USD

81,0085

EUR

95,3411

Казань

+12

Наб.Челны

+10

USD

81,0085

EUR

95,3411

Казань

+12

Наб.Челны

+10
Поделиться Vk

История «КАМАЗа»: почему руководство кузнечного завода было против закупки мощных паровоздушных молотов

444
0
0
0

В мае 1984 года директором кузнечного завода становится Владимир Иванович Семендий. Его жизненный путь – путь выдающегося инженера и организатора огромного производства.

НАСТОЯЛИ НА ЗАКУПКЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ КУЗНЕЧНО-ПРЕССОВЫХ ЛИНИЙ

Владимир Семендий родился 11 мая 1937 года в селе Стеблев Корсунь-Шевченковского района Черкасской области. Среднюю школу в родном селе закончил с серебряной медалью. Окончил механический факультет Киевского политехнического института по специальности «Машины и технологии обработки металлов давлением» и в 1960 году получил назначение на Мелитопольский моторный завод на должность инженера-конструктора. В сентябре того же года был переведен на дизелестроительный завод в город Токмак Запорожской области. Работая мастером, а затем и старшим мастером кузнечного цеха, стал глубоким знатоком кузнечного дела.

В октябре 1963 года Семендия пригласили на специализированный завод «Центрокуз», строительство которого началось в Токмаке. Этот завод должен был обеспечивать штампованными заготовками Мелитопольский моторный завод, Краматорский и Запорожский автомобильные заводы. Здесь и сложился тот самый знаменитый и крепкий идейный тандем: Суббота – Семендий. Дело в том, что директором строящегося «Центрокуза» был Алексей Суббота. И заводу было суждено стать первым крупным кузнечным заводом, где не было традиционных штамповочных молотов, а заготовки штамповались на механических прессах. За короткое время Владимир Семендий прошел здесь путь от старшего инженера до главного металлурга завода.

После отъезда Субботы из Токмака и назначения его директором строящегося кузнечного завода «КАМАЗа» вслед за другом и соратником на «КАМАЗ» приехал и Семендий. В сентябре 1970 года он назначается главным инженером кузнечного завода.

Известный исторический факт: для штамповки самых мощных заготовок – коленчатого вала и балки передней оси автомобиля – руководство Минавтопрома предварительно планировало применить мощные паровоздушные молоты. Владимир Иванович в союзе с Алексеем Павловичем доказали, что отштампованные на них заготовки будут иметь такие припуски на механическую обработку, что импортные высокоточные станки быстро выйдут из строя.

– Суббота смотрел далеко вперед, настаивал на закупке автоматических кузнечно-прессовых линий, а не молотовых, – рассказывает Семендий. – Ему не верили, что удастся запустить пресс мощностью 12 тыс. тонн, потому что в Союзе был опыт работы только прессов 6300 тонн, и на «ЗИЛе» только шли разработки прессов на 8000 тонн. Но мы были молодые, наглые, и нам удалось убедить высшее руководство. Выступали, доказывали. Нам говорили, что это большой риск, что на этом ваша карьера закончится, а мы единодушно стояли на своем. Благодаря нашей вере все и получилось. Ну и, конечно, у нас был большой опыт в Токмаке – мы строили этот завод, а потом работали там.

Благодаря настойчивости директора и главного инженера строящегося кузнечного завода Минавтопром и Госплан дали согласие на закупку за рубежом необходимого прессового оборудования. Ознакомившись с лучшими кузнечно-штамповочными цехами Западной Европы и фирмами, производящими прессовое оборудование, камазовцы заказали две автоматизированные линии штамповки упомянутых заготовок, главными в которых были уникальные механические усилием 12 тыс. тонн. На сегодня эти автоматизированные кузнечно-штамповочные линии остаются единственными на территории СНГ.

Владимир Семендий был директором кузнечного с 1984 по 1987 год. 

1979 год. Подписание документов о приемке кузнечно-прессового оборудования: линии коленвала и балки передней оси. Первый слева за столом – В. И. Семендий, рядом с ним А. П. Суббота

15 СВИДЕТЕЛЬСТВ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ И РЯД ВНЕДРЕННЫХ РАЦПРЕДЛОЖЕНИЙ

До июля 1987 года Владимир Семендий занимал должность директора кузнечного завода. Большое развитие в этот период получило изобретательство, рационализаторское движение по модернизации имеющегося оборудования в цехах. Новаторы улучшали его качественные и технологические особенности, росла производительность, в штампово-механическом цехе полным ходом шло внедрение станков с ЧПУ. Сам В.И. Семендий был рационализатором и имел ряд внедренных рацпредложений и изобретений. Он – «Изобретатель СССР», имеет 15 свидетельств на изобретения.

В июле 1987 года Владимир Иванович был назначен заместителем технического директора «КАМАЗа» по металлургическому производству. Затем в его послужном списке были и другие камазовские должности. В декабре 2003 года В.И. Семендий ушел на заслуженный отдых. Сегодня, бывая в музее кузнечного завода, Владимир Иванович с большим удовольствием рассказывает о дружбе с Алексеем Павловичем Субботой и рассуждает о том, что видит будущее завода в автоматизации производственных процессов и, в первую очередь, тяжелого труда кузнеца-штамповщика.

За многолетний труд в области машиностроения Владимир Иванович Семендий дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Ему были присвоены звания «Заслуженный машиностроитель России» и «Заслуженный камазовец».

Май 1977 года. После награждения орденом Трудового Красного Знамени за пуск первой очереди «КАМАЗа». Четвертый справа в первом ряду – Владимир Семендий, слева от него начальник заготовительного цеха Михаил Кошкин, первый слева – первый начальник КПЦ-1 Михаил Андреевич Шушаков

После открытия КамПИ в 1980 году первые семь лет В.И. Семендий был председателем государственной аттестационной комиссии вуза по специальности «Обработка металла давлением»

Ноябрь 2016 года. На торжестве по случаю 45-летия кузнечного завода. Слева направо: Г.С. Логунов, В.И. Семендий, П.П. Полторыхин

Апрель 2021 года. Два директора – Владимир Семендий и Александр Чех – в музее кузнечного завода

Подготовила Ирина Низамиева. Фото из архива музея КЗ и Ильдара Хуснутдинова. 

0
0
444
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
30-35 тыс. однокомнатная, плюс задаток за месяц, плюс риелтору. Читайте уже внимательно, а...
«В городе заселиться - нужно 70 тысяч, а я плачу 15…» Как живут камазовцы в корпоративных домах?
02.10.2025 16:53
Шестерни , или иначе - зубчатые колеса направление достаточно непростое. Там чтобы все четко было, надо знать 150 формул расчетов. На КАМАЗе много лет назад оставался единственный технолог по зубчатым колесам - Гимелюк Григорий Михалыч. Он итак был старый и его уже давно нет. С тех пор все, специалистов не появилось. Никто не хочет и не может поддерживать это направление. Хотя у главного конструктора есть диплом по зубчатым механизмам и тем не менее....
Минск будет поставлять "КАМАЗу" шестерни для коробок-автоматов
02.10.2025 16:16
Сколько помню, водоканал вечно с кем то судится. Люди там не задерживаются. Очень много конфликтов внутри организации
ООО «Челныводоканал» через суд требует снести гараж, построенный около насосной станции
02.10.2025 15:42
Я не имел в виду конкретно эту женщину. В большинстве своём те кто дожил до преклонного возраста почему-то не выглядят счастливыми и отменным здоровьем похвастаться не могут...
В Челнах свое столетие пережили 20 горожан
02.10.2025 15:08
Комментарии

0

Ваш комментарий
Сводка СВО: над Чернобыльской АЭС обесточен саркофаг; Еврокомиссия снова грозится забрать у России 140 миллиардов евро
Минтранс решил, кто будет виноват в случае ДТП с беспилотником
Сводка СВО: Трамп грозит ядерными подлодками; задержан водолаз, подозреваемый в диверсии на «Северных потоках»
Сводка СВО: Келлог заявил о праве Киева бить вглубь РФ; в армию этой осенью будут призваны 135 тыс. человек
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть