USD

78,3722

EUR

91,7738

Казань

+26

Наб.Челны

+24

USD

78,3722

EUR

91,7738

Казань

+26

Наб.Челны

+24
Поделиться Vk

История «КАМАЗа»: сколько в советское время стоила кабина челнинского грузовика

1055
0
3
0

Себестоимость всей машины составляла 10-11 тысяч рублей.

Директор музея «КАМАЗа», блогер нашего портала, Александр Чухонцев опубликовал страницы из неизданной книги «Выбор пути. По страницам истории конструкторской мысли», в которой рассказывается о кабине челнинского грузовика.

Разработчиком нового грузовика, как мы помним, министерство назначило ЗИЛ, у которого бескапотник был только в проекте, говорится в книге. За основу кабины КАМАЗа и взяли то, что готовили для нового ЗИЛ-170. Занималась этим группа под руководством замглавного конструктора ЗИЛа Виталия Певцова. Габариты были непривычны, эргономику бескапотной кабины никто детально не изучал. Так что, когда пришел приказ отдать наработки будущему КАМАЗу, это вызвало у зиловцев скорее облегчение – облик своих машин удалось сохранить, от «нелюбимого дитяти» избавились. А для коллег – пожалуйста, можно и поработать под заказ.

Конструкторам рекомендовали обходиться без роскоши: лишь бы водителю было тепло (все-таки осваивать предстояло Сибирь). А комфорт, эргономика – это излишества. Поэтому кабина большегруза получилась архипростой, даже аскетичной.

Вместо мягких панелей в салоне появились жесткие стальные, упростилась обивка дверей. Цельнолитые панели из вспененных полимеров на отечественных легковушках тогда уже появились, но применять их на грузовиках никто не собирался – штампованные стальные панели стоили намного дешевле. Платой за экономичность стали низкая, даже по меркам того времени, термо- и шумоизоляция, примитивные сиденья, недостаточный обзор. Первые образцы кабины дребезжали, все звенело и гудело. Нужно было снижать шум, работать над эргономикой и комфортом, улучшать размещение приборов. Тогда решили поискать готовых решений за рубежом. Естественно, возникла знакомая трудность – масштабы производства. 

С учетом поставок в запасные части, кабин надо собирать до 1000 штук в день! Гибкое производство с универсальными сварочными роботами при таких объемах будет очень дорогим. И советская сторона искала технологию, при которой все процессы распадаются на простейшие «кубики» – жесткие линии, в которых не предусматривалось даже возможности переналадки. Закладывали-то всего два типа кабин: со спальным местом и без, которые можно было бы делать на одной линии. При таком подходе оборудование будет стоить раз в пять дешевле, но где его взять? 

Как мы помним, никто в мире не делал столько одинаковых грузовиков… А вот с кабиной повезло. Как раз тогда голландский DAF, немецкий Magirus, французские Renault и Unic решили пожертвовать индивидуальностью ради снижения издержек. И заказали… одну кабину на четверых. Грузовик каждый делал сам, а вот кабину, точнее – ее силовой каркас, для этого «Клуба четырех» предполагалось выпускать на одном заводе.Отличаться они должны были несущественными внешними элементами. Благодаря такой кооперации суммарный объем выпуска получился серьезный. Технологическое оборудование консорциум заказал во Франции, у одного из лидеров – компании SIAKI, разработчика сварочных линий для массовых легковых автопроизводств. 

На эту же фирму вышла и закупочная комиссия "КАМАЗа". Французы с удовольствием предложили советской стороне разработать аналог того, что делали для «Клуба четырех». Кабина европейского развозного грузовика была небольшой, и на удивление совпала по габаритам с тем, что требовалось "КАМАЗу". Совпадало и еще одно граничное условие. Главным критерием «Клуба четырех» была дешевизна, и малая материалоемкость(в первую очередь – по металлу) играла нашим проектировщикам на руку.Оставалось решить единственную задачу - конструктивно приблизить камазовскую кабину к проекту «клубной», добиться минимального количества деталей и точек сварки. В этом случае SIAKI готова была пойти на существенную уступку в цене. С учетом предложений французской стороны, в проект вносили изменения под современные мировые технологии: оборудование для производства «клубной» и челнинской кабины французы разрабатывали и делали практически одновременно.
В результате челнинские конструкторы создали уникальную кабину - с точки зрения технологичности производства на автоматических сварочных линиях. Конструкторские решения этой кабины были на очень высоком техническом уровне. Притом, что в любой кабине огромное количество деталей, удалось обойтись минимумом сварных точек. 


Итоговая себестоимость операций по сварке-сборке кабины "КАМАЗа" составляла 14 (четырнадцать) рублей, при себестоимости всей машины в 10-11 тысяч. Так были одновременно созданы и конструкция, и технологическая линия для ее сборки – идеально соответствующие друг другу.  

Еще больше интересных фактов о кабине челнинского грузовика можно прочесть в материале директора музея «КАМАЗа» Александра Чухонцева
0
3
1055
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
когда дадут воду на ГЭСе уже 14 июля?
График отключения горячей воды на 2025 год : все этапы
14.07.2025 11:30
В УК " челныстройремонт " ,в субботу один дежурный сантехник. Да и тот ходит " шабашки" делает. Ждали аварийную 4 часа. В результате вызвали по объявлению сантехника. И платно решили все проблемы
ГЖИ назвала управляющие компании Челнов, на которые жалуются чаще всего
14.07.2025 11:00
уже есть прецедент-на автобусе Октябрьский-Казань который едет через Сорочьи горы, 1 чел из всех пассажиров отказался платить 100р за проезд по платке Альметьевск-Алексеевское, по которой водитель хотел проехать чтобы сэкономить время и из-за этого автобус поехал по старой дороге Оренбург-Казань. люди жмутся отдать 100 за лучшую езду. а что уж автолюбителям за скоростной проезд доплачивать ок 653р(15л бензина или 150 км если грубо посчитать)
Обход Челнов и Нижнекамска может стать платным в этом году
14.07.2025 10:20
как плотину расширить можно? построить дамбу и сооружения гэс рядом с прежними?))) я против взимания платы за проезд по м7 через наш город. бизнес перевозок и логистики тогда совсем подорожает и придется все это платить нам. вчера только проехал по ней днем-пусто. уже местами срезают треснувшие и просевшие слои асфальта, всюду столбы подключают к сетям. машин местами встречается 2-3 на км. поток все равно через Челны идет. потому что на обходе кромке пары-тройки АЗС ничего нет, нет сервиса, туалетов, кафешек, даже остановиться и отдохнуть, это как коридор без ничего. для тех, кто без остановки хочет промчаться мимо городов.
Обход Челнов и Нижнекамска может стать платным в этом году
14.07.2025 10:11
Комментарии

3

Ваш комментарий
14.05.2020 10:39
Гость .67

Зиловцы от радости без ума были что у них грузовик забрали . И завод стал чахнуть без новых машин.

Ответить (0)
14.05.2020 10:28
Гость .22

И правильно что не издали. Зил грузовик создал и не хотел отдавать грузовик. Не уважения так писать про людей которые создали грузовик.

Ответить (0)
12.05.2020 13:44
Гость .75

до появления в 80-х НТЦ, понятия Челнинский конструктор не было) Интересно прочитать другие главы этой не изданной книги. Может через народное финансирование опубликовать её, хотя бы в электронном виде??

Ответить (0)
Сергей Когогин вручил 20 камазовцам награды за трудовые заслуги
Сводка СВО: в Киеве на улице застрелили полковника СБУ; Зеленский не готов продолжать переговоры
Сводка СВО: США ввели санкции против докладчика ООН о геноциде в Газе; саперы показали мины ВСУ под Курской областью, включая кассетные
Сводка СВО: в США прогнозируют скорое взятие всей ДНР войсками РФ; Китай поставит оружие Ирану
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть