В истории литейного завода нет ни одного директора, которому выпала бы легкая доля. Такова уж специфика предприятия – к мощному, дышащему силой и красотой производству прилагаются всевозможные сложности, хитроумные задачи и препятствия. Но первому директору завода Аркадию Лобанову достался особенный период – время всеобщего энтузиазма. А за ним стояли натянутые нервы, сжатые зубы и работа на износ.
ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАЛСЯ ИЗ МЕТАЛЛУРГА В ЛИТЕЙЩИКА
Биография Лобанова типична для того времени. Родился в глубинке – в селе Савлуково Брянской области – 23 сентября 1935 года. Военное детство, послевоенная юность. Затем учеба в Ленинградском политехническом – и вот он уже инженер-металлург.
По распределению Аркадий Лобанов попал на Ярославский моторный завод, где плавно шагал по карьерной лестнице: мастер, начальник формовочного участка, замначальника цеха по плавильно-формовочным участкам и т.д. Судьба в виде приглашения на «КамАЗ» застала его в должности начальника литейного цеха № 4. В заводских архивах нет информации, ожидал ли он такого жизненного поворота. Но, как бы то ни было, 28 июля 1971 года по «КамАЗу» был издан приказ № 157-к, который гласил: «Назначить тов. Лобанова Аркадия Васильевича с 22 июля 1971 года управляющим литейным производством строящегося Камского автомобильного завода с окладом согласно штатному расписанию. Л. Васильев». Товарищу Лобанову было 35 лет.
С этого момента его жизнь потекла совершенно иначе. Для начала пришлось переквалифицироваться из металлургов в литейщики, а затем – и в строители. Того требовали вопросы, которые вставали перед новоиспеченным директором. Он принимал активное участие в обсуждении проекта литейного завода, его оснащения. В выборе технологии и оборудования окончательное решение оставалось за ним. С началом переговоров с фирмами-поставщиками неоднократно выезжал в США. Параллельно руководил стройкой, постоянно перемещаясь между Челнами и Москвой. Никто из современников не может вспомнить, были ли у него выходные. Казалось, что Аркадий Васильевич просто жил на заводе.
Других вариантов его должность не предусматривала. Сроки строительства, монтажа и пусконаладки оборудования были самые жесткие. Их соблюдение приравнивалось к партийным заданиям и строго контролировалось. Какой уж тут отдых!
Впрочем, Лобанов и сам не отличался мягким подходом в руководстве. Его принципиальность и требовательность к исполнительской дисциплине были известны всем. Литейщики знали: если директор дал задание, то спросит по полной. Однако на совещания ходили без внутреннего страха. Аркадий Васильевич, несмотря на строгость, был вежлив, тактичен и чрезвычайно внимателен к людям. Умел расположить к себе и выстроить конструктивные отношения.
Первый штатный председатель профкома Шаукат Идиатуллин (слева) и первый директор ЛЗ Аркадий Лобанов – настоящие труженики
СРАВНИВАЛИ С АЛЕНОМ ДЕЛОНОМ, НО ЗАПОМНИЛСЯ СТРОИТЕЛЕМ
Случались и нестандартные ситуации. К примеру, Виктор Горелов, слесарь-ремонтник ЦКР литейного завода, до сих пор помнит, как неожиданно ему досталась квартира: «Я возглавлял общественную организацию термообрубного цеха ПЧЛ – весьма проблемного подразделения в 1200 человек. Были у нас и нарушители, и прогульщики – боролись мы с ними, воспитывали, но за эти факты с руководства и общественности строго спрашивали. Доставалось и мне. Но однажды директор сделал нестандартный ход: «Что вы все на негатив упор делаете? Работают же над этим люди! Если бы ничего не делали, наверное, в сто раз было бы хуже! Давайте поощрим актив. Вот Горелов такую большую нагрузку несет. А изобретений на его счету сколько! Есть предложение: предоставить ему квартиру вне очереди!»
Была у Лобанова еще одна отличительная черта, удивлявшая всех окружающих. Каким бы длинным ни был его рабочий день, в какие бы дебри стройки ни завела производственная необходимость, он всегда выглядел элегантно и опрятно. Его сравнивали с Аленом Делоном.
Однако в заводских кругах Аркадия Васильевича все-таки запомнили как Строителя, а не как кинозвезду. Так его звали между собой рабочие, да и не только они, отдавая дань задачам, которые выпали на его долю – проектирование и строительство завода. Справился он с ними более чем достойно. При А.В. Лобанове завершились основные работы по сооружению завода, было смонтировано 2500 единиц технологического оборудования, принята первая очередь ЛЗ, проведена доводка оборудования и подготовка к пуску второй очереди.
В должности директора Аркадий Васильевич Лобанов оставался до 1980 года. Затем перевелся главным металлургом «КамАЗа», проработал до конца. Его не стало в 1990 году после тяжелой болезни…
Его путь был до обидного короток, при этом ослепительно ярок. Он не шел – летел по выпавшей ему дороге. Как будто чувствуя, что надо все успеть. Он оказался в нужном месте в нужное время и с честью выполнил свое предназначение.
Аркадий Лобанов отвечал за то, чтобы самый большой литейный завод в Европе был построен и начал работать
Напомним, 22 июля литейному заводу "КАМАЗа" исполняется 50 лет.
Текст: Эльвира Насибуллина.
В 35 стать директором крупнейшего завода. Строитель, проектировщик, литейщик- одним словом Первопроходец.
Ответить (0)Заглавная картинка как из фильма про мафию )))
Ответить (1)я думал это фото из фильма "Волк с Уолстрит"