Когда человек погружён в свою профессию не только с 8 до 17, считается, что он вроде как «не от мира сего». Но мало кто в НТЦ измеряет свой труд в привычных единицах – иначе вряд ли появились бы у нас автомобили нового модельного ряда, новые агрегаты и системы. Удачи конструкторов на виду. Но невольно порой остаются за кадром те, без кого в производство не уйдёт ни один созданный узел – испытатели.
Прежде чем Евгений Пелагеин пришёл в эту службу 15 лет назад, уже имея диплом ИНЭКА, он, что называется, до винтика познакомился с модельным рядом: собственными руками перебрав множество машин в ремонтной службе НТЦ, куда привёл его отец, бригадир электриков по стендовому оборудованию, а потом в службе КИПиА, у Гулюса Нурутдиновича Фаттахова.
Евгений Пелагеин занят подготовкой пневмогидравлического усилителя (ПГУ) к испытаниям при отрицательных температурах (от - 20 до - 60 градусов) в морозильной камере. Это позволяет сымитировать включение и выключение сцепления при холодном пуске двигателя
В юности времени на поиски себя у Евгения практически не было: «движки» сгорели в 93-м, и как в большинстве челнинских семей, в доме Пелагеиных тоже поселилась напряжённость. После 9-го класса Женя оказался в ПУ-57. Жизнь довершила в формировании личности всё, что заложила трудовая семья: атмосфера в профтехучилищах была отнюдь не тепличная. Не сразу поступив в вуз, Евгений, не теряя времени, окончил вечернее отделение филиала московского электромеханического техникума. Так что первокурсником отделения «Автомобили и автомобильное хозяйство» стал в том возрасте, в каком обычно уже получают диплом. Но он поставил перед собой цель и уже точно знал, что её достигнет.
В КО агрегатов и систем Пелагеин попал случайно: в ОЛДИ, куда хотел устроиться, не оказалось вакансий инженера. Но под началом таких наставников, как В.С. Салфетов, Г.М. Идолова, Л.Л. Максимова, В.Н. Балобанов, однажды вдруг чётко ощутил: здесь он – на своём месте. Его учителя, видя, как он «выкачивает» на стендах максимум параметров по всем системам, тоже почувствовали: испытания механизмов сцеплений, приводов управления сцеплением, карданных валов и прочих агрегатов для парня – больше, чем просто работа.
– Самым сложным поначалу было запомнить порядок включения стендов, – говорит Евгений Вячеславович. – От этого зависит всё, в том числе безопасность работы на стендах. А без неё – никуда.
Вот где физика и теоретическая механика получают практическое подтверждение! За четыре года Пелагеин не заметил, как сам стал наставником, чутьём распознавая в студентах способных и толковых. Так было с Робертом Салахутдиновым, Азатом Салахиевым, Дмитрием Андреевым. Возглавив КИБ, научился определять меру доверия: если младший коллега уже на первой экскурсии не в облаках витает, если он – человек «чёткий», а в нужных ситуациях не чурается взять в руки ключ и перейти в режим «сделай сам», почему бы и не снять надзор?
– Через твои руки проходят детали, которые будут работать в машине, – вдохновляет он ребят. – И ты знаешь, как это будет происходить. Без наших испытаний ничего не будет внедрено в производство. Такое не каждому дано!
Пелагеин – не испытатель-одиночка, углублённый в себя. Всем видам мыслительного процесса предпочитает он мозговые штурмы и командную работу. Много лет – в тандеме с Юрием Козловым и его КО трансмиссии. Оба уверены, что такая организация труда наилучшая: только в связке конструктор – испытатель «рождается истина». Цифровое моделирование – это здорово, но оно не может полностью имитировать внешние факторы.
Опытным путём, к примеру, пришёл Пелагеин к установке на диски сцепления дополнительных пружин, влияющих на гашение крутильных колебаний – эту работу в своё время представил на конкурс молодых специалистов. Немало и такого, в чём Евгений Вячеславович, по его скромному признанию, «просто принимал участие». Так, на всех КАМАЗах с 2009 года используется беззазорный привод, в котором применён пневмогидроусилитель с плавающим поршнем; внедрены бесконтактный датчик положения педали, единый быстросборный шланг… На основе опыта пополняет Пелагеин свой «парк» даже новыми испытательными приспособлениями и технологиями – например, предложил способ испытания работоспособности привода выключения сцепления в морозильной камере. Стендовые испытания очень экономят время и деньги. Недавно поступившее в НТЦ стендовое оборудование – для испытателей радость и новые возможности. Сейчас Евгений активно работает над сцеплением нажимного типа: открываются перспективы для АКП, автоматизированных коробок.
…Заканчивается и ненормированный рабочий день, но хобби Пелагеина – продолжение его профессии. В общении со своим личным автомобилем развенчивает он маркетинговый миф «масло на весь срок службы», чтобы потом поделиться наблюдениями с друзьями-коллегами. А ещё надо обязательно успеть поиграть с сынишкой: в свои год и четыре он уже очень интересуется машинками.
Испытатели отвечают и за исследования, сдавая свой продукт, что называется, под ключ. Они в ответе за всё: начиная с гаек-болтов до составления полного финального отчёта с описанием объекта испытаний, методики, результатов, предложений. Сегодня, выполняя задание главного конструктора, нужно досконально выяснить, почему в этом силовом агрегате возникают проблемы при переключении коробки передач. И исключить их в принципе. «Версия по сцеплению уже отработана и отклонена, на очереди – разбор КП, всех её деталей, – поясняет Евгений Пелагеин. В самом патовом случае дело дойдёт то металлографических анализов». Но задание будет выполнено. В этом ни у кого нет сомнений!
На вопрос, что главное в характере испытателя, Евгений Пелагеин отвечает: уверенность. В том, что ты делаешь. Твёрдость позиции идёт от знания тонкостей, накопленного багажа и образа мыслей. Как два в одном: и миссия, и ответственность.
Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ. Фото: Александр АВДЕЙЧИК