Режиссер - Питер Берг . Сценарий - Мэттью Сэнд , Мэттью Майкл Карнахан , Дэвид Рохд , Стефани Сол .В ролях - Марк Уолберг , Курт Рассел , Джон Малкович , Джина Родригез , Кейт Хадсон .Гонконг, США. 2016.
Всё о чём они говорили, что этого не может случиться, случилось.
Солнечный штат Луизиана. Это уникальные природные ландшафты, богатые растительный и животный миры, мягкий климат, величайшая река Северной Америки, благодаря которой штат получил одно из своих прозвищ – «Дитя Миссисипи». Это пёстрое население, состоящее из потомков французов, испанцев, негров и индейцев. Это своеобразная культура, один только Новый Орлеан чего стоит – город карнавалов, вуду и извращенцев. Но Луизиана славится не только природой и странным населением. Там на океаническом шельфе, под водой скрыто главное богатство, ради которого жадные до денег мегакорпорации готовы на любой риск – «чёрное золото», нефть. Иногда за риск приходится платить.Апрель 2010 года. В семидесяти километрах от берега дрейфует некая буровая платформа под броским названием «Глубоководный горизонт». Скоро это имя прогремит на весь мир. События, связанные с ней станут известны как «Катастрофа в Мексиканском заливе».
Приятный парень Майк Уильямс (Марк Уолберг) отличный семьянин и, по совместительству, главный инженер на буровой платформе, собирается на очередную вахту. Двадцать один день в море, вдали от семьи. Готовится он основательно: выполняет супружеский долг (видимо на все три недели вперёд), выслушивает школьный доклад дочери и обещает ей привезти с работы какую-нибудь окаменелость, убеждается, что жена помнит куда звонить если с ним что-нибудь случиться. Затем он прыгает в машину и отправляется в вертолётный аэропорт. Вместе с ним на «Глубоководный горизонт» летят начальник всей буровой – Джеймс «Джимми» Харрелл (Курт Рассел), штурман Андреа (Джина Родригез), а также пара пиарщиков из нефтяной корпорации «Бритиш Петролеум» (это типа нашей Роснефти, только британская), для которой, собственно, и пробурена скважина.
По прибытии на работу Джимми и Майка ждёт неприятный сюрприз. Руководство компании отказалось от финальной проверки бетонной подушки скважины на отсутствие дефектов, мол все сроки сорваны, теряем деньги и нужно немедленно вводить объект в эксплуатацию.
Кратко о технической стороне дела, как я её понял. Скважина представляет из себя цепочку бетонных труб, которые отливаются прямо в самой скважине по ходу бурения. Трубы соединены между собой особыми уплотнениями. Сверху над скважиной на дне океана заливается огромная бетонная подушка и на самом выходе на подушку установлен «превентер» (по сути запорный и регулирующий клапан высотой с трёхэтажный дом), от которого наверх к буровой идёт труба. Бетон должен быть залит очень качественно, ибо если в нём будут трещины или сломаются уплотнения, то в скважину начнёт проникать природный газ (метан) из окружающей породы. Метан под огромным давлением пойдёт вверх и там только держись: вся надежда на превентер и бетонную подушку.
Между Джимми и представителями «Бритиш петролеум» в лице Видрина (Джон Малкович) и Калузы возник конфликт. Сошлись на том, чтобы провести дополнительные испытания давлением. Испытания дали двусмысленный результат и Видрин настоял на запуске скважины. Из неё начали откачивать буровой раствор, который своим весом сдерживал давление. Тут-то всё и началось. Как только начали процесс, из скважины вырвался огромный столб жидкости в смеси с метаном. Газ попал в воздухозаборную систему дизельной установки, от которой работали насосы. Представьте себе, что будет если вместо воздуха в дизельный двигатель подать метан. Взрыв дизеля немедленно отправил на тот свет всех, кто был в машинном отделении, насосной и пункте управления скважиной. Через несколько секунд большая часть платформы превратилась в настоящий ад.
На борту паника, команда рвётся к спасательным шлюпкам, а Майк вытаскивает раненных и спасает обречённых. Вместе с раненным Джимми, Андреа и парой рабочих Майк пытается включить превентер и перекрыть скважину, но безуспешно. Героям приходится вплавь эвакуироваться с платформы. С борта подошедшего корабля выжившие в шоке смотрят на пылающую буровую и ещё даже не подозревают о последствиях того, что они натворили.
***
С художественной точки зрения фильм проходной. Персонажи прописаны по шаблону: простой семьянин и хороший человек Майк, суровый и уже подуставший капитан Джимми, жадный и циничный Видрин, глупые пиарщики, мужественная тётка-штурман – ничего нового придумывать не стали.
Атмосферы катастрофы я лично не ощутил, напряжения нет. Я уже начал откровенно зевать пока не пошли спецэффекты. Взрывы и пожар сделаны отлично: метал корёжит, языки пламени на фоне ночного неба впечатляют. А так и смотреть больше не на что.
А вот игра Кейт Хадсон немного зацепила: хорошо изобразила беспокойство за мужа. Курта Рассела было приятно увидеть - харизму не пропьёшь. Уолберг отлично изобразил работягу инженера, даже южный диалект английского выучил, без субтитров не поймёшь. Для Малковича же это просто очень слабая роль. Он актёр замечательный, фактурный и от него я ожидал хорошей работы, но тут сыграно на троечку максимум. Сопереживать тут никому не получается, за исключением отдельных моментов.
Смысловой посыл прост как три копейки. Жадная корпорация экономит на безопасности, а значит плевать хотела на простых работяг, которые из-за этого попали в переплёт. Почему это происходит и что с этим делать? Таких вопросов не ставится: ну случилось, бывает. Главный герой проходит через огонь и воду в буквальном смысле, но эти испытания не делают его сильнее. После спасения он голый лежит на полу и плачет на глазах у своей жены и дочери, сломался мужик. Там вообще в конце много слёз и соплей. Если бы наши деды и прадеды в Сталинграде 42-го вели себя также, то никакой победы бы не было и нас бы не было.
Весь контекст истории вообще оставлен за кадром, хотя все, кто следит за новостями, в курсе последствий этой техногенной катастрофы. Создатели фильма, по моему мнению, если взялись за такие съёмки, то не должны замалчивать такую актуальную тему. Ведь эта авария стоит в одном ряду со взрывом на Чернобыльской АЭС. Скважину не могли заткнуть четыре месяца. За это время из глубин в океан вырвались сотни тысяч тонн нефти, урон окружающей среде нанесён колоссальный. Погибли тысячи дельфинов и морских черепах, количество погибших птиц, а тем более рыбы не поддаётся никаким подсчётам. Десятки километров побережья загажены и не понятно, когда это всё восстановится.
Пострадали и люди тоже. Рыболовство и туристический бизнес в близлежащих районах накрылись медным тазом. Тысячи людей оказались без работы, в нищете. Доходило до вопиющих случаев, когда капитан рыболовецкого судна, поняв, что его бизнесу пришёл конец, застрелился прямо в море. Разорились мелкие торговцы, сократилась сфера услуг. Подскочил уровень заболеваемости раком.
«Бритиш Петролеум» попыталась выкрутиться и пустила в ход все возможные способы замять дело. Её агенты подкупали местное население выплачивая по 25 000 баксов за отказ от претензий. Её пиарщики начали настоящую информационную войну против местного населения, учёных и политиков, пытавшихся привлечь компанию к ответственности. Появились теории заговоров, в которых утопили все мало-мальски важные факты, так что стало очень трудно разобраться, что именно происходит. Вокруг смертельных несчастных случаев и внезапных самоубийств среди людей вовлечённых в расследование разразился скандал. Например, смерть при невыясненных обстоятельствах банкира Мэта Симонса, яростного обличителя «Бритиш Петролеум», входившего в высшие слои американской элиты, заставила, как утверждают некоторые аналитики, Обаму вмешаться в ход дела. Внезапное самоубийство председателя комитета по ликвидации последствий разлива нефти Джессики Апшоу только подлило масла в огонь. В конце концов британской корпорации таки впаяли гигантский штраф, в общей сложности ей это обошлось в 55 миллиардов долларов.Так что хотя последовавшие события тянут ещё на пару фильмов, но их видимо уже не снимут.P.S. Пейзажей толком не было, но красивые кадры есть.
Гость 212, мы не на автомагистрали живем, чтобы надземки строить в черте города. По поводу ограничения 40 км/ч в Казани: ну так, наверно, Казань как раз-таки пример, как не надо ) Ограничение скорости ведь не только про числа на знаках, но и про правильное проектирование, например.