевые счета по ФИО, в итоге в базе данных КТЗП одному работнику присвоили два лицевых счета, а другому ни одного. Эта была наша ошибка, больше мы никогда такие загрузки только по ФИО не проводили, проверяли ещё на дату рождения, ИНН, СНИЛС. Мы не могли просто поставить контроль и при наличии у работника лицевого счёта данного банка не вводить второй лицевой счёт, ведь у работника есть право иметь несколько лицевых счетов в одном банке.
Банк присвоил лицевые счета и прислал файл нам для загрузки лицевых счетов. В файле двум разным работникам присвоили один и тот же лицевой счет, и таких пар было 3. Наша программа загрузки сработала правильно, ввела лицевой счет только одному работнику из пары, другого работника вывели в ошибку, потом им присвоили другой лицевой счет.
Работников отправили в корпоративный отпуск, рассчитали отпускные, перечислили в банк. Выяснилось, что одному работнику ввели 2 827 дней отпуска и отпускные суммы более 1,5 млн рублей перечислили на его лицевой счет в банке. Нельзя в этом обвинить только бухгалтера, ведь в корпоративный отпуск ушли десятки тысяч человек одновременно, разве всех проконтролируешь? Виноваты и мы, программисты, что пропустили такое количество дней отпуска. Пусть и поздно, программа было доработана, при вводе более 60 дней отпуска программа сейчас запрашивает подтверждение. Говорили, что работник уже успел потратить на радостях где-то 20 000 рублей, его как самого уважаемого человека в машине повезли в банк, и он со своего счета вернул заводу лишние суммы.
Разработали программы для организации работ с банком ВТБ. Проходит время, и в один прекрасный момент сообщают о создании банка ВТБ-24 и о необходимости переоформления лицевых счетов ВТБ в банк ВТБ-24. Собрали совещание, решается вопрос, как объяснить работникам КАМАЗа о еобходимости перехода в другой банк. Наверно, моё предложение было самое лучшее. Сказал - надо объявить, что ВТБ готовится к банкротству (банкротство банков и сейчас частое явление) и переводит срочно активы в ВТБ-24. Представительница ВТБ потеряла дар речи от такого простого решения вопроса, правда, придя в себя, она и остальные участники мне дружно посоветовали не то, что говорить об этом вслух, а даже думать. Наверно, всем завидно было, что я нашёл такое простое решение. Что делать, разработали программы для организации работ с банком ВТБ-24. Всё течёт, всё меняется, недавно снова объединили банки ВТБ и ВТБ-24, правда, нам не пришлось менять программы экспорта-импорта.
В один прекрасный день появляется руководитель филиала АВТОВАЗБАНКа, оказывается, они заключили договор с одним из наших юридических лиц, было же время, когда все заводы имели статус ОАО и, поэтому, напрямую работали с программистами. Нам нужно срочно разработать программное обеспечение для работы с этим банком. Руководитель филиала представил свои структуры файлов для экспорта-импорта данных, состав реквизитов по личным данным. Я ознакомился c составом реквизитов и задал вопрос: «А зачем банку нужен реквизит <место рождения работника>. Я родился в деревне Атиаз Мортовского района ТАССР. Сейчас этой деревни, этого района и даже республики нет. Вы что, мне кредиты, ссуды не будете давать из-за этого?». Сказал ему, что личные данные конфиденциальные и, если он не объяснит, для чего нужен тот или иной реквизит, я буду вынужден обратиться в службу безопасности для получения разрешения. Объяснения представителя банка кончились тем, что «так исторически сложилось». Я не стал больше «докапываться», срочно разработали программы для организации работ и с АВТОВАЗБАНКом.
Первые магнитные карты работникам КАМАЗа массово начал выдавать СБЕРБАНК. Карты были не такие, как сейчас, без связи с банком, чтобы оплачивать ими покупки в магазинах, сначала нужно было перевести в банкомате деньги со своего счета на карту. Перечислил, например, 5000 рублей на карту и пользуешься картой для оплаты покупок. Закончились деньги на карте - опять идешь к банкомату для пополнения. Конечно, было не очень удобно, банкоматы же не везде были. Это сейчас мы карты используем в банкоматах только для снятия наличных денег, при этом можно только поднести карту к считывателю.
А тогда карту банкомат обязательно вводил в свой считыватель, обратно мог и не вернуть. Однажды банкомат сыграл со мной злую шутку - мне нужно было снять 10 000 рублей наличными. Банкомат карту прочитал и вернул, написав в отказе - на счету нет нужной суммы. Нет чтобы написать правду, что в банкомате нет наличности в сумме 10 000 рублей. Зная, что деньги на моём счету есть, я обратно сунул карту в банкомат, заказал 5 000 рублей - аккуратно получил эту сумму. Я же программист, мигом сообразил - значит, банкомат выдаёт только по 5000 рублей. Не успела карта выйти, я обратно затолкал в банкомат, чтобы снять очередные 5 000р. А по правилам надо было карту забрать и ещё раз ввести в считыватель, банкомат обиделся, карту заглотил и не вернул. Карту вернули только через 3 дня, после обращения в банк, карта так и пролежала в банкомате эти дни, пока инкассаторы не пришли для пополнения наличности в банкомате.
Заводам было выгодно внедрение магнитных карт, не нужны были кассиры, инкассаторские машины, в рабочее время не возникали очереди к кассам для получения зарплаты. Но эти очереди возникали у банкоматов в филиале Сбербанка или у банкоматов Сбербанка в самих подразделениях. Повсеместного обслуживания магнитных карт в магазинах ещё не было и люди были вынуждены снимать наличные деньги. Многие только привыкали к работе с банкоматами, обслуживание шло долго, люди в очередях нервничали и возмущались.
Однажды снял деньги в банкомате, стоящий сзади пожилой мужчина попросил помочь ему снять деньги. Оказался, он работник одного из заводов КАМАЗа, дал мне карту, сказал ПИН-КОД (какое доверие!), я сам ввёл пароль и выполнил остальные операции. Получив с банкомата деньги, он сказал много нелестных слов о магнитных картах, о своих бухгалтерах, при этом выражался чисто по-нашему, по-русски. Да что говорить, один мой пожилой родственник каждый месяц подъезжал ко мне в Генеральную дирекцию, я почти год снимал ему деньги в банкомате. Потом у него дочь подросла, но, кажется, он до сих пор боится этих банкоматов. Был и криминал. Я сам видел подозрительных парней около банкоматов, которые следили за процессом обналичивания. По слухам, они не только помогали при обращении к ним снимать деньги, но и занимались грабежами, провожая жертву с крупной суммой денег до подъезда или безлюдного места. Однажды, достаточно давно, в очереди у банкомата в магазине МЕТРО стал свидетелем такого случая. Передо мной стояла пожилая пара пенсионеров, снимали деньги, видно, получили пенсию на карту. Дедушка снял деньги 4 000 рублей, посчитал, передал бабушке - опять сунул карту в банкомат, снял деньги 4 000 рублей, передал бабушке - опять сунул карту в банкомат, снял деньги 4 000 рублей, передал бабушке. Меня это заинтересовало, я спросил, почему он сразу не снимает всю сумму. Ответ потряс меня : «Больше 4 000 рублей нельзя же!» Действительно, согласно меню, банкомат предлагает снять 500 рублей, 1 000 рублей, 2 000 рублей, 3 000 рублей, 4 000 рублей, ДРУГАЯ СУММА. Вот дедушка и снимал максимальную сумму 4 000 рублей. Я показал свою грамотность, объяснил, что и как - бабушке мы общими усилиями сняли одной суммой, так опять я вводил ПИН-КОД карты, на радостях они всё выложили. Старшему поколению, я уж и сам отношусь к ним, конечно, не очень уютно в мире IT-технологий, поэтому и основная масса мошенничества с магнитными картами приходится на них.
Какая интелектульная система, как перепрыгнуть то через простые виды услуг, которые оказываются плохо, или воообще игнорируются. Подъезд моют раз, два в месяц, мусорв воняет целыми днями всегда перед подъездом ... . Свои бизнесмены на нашу голову. Куда столько денег уходит, а, вот и начинает начальство маниловщиной заниматься. Елочку они включили в домофон, зачем?