Как предупреждение о надвигающемся кризисе в США, часто используется индикатор «Инверсия кривой доходности» (восходящая кривая доходности становится нисходящей).
В качестве сигнала используется разность доходностей между 10-летними и 2-летними казначейскими облигациями (график 1).
График 1.
Источник: FRED
Как это работает? Доходность 10-летних облигаций обычно выше, чем у 2-летних (на графике 1 зелёные столбцы выше нулевой отметки). Но за 1,5- 2 года перед кризисами (кризисы показаны на графике затенёнными участками) ситуация меняется на противоположную: доходность 10-летних облигаций становится ниже, чем у 2-летних, график опускается ниже нулевой отметки (красные столбцы на диаграмме).
Сейчас индикатор приближается к нулю. Если он опустится ниже нулевой отметки, то это будет сигналом о том, что через 1,5-2 года возможна рецессия. Отметим, что сейчас ситуация не грозит кризисом. В 1994 году разность опускалась даже ниже сегодняшних уровней, но после этого никакого кризиса не было более 5 лет.
«Инверсия кривой доходности» в РоссииАналогичный график по индексу Российских облигаций (график 2) показывает следующую картину:
График 2
(кризисы показаны на графике затенёнными участками)
В России этот индикатор отпускался ниже нулевой отметки пять раз: в июле 2005, в феврале 2007, в ноябре 2007, в сентябре 2011 и в марте 2014 годов. Но только в двух из этих пяти случаев через 6-9 месяцев происходило падение ВВП.
Сейчас, в июле 2018 года, этот индикатор приблизился к нулевой отметке. Если индикатор опустится ниже неё, то есть вероятность что через 6-12 месяцев произойдёт падение ВВП.
Но этого может и не произойти: как сказано выше, в прошлом такое происходило лишь в двух случаях из пяти. Например, после того, как индикатор уходил в минус в 2005 году, никакого кризиса в России не произошло, бурный рост экономики продолжался вплоть до конца 2008 года.
Индикатор и другие экономические показателиПереход индикатора ниже нулевой отметки в 2011 году, можно воспринимать как сигнал о падении рынка грузовиков, которое началось в 2012 году осенью.
Одновременно с падением рынка грузовиков в 2012 году, наблюдались и другие негативные факторы:
· Замедление темпов ВВП (темпы опустились ниже 2% в 4 кв. 2012 года)
· Падение перевозок ЖД (декабрь 2012)
· Падение перевозок цемента (сентябрь 2012)
· Обрушился рынок легковых автомобилей (март 2013).
Другими словами, этот индикатор в России предупреждает не всегда о падении ВВП, но часто - о его замедлении, а также о нарастании негативных явлений в экономике.
Пока индикатор в положительной зоне. Будем наблюдать за ним.