На прессово-рамном заводе немало редких профессий. Для освоения каждой из них нужен большой запас желания и терпения, но знатоков своего дела на предприятии ценят и уважают. Особое мастерство необходимо при изготовлении штампов: от этого инструмента зависит качество почти 70% продукции ПРЗ.
Крепкая прошивка
На первый взгляд процесс создания штампа мало отличается от любой другой технологии:
– Начинается всё с заготовки – кубик металла отрезают на ленточнопильном станке. По чертежу проводятся черновые фрезерные работы, шлифовка, слесарная разметка, чистовая механическая обработка, закаливание и сборка, – поясняет мастер ЦИШ Рамиль Габдулхаков. – Но бывают штампы таких сложных конфигураций, что даже самому опытному станочнику обработать их поверхность не под силу. Такую продукцию несут на доработку к электроэрозионистам, их в цехе трое: отец и сын Безруковы и Рашид Сулейманов.
– В профессию пришёл случайно, – признаётся Рашид Сулейманов, работающий на заводе более 36 лет. – Устроился на ПРЗ слесарем-инструментальщиком, а тут как раз пришли новые станки из Швейцарии. Мне как выпускнику автомеханического техникума предложили освоить новый вид обработки. Так и втянулся. С благодарностью вспоминаю своего наставника Бориса Беднякова, он научил меня читать чертежи, тщательно просчитывать операции.
Процесс обработки в электроэрозионном станке – финишный этап. Если электроэрозионист ошибся в расчётах, дефект уже не исправить, пойдёт насмарку работа всей технологической цепочки. Обработка идёт под плотным слоем рабочей жидкости, в прошивной модели станка это раствор керосина и масла. Металл обрабатывается разрядами тока, образующимися между заготовкой и инструментом. А на проволочном электроэрозионном станке в качестве режущего инструмента используется натянутая проволока, на которой нужно закрепить деталь в зависимости от конфигурации обработки.
– Прожигать приходится детали и заготовки, поступающие не только из нашего цеха, но и со всего завода, – поясняет Рашид Камилович. – Размер ограничивает только объём ванны с рабочим раствором. Иногда на подмогу при загрузке приходится других станочников звать, а некоторые заказы чуть ли не через лупу рассматриваю, – улыбается бывалый рабочий.
Одно тревожит: станок практически выработал свой ресурс и может подвести из-за сбоя программы. Но вскоре эти неприятности останутся позади – уже заказан новый агрегат, и Рашид Сулейманов готов разделить радость познания с новым учеником.
Рашиду Сулейманову на работе постоянно нужно решать математические головоломки, и ему это нравится
Не перепутать марку
Финишную операцию в процессе изготовления штампов выполняет гравёр – он наносит маркировку. В мастерской модельного корпуса изобилие инструментов, но главная роль отведена гравировально-копировальному станку с пантографом. Благодаря этому устройству можно сделать матрицу для клейма любого размера. На графитовый электрод наносятся цифры и буквы в зеркальном отражении, и после термической обработки им делается оттиск на модель штампа.
Но если бы всё было так просто, гравёры Александр Павлов и Фаузетдин Нуриев вряд ли с такой любовью рассуждали бы о своей профессии. Трудятся они на заводе более 35 лет. Кроме надписей на штампах делают значки и памятные медали. Над их изготовлением как раз приходится попотеть.
Фаузетдин Нуриев вкладывает в свою работу и мастерство гравёра, и художественный вкус
– Главное в работе гравёра – усидчивость, – уверен Фаузетдин Нуриев. – Сначала нужно хорошенько изучить чертёж, поразмыслить, как сделать заказ лучше, а потом надеть маску с увеличительным стеклом и браться за работу.
Сам он пришёл в профессию из художников. Хороший вкус тоже для гравёра очень важен, ведь эскиз часто нуждается в доработке. В 80-е матрицы резали практически вручную с помощью штихеля. Без твёрдой руки никак не обойтись, у металла нрав крутой. Сейчас такая продукция изготавливается на станках с ЧПУ, но для этого нужно не только разбираться в программном обеспечении, но и уметь изготавливать миниатюрные фрезы, для обработки клейма. Заготовка для него стоит не меньше 3000 рублей, а ведь надо ещё и инструмент смастерить, а потом вставить его в патрон.
Значки раскрашиваются вручную. Краску заливают шприцом, а потом изделие запекают
– В такой момент прислушиваешься к биению собственного сердца, как стрелок, которому нужно попасть в цель. Попал – всё получится: и оттиск на штамп, и значок на праздник.
Опытные наставники готовы обучить секретам своего мастерства толковых рабочих. Где вы, отзовитесь! Гравёры ЦИШу очень нужны.
Рабочий раствор предохраняет агрегат от воспламенения