В ролях - Эдди Мёрфи, Бритт Робертсон, Наташа МакЭлхоун, Завьер Сэмюэл, Люси Фрай, Натали Кофлин
США. 2015.Мари:Что он сказал?Мистер Чёрч:Что у вас рак груди и, что вы умираете, мэм.Мари:Он не сказал сколько мне осталось?Мистер Чёрч:Шесть месяцев, мэм.Мари:Мистер Чёрч, раз уж мы говорим о моей груди и смерти, мы можем отбросить все эти «мэм». Потому что меня зовут Мари. (Закуривает)Мистер Чёрч:Вы уверены, что вам стоит курить в вашем состоянии, мэм?Мари:Абсолютно.Слоган:Он был единственным человеком, на которого она всегда могла положиться.
Эдди Мёрфи примечательный актёр, в карьере которого антинаград за худшие роли столько же сколько наград за лучшие. Не знаю уж чем он не нравился людям, но для меня он с детства оставался чёрным комедийным актёром, с которым я сравнивал всех остальных черных комедиантов от Уилла Смита до Криса Такера и, увы, не в их пользу. Каким-то образом Мёрфи удавалось привнести в роль что-то человеческое, настоящее, а не чисто шутовское кривляние, как это стало практиковаться у его последователей. Именно это, как мне кажется, Голливуд ему простить не мог и вручал одну «Золотую малину» за другой.
И вот на старости лет актёр выступает с этаким бенефисом. Слезливая комедия в своей простоте чем-то напоминающая «Фореста Гампа» провалилась в прокате, даже при своём скромном бюджете. Тем не менее любителям добрых нравоучительных мелодрам посмотреть стоит.
Жили-были мама и маленькая дочка. Маму звали Мари (Наташа МакЭлхоун) и она болела раком груди, а дочку звали Чарли (Натали Кофлин) и она ничего о болезни мамы не знала. Однажды утром Чарли обнаружила на кухне негра. Он невозмутимо курил и в то же время готовил завтрак. Так как на дворе стоял 1971 год, то девочка не стала звонить в полицию, а решила спросить у мамы: «Что происходит?» Оказывается, что у Мари недавно умер друг, очень богатый друг, и в завещании он оставил своему личному повару кучу денег, но с одним условием: присматривать за Мари до самой её смерти, то есть примерно полгода. Вот так неожиданно началось знакомство трёх неприкаянных душ.
Отношения маленькой Чарли и повара, то есть мистера Чёрча, складывались тяжело, но доброта и любовь плюс кулинарное искусство нового знакомого растопили сердце маленькой лакомки. Он даже приучил Чарли к чтению и джазу. Так они и жили, только не полгода, а целых шесть лет, так как Мари оказалась крепким орешком и не сдалась болезни. Но борьба не могла продолжаться вечно. Как только повзрослевшая Чарли (Бритт Робертсон) справила свой школьный выпускной, мамы не стало. Что делать бедной, теперь уже девушке. Как ни странно, у мистера Чёрча был план: за шесть лет он умудрился скопить денег на колледж своей воспитаннице. Так юная леди отправилась в Бостон учиться на литературном факультете.
Прошли годы. Чарли не только закончила колледж, но и успела забеременеть не пойми от кого. Кто её ждёт дома? Конечно же, мистер Чёрч, который любезно предоставил ей крышу над головой. Только одно обстоятельство омрачало их идиллию: личная жизнь старого повара. Каждую ночь мистер Чёрч уходил из дома и возвращался под утро, мягко говоря, в нетрезвом состоянии. Что мучило его все эти годы? Чарли ещё только предстоит по-настоящему познакомится со своим другом.
***
Честно скажу, что не смотрел ни одного фильма с актрисами, сыгравшими роли Мари и взрослой Чарли. Да и Мёрфи знал только как комедийного актёра. Потому приступал к просмотру с изрядной долей пессимизма. Фильм малобюджетный, спецэффектов нет, а значит вся нагрузка ложиться на актёрский состав, что требует высококлассной игры. Троица справилась на твёрдую четвёрку. Хотя игра не лишена шероховатостей, особенно у Робертсон. Ей надо было играть довольно сложную роль молодой матери-одиночки и это явно не её конёк, видимо трудно вжиться в роль персонажа, в мотивации которого разбираешься слабо. Особенно бросается в глаза фальшь в эпизоде похорон старого повара, хорошо заметно, что она больше думает о том, как красиво выглядеть, а не переживает за смерть лучшего друга.
Игра Мёрфи очень хороша. С одной стороны, персонаж выгодный – роль умудрённого жизнью мужика, очень доброго и в то же время ранимого. С другой стороны, необходимо было не выпячивать эту ранимость, а показать героя, который стойко переносит тяготы жизни, груз ошибок прежних лет и находит в себе силы заботиться о двух женщинах, у которых никого больше на белом свете нет. Это актёру удалось, не блестяще, но вполне смотрибельно. И это не смотря на задуманную авторами скрытую гомосексуальность персонажа, мне кажется, что Мёрфи сделал всё чтобы намёки остались намёками. Спасибо ему за это.
***
Смысл фильма на взгляд достаточно прост: любите друг друга и всё будет хорошо. Эта милая мещанская мораль всё-таки лучше, чем жестокий цинизм, например, в таких фильмах как «Она», но это всё на что такая мораль способна. Правды тут сильно затушёвана. Ведь жизнь намного жёстче и страшнее, чем это показано. Хотя большой плюс кинокартине придают два сильных характера Мари и Чёрча. Это люди не сломавшиеся под ударами судьбы, не озлобившиеся и не упавшие духом. Ещё бы, ведь это люди, воспитанные ещё в 50-ые годы, человеческий материал старой закалки. А вот молодое поколение уже смотрится слабее. Чарли всю жизнь пряталась за спиной матери и мистера Чёрча и по сути не испытавшая серьёзных жизненных потрясений, а её подруга Поппи (Люси Фрай) уже почти превратилась в эгоистичную стерву.
Этот едва намеченный конфликт между Поппи, расплевавшейся со своей семьёй и именно поэтому, стремительно теряющей человеческий облик и Чарли, наоборот свято преданной семейным узам показателен. Он фальшив, потому что наивен. В жизни такие люди как Поппи съедают морализирующих Чарли с потрохами. Здесь же героиня пристыдила стерву, и та поплыла: раскаялась. Нет, хочется сказать не верю, так не бывает. Тем не менее фильм посмотреть стоит, ради хорошего выступления Эдди Мёрфи.