USD

92,1314

EUR

98,7079

Казань

Наб.Челны

USD

92,1314

EUR

98,7079

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

«Город рос вместе со мной»: история коренного челнинца, работающего на заводе двигателей

1077
0
0
0

10 августа Набережные Челны отметят 90-летие со дня присвоения статуса города. Небольшой городок на Каме за пару десятков лет превратился в центр автомобилестроения с полумиллионным населением. Перемены свершались на глазах коренного челнинца Ильдуса Ашрапова, который уже более 40 лет работает на заводе двигателей. Он рассказал «Вестям КАМАЗа», каким ему запомнился город его детства и как он менялся.

Деревянный городок

– Я появился на свет в роддоме на улице Центральной 3 ноября 1956 года. Здание было деревянным, как и все челнинские дома в то время. Себя помню лет с трёх, а одно из первых ярких воспоминаний – как отец, дед и старший брат строили дом на Элеваторной горе. Мои родители переехали в Набережные Челны из Сармановского района. Деревянный сруб на улице Чернышевского становился всё выше, а мы, дети, залезали в строящийся дом по временной лестнице и играли внутри. Когда я учился в школе, уже сам помогал возводить пристройку к дому. Наш дом до сих пор сохранился, там живут брат с семьей.

Мой отец работал водителем, мама – учётчиком на предприятии. В хозяйстве держали гусей, выращивали овощи в огороде. До четвёртого класса я учился в школе № 6 на Элеваторной горе, а потом родители перевели меня в знаменитую школу № 2 им. Мулланура Вахитова. Школа находилась за Домом быта, я ходил туда пешком

Ильдус Ашрапов – очевидец истории города и «КАМАЗа».

Индустриальные преображения

– С друзьями на спор часто переплывали Каму – около 1000 метров. Когда рыбачили, наблюдали, как туда-сюда летают скоростные теплоходы. На «Метеорах» и «Ракетах», а также и на колёсных пароходах прибывали первостроители города и завода. Сойдя на берег Камы, они поднимались на Элеваторную гору по деревянной лестнице со смотровыми площадками и скамейками. Наверху можно было пообедать и выпить кружечку ледяного кваса в столовой.

Строителей-первопроходцев заселяли в вагончики с центральным отоплением, которое тогда было в новинку челнинцам, чьи дома отапливались дровами. Многие мои одноклассники до получения малосемеек и квартир проживали в них. Я впоследствии купил один вагон себе на дачу. Он был сделан из добротной крепкой древесины – гвоздь не забьёшь.

Мы росли, а вместе с нами рос и город. Вовсю шло строительство Нижнекамской ГЭС, для которой впоследствии подняли уровень воды до 62, а потом 63,3 метра. Ушли под воду любимые места отдыха наших отцов и дедов. На левом берегу Камы затопило многочисленные озёра. Там до поднятия воды ежегодно праздновали Сабантуй. Для возведения котлована под строительство фундамента будущей ГЭС грузовые МАЗы, КрАЗы свозили к реке крупные бетонные кубы весом, наверное, под тонну. За ними шли грузовики с гравием, щебнем. Всё это выгружали в реку, отвоёвывая котлован для плотины.

Июль 1957 года, с. Русский Акташ Альметьевского района. Отец и двоюродный брат Ильдуса Ашрапова на грузовиках ЗИЛ-164 везут природный камень для строительства первых челнинских «хрущёвок»:

Легендарный камень и решающий выбор

– Осенью 1969-го в школе сообщили, что в нашем городе появится крупный комплекс автомобильных заводов. Под руководством Марата Шакировича Бибишева, семья которого проживала по соседству от нас, по улице Лермонтова, был установлен легендарный камень, возвещающий начало строительства Камского автомобильного батыра. Мы с одноклассниками задумали съездить на велосипедах к этому месту и весной 70-го отправились в путь. Бетонный блок с надписью нам удалось найти. Но самого строительства видно не было, одни поля кругом. Позже я узнал, что оно велось километрах в трёх-четырёх от этого места.

Учился я хорошо, в старших классах окончил Московскую заочную школу высшей математики. После выпуска увидел заметку в местной газете о том, что в КАИ будут готовить специалистов для «КАМАЗа». Туда и поступил, на 7-й автомобилестроительный факультет. Окончил вуз в 1980-м. За отличную учёбу преподаватели уговаривали остаться на кафедре, но меня тянуло в родные места, к дому, семье и любимой. Вернувшись на малую родину, женился на однокласснице Анисе и по распределению устроился работать на завод двигателей. В первый же день меня направили к директору Виктору Денисовичу Поташову. Он минут 15 гонял меня по диплому, а потом направил в самый тяжёлый цех – синхронизаторов. От завода нам с

женой и старшим сыном дали малосемейку. В 90-м мы уже вчетвером, с младшей дочкой Дилярой, переехали в квартиру в 52-м комплексе.

С женой Анисой Минахметовной:

Благодарен судьбе за всё

– Придя на «движки» мастером, через три года стал начальником участка, ещё через два – замначальника цеха, в 90-м возглавил цех синхронизаторов, втулок и муфт КПП. А спустя три года случился пожар на заводе… На моих глазах горело моё рабочее место. После катастрофы многие по разным причинам ушли. Я в числе прочих остался разбирать завалы, восстанавливать оборудование. Мой цех переехал на ЗЗЧиК, где и находится по сей день. Я проработал там до 2008 года, а после перевёлся руководителем группы в отдел технического контроля. В 2002 году на «движки» пришёл сын Айдар. И он, и дочь обучались в КАИ – пошли по моим стопам.

Сегодня завод двигателей успешно работает, модернизируется, выпускает новые двигатели Р6. Я горжусь тем, что до сегодняшнего дня чувствую себя востребованным специалистом, и благодарен судьбе за принятое в своё время решение вернуться в родной город и связать свою жизнь с ним и «КАМАЗом».

Сентябрь 1980 года. Бригада 111 цеха 210, Ильдус Ашрапов – четвёртый слева в верхнем ряду:

Беседовала Татьяна Иванова. Фото Виталия Зудина и из архива Ильдуса Ашрапова.

0
0
1077
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Куда столько школ, где учителей будете брать? у нас учителей не хватает в школе, начальных классов всего 2 человека. Все в гимназию сбежали, видимо там платят больше
Новый генплан Челнов требует строительства 20 школ и 30 садиков за шесть лет
25.04.2024 16:25
Ты конкретно чего не понял. Этот Генплан показали еще 2 года назад, а люди с гаражами и домами до сих не пошевелились, чтобы на него посмотреть
Новый генплан Челнов требует строительства 20 школ и 30 садиков за шесть лет
25.04.2024 14:40
Вообще-то нужно запретить пешеходам ходить по велосипедным дорожкам. У них есть своя, а они все равно так и норовят ходить где попало. Очень мешает проезду!
По набережной Табеева запретили ездить на электросамокатах
25.04.2024 14:38
Целесообразнее было бы не делать парад в этом году. Враги предпримут атаки, они готовятся в срочном порядке. Очень высокий риск угроз
«Ремдизель» отправил в Москву на парад Победы шесть броневиков «Ахмат»
25.04.2024 14:00
Комментарии

0

Ваш комментарий
Новый генплан Челнов требует строительства 20 школ и 30 садиков за шесть лет
Сводка СВО: у границ РФ сгруппированы до 33 тыс. военных НАТО; задержан замминистра обороны, работавший с госзаказом
Сводка СВО: Киев закрыл посольства для своих мужчин, не стремящихся домой; Северная Корея провела ядерные учения
В первом квартале года выручка «КАМАЗа» по РСБУ выросла на 14%
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть