USD79.3146 EUR92.8621
Казань
-9 °C
Наб.Челны
-12 °C
20 фев 2019 в 21:00

«Главное в характере испытателя - уверенность!»

47
0
2
Назад к новостям

Когда человек погружён в свою профессию не только с 8 до 17, считается, что он вроде как «не от мира сего». Но мало кто в НТЦ измеряет свой труд в привычных единицах – иначе вряд ли появились бы у нас автомобили нового модельного ряда, новые агрегаты и системы. Удачи конструкторов на виду. Но невольно порой остаются за кадром те, без кого в производство не уйдёт ни один созданный узел – испытатели.

Прежде чем Евгений Пелагеин пришёл в эту службу 15 лет назад, уже имея диплом ИНЭКА, он, что называется, до винтика познакомился с модельным рядом: собственными руками перебрав множество машин в ремонтной службе НТЦ, куда привёл его отец, бригадир электриков по стендовому оборудованию, а потом в службе КИПиА, у Гулюса Нурутдиновича Фаттахова.

Евгений Пелагеин занят подготовкой пневмогидравлического усилителя (ПГУ) к испытаниям при отрицательных температурах (от - 20 до - 60 градусов) в морозильной камере. Это позволяет сымитировать включение и выключение сцепления при холодном пуске двигателя

В юности времени на поиски себя у Евгения практически не было: «движки» сгорели в 93-м, и как в большинстве челнинских семей, в доме Пелагеиных тоже поселилась напряжённость. После 9-го класса Женя оказался в ПУ-57. Жизнь довершила в формировании личности всё, что заложила трудовая семья: атмосфера в профтехучилищах была отнюдь не тепличная. Не сразу поступив в вуз, Евгений, не теряя времени, окончил вечернее отделение филиала московского электромеханического техникума. Так что первокурсником отделения «Автомобили и автомобильное хозяйство» стал в том возрасте, в каком обычно уже получают диплом. Но он поставил перед собой цель и уже точно знал, что её достигнет.

В КО агрегатов и систем Пелагеин попал случайно: в ОЛДИ, куда хотел устроиться, не оказалось вакансий инженера. Но под началом таких наставников, как В.С. Салфетов, Г.М. Идолова, Л.Л. Максимова, В.Н. Балобанов, однажды вдруг чётко ощутил: здесь он – на своём месте. Его учителя, видя, как он «выкачивает» на стендах максимум параметров по всем системам, тоже почувствовали: испытания механизмов сцеплений, приводов управления сцеплением, карданных валов и прочих агрегатов для парня – больше, чем просто работа.

– Самым сложным поначалу было запомнить порядок включения стендов, – говорит Евгений Вячеславович. – От этого зависит всё, в том числе безопасность работы на стендах. А без неё – никуда.

Вот где физика и теоретическая механика получают практическое подтверждение! За четыре года Пелагеин не заметил, как сам стал наставником, чутьём распознавая в студентах способных и толковых. Так было с Робертом Салахутдиновым, Азатом Салахиевым, Дмитрием Андреевым. Возглавив КИБ, научился определять меру доверия: если младший коллега уже на первой экскурсии не в облаках витает, если он – человек «чёткий», а в нужных ситуациях не чурается взять в руки ключ и перейти в режим «сделай сам», почему бы и не снять надзор?

– Через твои руки проходят детали, которые будут работать в машине, – вдохновляет он ребят. – И ты знаешь, как это будет происходить. Без наших испытаний ничего не будет внедрено в производство. Такое не каждому дано!

Пелагеин – не испытатель-одиночка, углублённый в себя. Всем видам мыслительного процесса предпочитает он мозговые штурмы и командную работу. Много лет – в тандеме с Юрием Козловым и его КО трансмиссии. Оба уверены, что такая организация труда наилучшая: только в связке конструктор – испытатель «рождается истина». Цифровое моделирование – это здорово, но оно не может полностью имитировать внешние факторы.

Опытным путём, к примеру, пришёл Пелагеин к установке на диски сцепления дополнительных пружин, влияющих на гашение крутильных колебаний – эту работу в своё время представил на конкурс молодых специалистов. Немало и такого, в чём Евгений Вячеславович, по его скромному признанию, «просто принимал участие». Так, на всех КАМАЗах с 2009 года используется беззазорный привод, в котором применён пневмогидроусилитель с плавающим поршнем; внедрены бесконтактный датчик положения педали, единый быстросборный шланг… На основе опыта пополняет Пелагеин свой «парк» даже новыми испытательными приспособлениями и технологиями – например, предложил способ испытания работоспособности привода выключения сцепления в морозильной камере. Стендовые испытания очень экономят время и деньги. Недавно поступившее в НТЦ стендовое оборудование – для испытателей радость и новые возможности. Сейчас Евгений активно работает над сцеплением нажимного типа: открываются перспективы для АКП, автоматизированных коробок.

…Заканчивается и ненормированный рабочий день, но хобби Пелагеина – продолжение его профессии. В общении со своим личным автомобилем развенчивает он маркетинговый миф «масло на весь срок службы», чтобы потом поделиться наблюдениями с друзьями-коллегами. А ещё надо обязательно успеть поиграть с сынишкой: в свои год и четыре он уже очень интересуется машинками.

Испытатели отвечают и за исследования, сдавая свой продукт, что называется, под ключ. Они в ответе за всё: начиная с гаек-болтов до составления полного финального отчёта с описанием объекта испытаний, методики, результатов, предложений. Сегодня, выполняя задание главного конструктора, нужно досконально выяснить, почему в этом силовом агрегате возникают проблемы при переключении коробки передач. И исключить их в принципе. «Версия по сцеплению уже отработана и отклонена, на очереди – разбор КП, всех её деталей, – поясняет Евгений Пелагеин. В самом патовом случае дело дойдёт то металлографических анализов». Но задание будет выполнено. В этом ни у кого нет сомнений!

На вопрос, что главное в характере испытателя, Евгений Пелагеин отвечает: уверенность. В том, что ты делаешь. Твёрдость позиции идёт от знания тонкостей, накопленного багажа и образа мыслей. Как два в одном: и миссия, и ответственность.

Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ. Фото: Александр АВДЕЙЧИК

47
0
2
- Автор статьи

Анжелика Акуева

Все новости автора
Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписатся
Последние комментарии
Гость 1074

Гость 841, За убийство столько же? Не утрируй, надо ещё жёстче наказывать, что бы и в мыслях не было сопротивляться представителям власти.

Сопротивление при задержании стоило челнинцу трех лет свободы сегодня в 15:42
Гость 1073

Что-то мощность мотора не сообщили...

Дизельный двигатель КАМАЗ стал сердцем мощнейшего трактора «Ростсельмаша» сегодня в 15:35
Гость 841

Да уж что то дядюшка Трамп разгулялся не на шутку! Политика США становится более жесткой и жестокой. Что им сделали рыбаки? Ах да своей нефти мало решили чужую экспроприировать

Сводка СВО: в Москве подорван автомобиль представителя Генштаба РФ; украинская элита выводит за рубеж активы и вывозит семьи сегодня в 15:11
Гость 841

Это как же нужно ездить товарищи чтобы так вот на рельсах оказаться??? Кому права выдают? Или их по сути купили?

Перевернувшаяся легковушка перекрыла движение трамваев на Московском проспекте сегодня в 15:02
Комментарии0
Подписывайся
на Telegram
Поделится Vk