Между «Дакаром» и грядущим «Шелковым путем» коллектив некоммерческого партнерства «КАМАЗ-Автоспорт» успел найти новых отечественных поставщиков взамен ушедших зарубежных и собрать для Синей армады два новых спортивных грузовика. Впрочем, команда по-прежнему рассчитывает на возобновление былых отношений, в которые вмешалась политика.
ПЕСКИ, КАМНИ, ЧЕРНОЗЕМ
Две недели осталось до старта ралли «Шелковый путь-2022», в котором победоносную команду «КАМАЗ-мастер» на этот раз представят четыре экипажа, и которое впервые захватит предгорья Северного Кавказа. На этот раз весь маршрут рейда пролегает по российским территориям.
Пилоты Синей армады будут осваивать нынешние спецучастки впервые, о чем сообщил рулевой одного из двух готовых к гонке К5-х Эдуард Николаев журналистам федеральных телеканалов, приглашенным опробовать боевые машины в рамках маркетинговой подготовки к ралли. Фишкой нынешнего рейда станут именно пески Астрахани и горные участки Дагестана и Чечни: каменистый рельеф обяжет гонщиков к особому вниманию во избежание прокола шин, а это важно. По словам Николаева, темп гонки этого года ожидается особенно высоким – если прежде разрывы между участниками достигали получаса, а то и часа, то нынче счет пойдет на минуты и секунды, а значит любая техническая задержка может отбросить экипаж далеко в хвост.
Самым зрелищным отрезком пилоты называют Астраханскую область, самым скоростным – степи вокруг Элисты, если не будет дождей. Под Липецком тоже многое будет зависеть от погоды - гонщики ожидают обнаружить там чернозем, и, в случае обильных осадков, расклад в турнирной таблице может меняться на финишном отрезке кардинально. В последний день, между Липецком и Москвой, участников ждет уже относительно небольшой спецучасток на 117,6 км и лиазон в спокойном городском режиме вплоть до победного подиума на Красной площади.
Основные параметры «Шелкового пути-2022» и состав экипажей "КАМАЗ-мастера"
Технически ралли стартует 6 июля, но на первый день приходятся разного рода проверки, стартовый подиум намечен на 7 число. Маршрут протяженностью 4380 км разбит на 10 этапов, спецучастки составляют 2,8 тыс. километров.
7-9 июля включительно - участники стартуют в Астрахани и преодолеют два кольца с возвратом в город.
10 июля – переезд в Грозный.
11 июля - кольцо с возвратом в Грозный.
12 июля - переезд в Элисту.
13 июля - кольцо с возвратом в Элисту.
14 июля – переезд в Волгоград.
15 июля – переезд в Липецк.
16 июля – переезд в Москву, финиш.
В 2022 году участие в гонке примут представители четырех стран: кроме России, машины выставят Белоруссия, Казахстан и Узбекистан. Состав команды "КАМАЗ-мастер" следующий:
- Эдуард Николаев, Евгений Яковлев, Богдан Каримов (автомобиль К5)
- Дмитрий Сотников, Руслан Ахмадеев, Ильгиз Ахметзянов (автомобиль К5)
- Андрей Каргинов, Андрей Мокеев, Иван Мальков
- Сергей Куприянов, Александр Куприянов, Сергей Кренев (газодизельный автомобиль)
«Большая часть пути все-таки ожидается перегонной. Я думаю, самым сложным барьером на этом пути может стать психологическое облегчение от того, что маршрут проложен по российской территории – эта мысль может расслабить и подвести, - заключает Николаев, - На самом-то деле навигация обещает быть непростой, штурманам достанется». Закрытые границы и отсутствие на «Шелковом пути-2022» экипажей из дальнего зарубежья, напомним, сначала подтолкнуло организаторов ралли к смене статуса с международного на всероссийский, но в настоящее время гонка позиционируется в прежнем формате – видимо, благодаря участию в ней Беларуси, Узбекистана и Казахстана. Ожидания напряженной борьбы пилоты "КАМАЗ-мастера" связывают в первую очередь с командами «ГАЗ Рейд Спорт» и «МАЗ-СПОРТавто», и по поводу отсутствия последней на «Дакаре» этого года Николаев выразил сожаление.
«Мы встретились с ними в Волгограде, - отметил пилот, имея в виду майскую баху «Арчеда» - Видно, что ребята подтянулись и готовы сразиться».
«МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ ОТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРАМИ, С КОТОРЫМИ ПРИШЛОСЬ РАССТАТЬСЯ»
Основные сложности в организации «Шелкового пути-2022» связаны были, конечно, с финансированием ралли на фоне санкций, а челнинская команда столкнулась и с техническими трудностями, ведь непрерывная доработка спортивных грузовиков требует поставок комплектующих, в том числе импортных.
Как пояснил, отвечая на вопрос "Вестей КАМАЗа", заместитель директора по производству и развитию НП «КАМАЗ-Автоспорт» Сергей Савостин, из затруднительного финансового положения команда «не то чтобы вышла, а выходит».
«Политика, вмешавшись в спорт, всем принесла серьезные проблемы, но мы поддерживаем отношения с партнерами, с которыми пришлось расстаться. Надеюсь, что это прощание не навсегда, но пока нас поддерживает в первую очередь головное предприятие – "КАМАЗ". Мы преодолевали всякие невзгоды – и пожар на заводе, и перестройку, - переживем и нынешние трудные времена. Кто от нас ушел – видно по логотипам на бортах грузовиков. Ищем альтернативные варианты».
Добавим, что из спонсоров, отметившихся на корпусах боевых машин Синей армады, сегодня свои логотипы сохранили «Ростех», «Газпром», «Татнефть», 1С, ВТБ, Tirsan и еще несколько производителей инструментов, топливных спонсоров и информационных партнеров. Поиском новых "КАМАЗ-мастер", впрочем, не ограничивается: заявленную под ралли продажу грузовиков, как и предложение об их аренде на гонку СМИ уже растиражировали, как некие отчаянные меры. Савостин же подтвердил "Вестям КАМАЗа", что подобные сделки для «КАМАЗ-Автоспорта» давно стали привычными.
«Грузовики у нас часто арендовали, в том числе на «Дакар», - Савостин пояснил, что пилотов других команд среди арендаторов не было, но тем не менее пользовались машинами "КАМАЗ-мастера" и профессиональные гонщики, - Например, Артур Ардавичус, который на нашем грузовике занял на «Дакаре» третье место, представляя Казахстан. Брали и китайцы, и туркмены». Отметим, что в этом году аренда грузовика Синей армады для участия в маршруте сопровождения гонки стоит 5 млн рублей, а если нанимать вместе с машиной и водителя, то ценник подтягивается до 2 миллионов.
Продавались грузовики тоже частенько, а в этом году бюджет команды немного поддержали две сделки – разумеется из тех, которые челнинцам уже не нужны. По словам Савостина, в нынешнем режиме экономии в дело идет любая копейка.
«После «Дакара» никаких крупных закупок мы не делали, сосредоточились на повышении ресурса деталей и над их ремонтопригодностью. Если до сих пор команда ориентировалась на мировое автомобилестроение, то теперь нас выручает политика "КАМАЗа", который всегда был настроен на собственное производство, и благодаря этому продолжает сегодня работать. Импортозамещение нам в принципе не ново, потому что все покупаемые узлы и агрегаты мы привыкли дорабатывать. Просто сейчас объем таких доработок увеличился. Кроме того, страна у нас большая, заводов и грамотных технических специалистов много. Мы начали плотно сотрудничать с ними, и пока все идет успешно - альтернативы временами получаются даже лучше. К примеру, пружины для подвески, которые мы раньше брали в Голландии, сегодня уже производим с местными партнерами в Челнах. Есть и другие наработки, ведь «КАМАЗ-Автоспорт» работал со всем миром».
Надо сказать, что и оргкомитет ралли открыл для себя новые источники финансирования, придумав несколько успешных маркетинговых ходов. Ярким примером стал квест для гонщиков-любителей со входным билетом от 250 тыс. рублей с одного экипажа.
Гранд Тур «Дорогами Петра»
Новинка этого года – любительский марафон под названием «Дорогами Петра», приуроченный к 350-летию со дня рождения Петра I. К участию допущены подавшие заявки владельцы или арендаторы полноприводных внедорожников с достаточно высоким клиренсом, число членов экипажей ограничено лишь вместимостью автомобилей.
Маршрут тура проложен параллельно основному пути ралли, но по дорогам общего пользования. Участники так же, как и спортсмены, будут отмечаться на контрольных пунктах и ночевать в палатках раллийных бивуаков. В ходе гонки они смогут обучиться основам гоночного спорта и навигации у ветеранов ралли, а после финиша три лучших экипажа будут награждены.
Для победы в туре необходимо не только преодолеть марафон в кратчайшее время, но и лучше других справиться с ежедневными задачами от организаторов. Задания квеста подразумевают поиск в городах следования конкретного исторического места и выполнение некого поручения.
Входной билет был оценен в 250 тыс. рублей с экипажа из двух человек, плюс 100 тыс. рублей с каждого дополнительного участника.
Сложно сказать, состоялась бы гонка без подобных находок, или нет, но как для «Шелкового пути», так и для «КАМАЗ-мастера» все сложилось нормально – команда уложилась в сроки с подготовкой техники и 3-го июля машины стартуют в Астрахань.
«РАБОТАЕМ И С ПСИХОЛОГОМ, ПОТОМУ ЧТО В ТАКОМ ТЕМПЕ НУЖНО БУДЕТ ПРОЖИТЬ ДВЕ НЕДЕЛИ»
А пока пилоты вместе с журналистами опробовали машины в деле на полигоне "КАМАЗ-мастера". Доработка грузовиков началась сразу после возвращения команды с «Дакара», свои коррективы в план работ внесли и сборы в Астраханской области, и баха «Арчеда». К последнему событию уже был собран третий из спортивных грузовиков поколения К5.
Газодизельная машина Куприянова, кстати, тоже новая - ее изготовили при участии «Газпрома» и в мае протестировали на спортивной трассе. Напомним к этому, что стратегический план производства спортивных грузовиков на альтернативных источниках энергии руководство команды обсуждало с председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером за два месяца до бахи. Новый газодизельный мотор в спортивных грузовиках "КАМАЗ-мастера" не первый - до этого уже показал себя подобный двигатель производства Тутаевского моторного завода, был вариант и от Liebherr. Сейчас же газодизельное оборудование адаптировано под двигатель Cummins для серии К5, и это единственный спортивный грузовик на таком виде топлива.
На тест-драйв с журналистами команда выставила один грузовик предыдущей модификации и один К5 – корреспонденту "Вестей КАМАЗа" довелось опробовать трассу полигона на новой машине под управлением Андрея Каргинова.
Протяженность трассы составляет 15 км, и в первой половине она представляет собой песчаные ухабы, а во второй – извилистые петли в лесу. Скорость при этом ограничена 140 км/ч, и этого достаточно для незабываемых впечатлений от поездки, с которой не идут в сравнение никакие самые экстремальные аттракционы. По словам Каргинова, в сравнении со спецучастками ралли подобная трасса – все равно, что автобан, однако, как добавил Николаев, она может соответствовать раллийной, поскольку искусственно регулируется. Бугры дороги формируются трактором до нужной высоты и таким образом можно довольно близко имитировать любые рельефы мира.
Пассажир же может лишь предполагать, насколько разгоняется мозг водителя в таком режиме езды – песчаные заносы и зигзаги малого радиуса между деревьями требуют запредельной сосредоточенности. Безусловно впечатляет и нагрузка на организм – на позвоночник и шею прежде всего – хотя большую ее часть компенсирует плотная фиксация к креслу как туловища, так и головы.
Сами спортсмены, по словам Николаева, физическую подготовку ведут практически ежедневно, особенно перед гонками, в период зачетов, которые экипажи сдают московскому инновационному центру Олимпийского комитета. В течение двух с половиной недель под руководством Дмитрия Сотникова гонщики занимаются кросс-фитом, плаванием, бегом, волейболом – то есть дисциплинами, ориентированными на марафонскую выносливость. Спецучастки временами требуют и семичасового беспрерывного и экстремального вождения. Силы приходится распределять так, чтобы, согласно ремарке Николаева, на финише пилот держал скорость выше, чем на старте. «В этом, наверное, и заключается наша главная командная фишка, - допустил пилот, - А чтобы правильно настроиться, мы работаем и с психологом, потому что в таком темпе нужно будет прожить две недели».
Фото: kamazmaster.ru
Удачи и победы нашей Армаде!!!
Ответить (0)