Официальное открытие XVIII всероссийского Фестиваля театров малых городов России состоится сегодня на площади «Азатлык», но первый спектакль конкурсной программы челнинцы уже могли оценить накануне. 16 трупп из 13 регионов в Челны привез киноактер и худрук московского Театра Наций Евгений Миронов, а лучших из них он свозит и в Москву, на свою сцену. Челнинцы же могут рассчитывать на настоящий пир духовной пищи, премьеру от Тимура Бекмамбетова, спектакль с Мироновым и виртуальной реальностью, и на многое другое.
ПОКАЗАЛИ ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ – ПОЛУЧИЛИ СОБЫТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО МАСШТАБА
Москва, Дубна, Новороссийск, еще 7 городов, и вот наконец Набережные Челны – Фестиваль театров малых городов России (ФТМГР) добрался до автограда спустя 216 спектаклей и 95 тыс. зрителей, оценивших конкурсные программы провинциальных, но профессиональных театров за 17 предыдущих выпусков. Под руководством худрука московского Театра Наций Евгения Миронова, больше известного стране по своей кинокарьере, фестиваль стал одним из главных ежегодных событий театральной жизни России.

Почему именно Челны? На этот вопрос, вероятно, ответит вечером на площади «Азатлык» идеолог фестиваля Миронов, но мы напомним, что набережночелнинский Русский драматический театр «Мастеровые» привез с ФТМГР уже не одну награду, чем, должно быть, заслужил принять такое событие на своей сцене. В 2017 году в Тобольске «Мастеровые» отметились спецпризом за декорации к спектаклю Дениса Хусниярова «Ревизор», награду получила сценограф театра Елена Сорочайкина. Год спустя, на XVI фестивале в Новороссийске челнинцы показали «Карла и Анну» Хусниярова и увезли две награды: дуэт Александры Комлевой и Анны Дунаевой показал лучшую женскую актерскую работу. В 2019-м «Мастеровые» забрали приз уже за лучший спектакль, представив в Камышине «Собачье сердце» в интерпретации питерского постановщика Семена Серзина. В 2020-м фестиваль по понятным причинам не проводился, а крайняя победа, обеспечив «Мастеровым» пропуск на сцену Тетра Наций, определила, должно быть, и географию нынешнего сбора 16 профессиональных театров из 13-ти регионов. Статус принимающего театра пришелся «Мастеровым» весьма кстати еще и в свете текущего строительства их нового здания. Челнинский театр, напомним, стал единственным в России, удостоившимся федеральных инвестиций в новую стройку, тем более на фоне пандемии, а в такой ситуации репутационные бонусы не лишни. Возможно, оргкомитет фестиваля в свое время учел и этот момент, проявив цеховую солидарность. В этом году «Мастеровые» покажут «Три сестры» в постановке Хусниярова.

«Это спектакль-эксперимент, спектакль–исследование чеховской природы посредством режиссуры, актерской игры, ощущения от русской истории и того времени, когда творил великий писатель», – охарактеризовала выбор конкурсной работы замдиректора театра «Мастеровые» Наталия Матиос.
ВМЕСТО ТЕАТРАЛЬНОГО БИНОКЛЯ – VR-ОЧКИ
Изюминкой фестиваля организаторы называют его формат, несвойственный конкурсам. Обычно труппы, чьи работы не позволили претендовать на призовые места, отстраняются от дальнейшего участия и, например, разъезжаются по домам до окончания показов. Участники ФТМГР собираются не только ради показов – принимающая площадка становится для них и сценой, и образовательной платформой. Они смотрят спектакли друг друга, делятся творческими методами и перенимают их от признанных специалистов в ходе лекций и мастер-классов. В определенном смысле ФТМГР – это и есть театральная мастерская, только для состоявшихся профессионалов. Работать с ними предстоит актерам, хореографам, театральным композиторам, каскадерам, критикам, художникам и инженерам сцены, и даже адвокатам.
Из числа конкурсных работ, с полной программой которых можно ознакомиться отдельно, несколько спектаклей были созданы в творческих лабораториях Театра Наций. Среди них постановка «Горка» театра «Драма номер три» из города Каменск-Уральский, «Как Зоя гусей кормила» Таганрогского камерного театра, «Солнечная линия» Лодейнопольского драматического театра-студии «Апрель» и «Любовь людей» Черемховского театра имени В.П.Гуркина. Три последних коллектива впервые принимают участие в ФТМГР. Также на сцене фестиваля дебютирует труппа Великолукского драмтеатра с «Грозой» Александра Островского в постановке Ильи Ротенберга – в прошлом главрежа целого ряда профессиональных театров. Режиссер, к сожалению, не увидит свою работу в рамках конкурса – Ротенберг скончался в ноябре прошлого года в возрасте 40 лет.
В общей сложности Миронов привез в Челны 6 спектаклей «большой формы» и 10 – «малой формы». Город предложил три площадки для показов – это, собственно, «Мастеровые», а также ДК «КАМАЗ» и татарский драмтеатр им. Гилязова.

Определять лучшие работы по пяти номинациям предстоит жюри ведущих театральных деятелей и критиков во главе с народной артисткой Ольгой Остроумовой. Обладатели Гран-при за лучший спектакль по традиции смогут представить свои работы на сцене Театра Наций. Будет и внеконкурсная программа от самого московского театра – инициаторы фестиваля покажут премьеру «Ходжи Насреддина» в трактовке Тимура Бекмамбетова, а также спектакль «Я убил царя» режиссера Михаила Патласова. Роль Николая II в последней постановке исполнит худрук театра Миронов, причем смотреть этот спектакль зрителям предстоит в очках виртуальной реальности.
«Многие театры были закрыты или месяцами вынуждены играть для сокращенного количества зрителей, – перед стартом оценил отраслевые реалии Миронов, - Трудное время сплотило нас, и я очень рад, что после перерыва мы встречаемся на гостеприимной земле Татарстана».
Текст: Елена Горбунова, Влас Мысько
Фото: russdramteatr.ru, оргкомитет ФТМГР