Грузовики - это инвестиционный товар. Поэтому рынок грузовиков неплохо отражает состояние экономики.
В феврале (по предварительным данным) в Китае было продано 112 тысяч тяжёлых грузовиков.
Это на 198% (в 3 раза) больше, чем в «ковидном» феврале 2020 года.
В последний раз более высокие темпы наблюдались в январе 2010 года (+630%, рост в 7 раз). И точно также как сейчас, это было связано с провалом продаж в январе 2009 года из-за мирового финансового кризиса.
Продажи за 12 месяцев (с марта 2020 по февраль 2021 года) впервые в истории превысили 1,7 млн. единиц.
Удивителен рост продаж в прошлом, кризисном году. Не менее удивительным кажется и продолжение этого роста в году текущем. Ведь обычно после "перегрева" рынок на некоторое время снижается.
По оценке специалистов нынешний рост связан с введением в Китае стандарта NS-6 (близкий аналог Евро-6).
До 1 июля 2020 года этот стандарт стал обязательным для грузовиков в особых зонах Китая (прежде всего в крупных городах), а с 1 июля 2021 года станет обязательным по всей стране.
Подобные явления наблюдались ранее на рынках США и Европы перед ужесточением нормативных требований. Сначала происходит рост продаж из-за "предзакупок" (покупатели переносят покупки на более раннее время, чтобы купить менее экологичные, но зато и более дешёвые грузовики), а затем продажи падают.
Так, регистрации тяжёлых грузовиков в Западной Европе резко (в 2,3 раза или на 127%) выросли в декабре 2013 года, потому что с 1 января 2014 года вводились нормы Евро-6.
Другой всплеск регистраций наблюдался в июне 2019 года (на 53%). Связано это было с тем, что 1 июля 2019 года стала обязательной установка так называемого «смарт-тахографа», затрудняющего нарушения режима труда и отдыха водителей.
Повторится ли в Китае подобная история, мы увидим по статистике продаж июля (будет доступна в первой декаде августа). Если нынешний всплеск спроса действительно связан лишь с введением новых стандартов, то с июля мы увидим падение продаж.