Судьба первой партии отливок стала предметом первого производственного конфликта на литейном заводе.
В Музее КАМАЗа хранится книга Бориса Леонидовича Кузнецова «Рождение флагмана» - впечатления участника становления литейного завода. Книга издана в Набережных Челнах в 2001 году тиражом всего в 100 экземпляров. Фрагменты из редкой книги приводятся в блоге директора музея Александра Чухонцева. Книга Кузнецова – это потрясающие истории о строительстве и запуске «КАМАЗа». В одной из глав Борис Кузнецов рассказал, как первая отливка стала предметом первого производственного конфликта на литейном заводе:
В корпусе вспомогательных цехов ремонтно-инструментального завода силами работников корпуса цветного литья и служб литейного завода запускался участок для отработки технологии получения отливок методом литья под давлением. Слово «участок» сильно сказано для данного случая. Это скорее был «закуток», в котором была установлена одна машина литья под давлением немецкой фирмы «Вотан» усилием 400 тонн. Возле неё маленькая печь, в которой плавили алюминий и из которой заливали металл в машину, и пресс для обрубки отливок. Эта маленькая линия была куплена на выставке «Интерлитмаш – 73», привезена в Набережные Челны и смонтирована в КВЦ РИЗа.
Безусловно, с психологической точки зрения и технологической целесообразности, решение начать получение отливок в 1975 году, когда оборудование корпуса цветного литья только начинали монтировать, было оправдано. Строящийся завод, не имевший ни одной единицы технологического оборудования, превращался в действующее производство. Оснастка для этой линии была только на одну отливку – тройник 286. Эта оснастка была сделана фирмой для рекламы машины и технологии литья под давлением для выставки «Интерлитмаш – 73». и не проходила разметки для проверки геометрии.
В феврале 1975 года разметка отливки была произведена и обнаружены довольно серьёзные отклонения от чертёжных размеров. Действующего цеха литейной оснастки тогда ещё не было, и доводка оснастки превратилась в сложную проблему. Проблема решалась, но первая партия все же была отлита по недоведённой оснастке. То есть отливки были бракованными по геометрии.
И вот, когда везде на литейном заводе только и говорили о первой победе, газета «Рабочий КамАЗа» сообщила о вводе первых мощностей, о начале производства алюминиевого литья, молодая служба контроля качества отказались принимать отливку.
Как дальше развивался производственный конфликт - читайте в блоге «Новости музея КАМАЗа».