USD

73,7663

EUR

86,8451

Казань

+20

Наб.Челны

+19

USD

73,7663

EUR

86,8451

Казань

+20

Наб.Челны

+19
Поделиться FaceBook
Поделиться Google+
Поделиться OK
Поделиться Twitter
Поделиться Vk

История «КАМАЗа»: Почему эксперты советовали строить автогигант в Сибири?

357
0
2
0

Директор музея КАМАЗа рассказал о том, почему комплекс заводов «КАМАЗ» появился именно в Набережных Челнах, пишут «Вести КАМАЗа». 

«Видел недавно в интернете сюжет на ТНВ, где голос за кадром проникновенно сообщает, что «судьбу «КАМАЗа» решила партия в домино», приводятся слова первого секретаря Татарского обкома КПСС Фикрята Табеева о том, что это именно он за партией в домино убедил Генерального секретаря ЦК КПСС Леонид Брежнева построить автозавод не в городе Камень-на Оби в Красноярском крае, а в Набережных Челнах», - говорит Александр Николаевич. - Сам Фикрят Табеев в книге Ягсуфа Шафикова, изданной в Казани в 2001 году, на странице 192-193 вспоминает, что в домино в поезде действительно играли, предложение своё Табеев Брежневу озвучил… Но, цитирую по книге:«Брежнев опять не проронил ни слова. Вскоре все мы разошлись по своим местам для отдыха». Какой выигрыш? О чём вы говорите?»

Хотя Табеев немного преувеличивает свою роль в появлении «КАМАЗа» на земле ТАССР, принижает роль многочисленных государственных комиссий и министерских подкомиссий, которые ездили по огромной стране и изучали, сравнивали, анализировали различные площадки для строительства комплекса заводов по производству большегрузов. При этом Табеев говорит, что Камень-на Оби – это Красноярский край, но это неверно! Камень - на Оби находится в Алтайском крае! Посмотрите, сколько было вариантов, где можно было расположить автогигант.

Документы помогут нам с вами установить правду! Например, заключение экспертной подкомиссии Государственной экспертной комиссии Госплана СССР о размещении комплекса заводов по производству грузовых автомобилей от 31 июля 1968 года. Документ подписал председатель экспертной подкомиссии, академик АН СССР, советский учёный в области машиностроения, Герой Социалистического Труда Владимир Дикушин (1902-1979).

Вот её первая страница. Документ полностью можно прочесть здесь

Выделим только основные и интересные для нас моменты.

В разделе «По составу и мощности основных заводов» специалисты указали под 13 пунктом: «Основные производства новых автомашин потребует помощи действующих предприятий автомобилестроения,которая легче может быть оказана при распределении новых заводов в Европейской части  СССР, в частности Поволжье. При распределении новых заводов в Западной Сибири период их освоения может оказаться более длительным, примерно на год».

Таким образом, в отношении внутреотраслевой  кооперации Поволжские варианты (Набережные Челны и Тольятти) являются более благоприятными, чем в Западно-Сибирский вариант. 

Как следует из расчётов, выполненных при разных исходных данных, потребность автомашин грузоподъёмностью 6 тонн и выше в районах Европейской части СССР и Урала составит 60-65%, а в районах восточнее Урала - 35-40%.

Что касается Камня-на Оби в Алтайском крае, район характеризуется сейсмичностью до 6 баллов. Еще пару слов про другую площадку в Сибири. В Музее КАМАЗа хранится неподписанный проект постановления ЦК КПСС и СМ СССР. На документе стоит дата «1968 год». Этот документ предусматривал, что завод по производству дизельных автомобилей, грузоподъемностью 8-11 тонн должен быть построен в рабочем поселке Означенное Красноярского края. В городе Заозёрный Красноярского края должны были появиться: производство дизельных двигателей мощностью 210-240 л.с. литейное производство.

Вверху на карте начала 1969 года вы видите сравнительный анализ предстоящих работ по внешним коммуникациям трех площадок. Однако специалисты пришли к выводу: условия для градостроения для Поволжского варианта более благоприятны. Возможности использования водного транспорта с широко развитой  водно-транспортной системой также более благоприятны, чем в Сибири. Интересно, что экономика производства автомобилей и в тех и в других случаях будет примерно одинаковой, при некотором преимуществе Поволжского варианта.

Вот ещё один сильный аргумент в пользу Набережных Челнов. Комиссия пришла к выводу,что в районе Татарии и Башкирии избыток рабочей силы: ежегодно только из Татарии выбывают 30-35 тысяч человек, но благодаря относительно высокому уровню жизни разница между количеством людей, прибывших на территорию и количеством людей, уехавшим с этой территорий сохраняется положительной.

Тем не менее вот заключение  подкомиссии Государственной экспертной комиссии Госплана СССР о размещении комплекса заводов по производству грузовых автомобилей. Специалисты пришли к выводу, что лучше автогигант размещать в Западной Сибири по большей части для развития региона.

На фотографии уже правительственная комиссия в Набережных Челнах. Июль 1969 года.

Именно в этот период,17 июля 1969 года и произошла знаменитая закладка символического камня.

Уже 13 декабря 1969 года на строительстве «КАМАЗа» экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли в районе Базы Строительной Индустрии

Постановление Совета Министров СССР № 21 от 7 января 1970 года «О первоочерёдных мероприятиях по строительству Камского автомобильного завода».

Выбор Набережных Челнов для строительства «КАМАЗа» был итогом многолетней работы ученых, исследователей, архитекторов, проектировщиков.

0
2
357
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
А ежели на ногах посчитать...? Уууу...
Обвиняемый в мошенничестве Эрик Гафаров задумался о создании новой финансовой пирамиды
25.07.2021 12:33
Девять пальцев еще на девять пирамидосиков хватит :)
Обвиняемый в мошенничестве Эрик Гафаров задумался о создании новой финансовой пирамиды
25.07.2021 00:08
Наша песня хороша, начинай сначала!
«КАМАЗ» участвует в тендере на поставку больших автобусов в Челны
25.07.2021 00:05
В мэрии вообще похоже не в курсе, что на остановке Райсполком есть подземный пешеходный переход. Иначе как объяснить такое его плачевное состояние?
«Если кто-то бросит окурок…»: челнинка потребовала проверить пожарную безопасность подземки в центре города
24.07.2021 23:41
Новости СМИ2
Комментарии

2

Ваш комментарий
20.03.2020 11:14
Гость

Я правильно поняла, что вы сейчас пошутили)

Ответить (0)
20.03.2020 11:00
Гость

ВОТ ИМЕННО. СУДЬБУ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАВОДА РЕШИЛА ИГРА В ДОМИНО

Ответить (0)
«Работа была чудовищно трудной, но очень интересной»: Геннадий Патока о внедрении в производство двигателей от «Евро-0» до «Евро-4»
Покоряли сцены заводов, фестивалей и телепередач: история камазовского вокального ансамбля «Калинушка»
«Огромное спасибо за ваш труд на благо «КАМАЗа»: Сергей Когогин поздравил литейный завод с 50-летием
К 50-летию литейного завода: яркий трудовой путь первого директора Аркадия Лобанова
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть
© 2019 ВЕСТИ КАМАЗА | Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter