"КАМАЗ" и Сбер открывают для своих сотрудников новый инвестиционный продукт, вложившись в который, вкладчики смогут получать до 21,75% годовых. Прямых аналогов «Цифрового километра» пока не существует: в этой концепции инвесторы становятся совладельцами грузовика и получают доход от грузоперевозок – чем больше километров проедет машина, тем больше выгода участника. Как это работает, есть ли в продукте скрытые риски и чем он отличается от предложений банков, рассказал "Вестям КАМАЗа" один из авторов проекта Эльдар Шавалиев.
ВОЗЬМЕМ И С ПРИЦЕПОМ
"КАМАЗ" и Сбер презентуют совместный финансовый продукт, доступный каждому, но ориентированный прежде всего на своих сотрудников. В первую очередь он будет интересен тем камазовцам и служащим банка, которые хотели бы уберечь семейный бюджет от инфляции и выйти в плюс, не рискуя с курсом акций, не пользуясь депозитами, на ходу контролируя свою доходность и, самое главное, вкладывая деньги в тот продукт, который они производят сами. Речь идет об инвестициях в КАМАЗы, но не в акционерный капитал компании, а в цифровые финансовые активы (ЦФА) – инструмент, выведенный Центробанком на российский финансовый рынок в 2021-2022 годах. Чтобы новый продукт стал понятным, напомним вкратце историю развития ЦФА и приобщения к ним автогиганта.
Цифровой актив представляет собой документ, подтверждающий право его владельца на некий ресурс - по сути это аналог ценной бумаги, только проще в оперативном управлении, поскольку предъявить его можно дистанционно. С 2022 года банки стали разрабатывать свои платформы цифровых активов, создал свою и Сбер. В мае прошлого года ООО «Цифровая платформа КАМАЗ» заключило соглашение со Сбером о стратегическом партнерстве в области ЦФА. Под проект «Цифровой километр» автогигант разработал приложение, которое позволяет в реальном времени отслеживать данные о пробеге автомобиля. Сбер предоставил платформу, а ООО «Цифровой километр» рассчитало параметры нового одноименного инвестпродукта.
Идея продукта в следующем. Автомобиль, перевозя грузы, создает определенную ценность, а ЦФА позволяет этой ценностью владеть. Как поясняют авторы, каждый оборот колеса вовлеченного в проект КАМАЗа формирует доход владельца ЦФА – по сути, временного совладельца самого грузовика. Этот доход партнеры и предлагают своим коллективам, приглашая сотрудников инвестировать в ЦФА «Цифровой километр» - в услугу грузоперевозчика.
Стать совладельцем КАМАЗа можно за сумму от 1 тыс. рублей. Для этого достаточно, будучи клиентом Сбера, установить на свой телефон приложение «Цифровой километр» (авторизация в нем доступна по Сбер-ID), перевести с банковского счета в личный кошелек приложения желаемую сумму и дождаться выпуска ЦФА. Выпуск запланирован на конец января. Если пул владельцев ЦФА, достаточный для покупки авто, сложится, то машины начнут работать, а инвестор сможет рассчитывать на гарантированные 19,75% годовых в рублях и, с определенного момента – на бонус: 2% годовых в виде «Спасибо» от Сбера. Бонусы начисляются каждый месяц после того, как грузовик преодолевает 11,5 тыс. километров с начала отчетного периода. Каждый километр после этого порога наматывает инвестору его бонусы «Спасибо».
Изнутри механизм будет работать следующим образом. Эмитентом ЦФА выступает 100%-я «дочка» автогиганта «Цифровой километр». Когда компания объявит выпуск ЦФА, ей нужно будет собрать заявки на сумму 43,2 млн рублей. На эти деньги общество купит три сцепки, в каждой – тягач КАМАЗ-54901 и прицеп UAT-9226.01 к нему. Зарегистрирована техника будет на управляющую компанию, которая сдаст их в аренду грузоперевозчику. Логистическая компания в этой цепочке тоже определена – ею станет АО «Национальный перевозчик», еще одна дочка "КАМАЗа", работающая с 2023 года под брендом NATCAR. «Национальный перевозчик», в частности, гоняет камазовские беспилотники по трассе М-11.
Когда NATCAR загрузит три арендованные им сцепки и отправит груз адресату, автомобили начнут приносить добавленную стоимость, из которой, помимо стоимости аренды и прибыли самого перевозчика, будет формироваться и доход инвестора: 19,75% при любом раскладе под гарантию «Цифрового километра» и 2% - по мере пробега, отслеживать который можно в приложении. Проценты можно выводить на банковскую карточку раз в квартал, а само тело вложения возвращается по условиям ЦФА спустя год.
Важным здесь представляется то, что гарантированный процент инвестор будет получать весь год, независимо от уровня ключевой ставки Центробанка. Впрочем, это уже подробности проекта, рассказать о которых "Вести КАМАЗа" попросили директора «Центра цифровой трансформации» Эльдара Шавалиева.
НЕ ДЕШЕВЕЕТ И НЕ ЗАМОРАЖИВАЕТСЯ
- Эльдар Рамильевич, давайте для начала подтвердим параметры доходности ЦФА «Цифровой километр». Базовый доход гарантирован твердо?
- Конечно, гарантом выступает дочернее общество "КАМАЗа". Прибыль вкладчика состоит из двух частей: 19,75% - это фиксированный годовой доход, как в депозите. Выплата бонусных 2% будет зависеть от того, насколько эффективно автомобиль, в который вы вложились, эксплуатируется перевозчиком. Нужно, чтобы машина прошла определенный пробег, и тогда инвестору будут начислены эти 2%, но не рублями, а бонусами «Спасибо» по программе лояльности от Сбера. Таким образом, 21,75% - это прогнозный средний доход за 12 месяцев, но в первом квартале мы ожидаем максимальной доходности на уровне 23%.
- Почему бонусные проценты начисляются не рублями?
- Таково ограничение финансовой политики Центробанка. Бонусная часть формально не гарантирована, и мы, как разработчики продукта, не имеем права предлагать такой вариант неквалифицированным инвесторам. Вкладчиков, которые не имеют профильного образования или крупного портфеля в инвестиционном управлении, государство защищает от рисков, предлагая им только продукты с твердым, заранее известным доходом – депозиты, облигации, наиболее стабильные акции. В «Цифровом километре» бонусный доход привязан к километру пути грузовика, а пробег нельзя четко спрогнозировать. В рублях мы предлагаем ту часть дохода, которую определенно выплатим, для бонуса же нашли вариант со «Спасибо» – в таком формате мы уверенно чувствуем себя в правовом поле.
- Изменение процентной ставки в будущем возможно?
- Параметры ЦФА мы настроили, во многом отталкиваясь от текущей рыночной ситуации. Когда потенциальный арендатор грузовиков будет оценивать наше предложение, он очевидно станет сравнивать его с лизингом. Сегодня лизинг дорогой, потому что высока ключевая ставка Центробанка, и это дает нам повод рассчитывать на свой продукт. Если лизинг подешевеет, готовность NATCAR брать автомобили в аренду у «Цифрового километра» пропорционально снизится. Соответственно, нам придется договариваться о меньшей арендной плате, вслед за которой будет снижаться и доходность продукта для инвесторов. Таким образом, зависимость от ключевой ставки справедлива и для нас – при ее снижении мы тоже начнем снижать доходность.
- Тогда чем с точки зрения инвестора ЦФА отличается от депозита?
- Преимущество ЦФА в том, что на протяжении 12 месяцев процентная ставка останется фиксированной. Если сегодня посмотреть предложения крупнейших банков, то мы увидим примерно ту же доходность, что и в «Цифровом километре», но на коротком плече. Для долгосрочных вкладов банки прогнозируют снижение ключевой ставки и предлагают уже меньший годовой процент своим вкладчикам. В «Цифровом километре» же 19,75% останутся неизменными в течение всего года, даже если ключевая ставка упадет. Лишь при формировании следующего пула мы будем предлагать новый уровень дохода, актуальный на тот момент.
- Стоит ли, на ваш взгляд, иметь в виду и слухи о якобы готовящейся «заморозке» депозитов?
- Обсуждать слухи я не готов, но могу сказать, что ЦФА таким рискам не подвержены в принципе, поскольку активы – это имущество, которое принадлежит владельцу ЦФА.
- Какие дополнительные расходы нужно иметь в виду инвестору? Есть ли комиссия за вывод средств? Нужно ли платить НДФЛ с процентов?
- Комиссии нет, а налогообложение работает так же, как и в случае с акциями и облигациями – государство берет 13% от дохода.
«СНАЧАЛА УЧАСТВУЕШЬ В СОЗДАНИИ АВТОМОБИЛЯ, ПОТОМ ПОЛУЧАЕШЬ ДОХОД ОТ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ»
- Если вкладчику понадобились деньги, кому и как он может продать свой актив?
- Нужно уточнить, что в течение первых 12 месяцев мы просим сохранять первоначальные инвестиции. Это как в долгосрочном депозите без снятия и капитализации: проценты выводить можно, а тело вклада – нельзя. Через год инвестор автоматически выходит из пула, но, тем не менее, актив в любое время можно продать на вторичном рынке. Для этого на платформе оператора имеется функционал «иной сделки», в рамках которой можно реализовать ЦФА другому лицу.
- Параметры продукта настраивали специалисты камазовского «Центра цифровой трансформации»?
- Если точнее, параметры зависели от финансовой модели, разработанной «Цифровым километром», а завизировали их специалисты Сбера. Не секрет, что сегодня конкурировать с банковскими вкладами очень сложно – в депозиты вкладываться пока проще, чем в бизнес. Но нужно понимать, что эти настройки важны Центробанку именно в текущем периоде, а когда банки предлагали годовой доход на уровне 9-10%, все было наоборот. «Цифровой километр» мы начинали разрабатывать год назад, и на тот момент по доходности эта программа была интереснее любого депозита. Сейчас все не столь однозначно в моменте, но откат к прежнему балансу доходности возможен на дистанции любой длины - это может произойти скоро или не очень, и на этом фоне ЦФА выглядит относительно стабильной по доходам инвестицией.
- Иначе говоря, если ключевая ставка упадет, ЦФА автоматически станет выгоднее депозитов? В чем еще «Цифровой километр» выигрывает у банков?
- Пожалуй, в возможностях контроля. В приложении вкладчик может отслеживать эффективность своих инвестиций – он видит, как растет километраж пробега того грузовика, часть которого он выкупил. Зная, когда грузовик преодолеет бонусный лимит, инвестор вместе с этим четко осознает, какую пользу его деньги приносят не только ему, но и стране. Мне кажется, это тоже важно.
- На какие чеки вы рассчитываете?
- На небольшие: тысяча рублей, десять, пятьдесят тысяч… Речь ведь не идет о профессиональном извлечении дохода. Речь о сохранении и умеренном приумножении своих накоплений на фоне инфляции, а также о вовлечении в созидательные механизмы отрасли. Если говорить о вкладчиках с "КАМАЗа", то разве это не любопытный опыт: сначала ты участвуешь в создании автомобиля, а потом сам же получаешь доход от его эксплуатации, наблюдая, как он работает у грузоперевозчика.
ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ГАРАНТИЕЙ СТАНЕТ БЮДЖЕТ "КАМАЗА"
- В презентации «Цифрового километра» сказано, что оператор намерен собрать пул инвесторов именно на три сцепки тягач-прицеп. Почему не последовательно, по одной сцепке за раз?
- Это нужно для того, чтобы нивелировать риски от возможного ДТП. Если одна сцепка попала в аварию, инвесторы не должны остаться без гарантированного дохода. Три автомобиля формируют общую доходную базу, и, если один грузовик выбывает, то остальные два продолжают генерировать доход.
- Но ведь этот доход все равно сокращается на треть?
- Не для инвестора - это уже риски «Цифрового километра», как гарантирующей компании. В своих прогнозных моделях, считая ожидаемую доходность, мы учитываем тот факт, что автомобили в определенные периоды эксплуатироваться не будут, и потому при расчете цены аренды для «Национального перевозчика» мы закладываем не стопроцентную техническую готовность автомобиля. Строго говоря, дело тут не только в ДТП – машины ведь периодически обслуживаются.
- А если в ДТП попали все три автомобиля?
- Гарантированные 19,75% компания выплатит в любом случае, ну а бонусные 2% - это переменная, которая при таком форс-мажоре не сформируется.
- Но как «Цифровой километр» возместит свой убыток?
- КАСКО возместит.
- Выплаты гарантированы, но, опять же имея в виду форс-мажор, возможны ли проволочки с ними?
- Наша дополнительная гарантия заключается в том, что «Цифровой километр» - это дочка "КАМАЗа", а не сторонний эмитент, который неизвестно на чем прокручивает деньги инвесторов. Вероятность убыточности проекта существует, но для такого развития событий у нас есть страховая подушка в размере гарантированных 19,75%, которую формирует материнская компания. Инвесторам на этот счет беспокоиться не стоит.
- Подушка безопасности тоже должна иметь свой лимит – она же не может покрыть доход от любого числа автомобилей. О каком парке идет речь?
- На данный момент мы формируем только один пул из трех сцепок грузовик-прицеп, потому что сейчас наша задача – оценить эффективность продукта. Наши коллеги в Сбере, которые профессионально занимаются привлечением инвесторов, считают его интересным. Если мы увидим интерес и со стороны целевой аудитории, если сможем быстро – примерно за две недели - собрать запланированный выпуск ЦФА и задействовать три сцепки, то мы начнем готовиться к следующему выпуску. Если же пул не соберется, тогда придется взять паузу и подождать изменений на рынке конкурирующих финансовых продуктов, при которых наш станет интереснее.
- Арендатор сцепки имеет возможность выкупа техники?
- Да, по истечении контракта ему доступен выкуп по заранее согласованной стоимости. При таком сценарии именно из этих денег мы возвращаем инвестору тело вклада. Если же NATCAR машину не покупает, а рыночные цены слишком низкие для продажи на стороне, то мы берем дополнительный кредит у "КАМАЗа", из него рассчитываемся с инвесторами. Автомобиль тем временем продолжает работать у NATCAR, а мы собираем на него новый пул. Когда пул сформирован, из его капитала «Цифровой километр» рассчитывается с "КАМАЗом" по кредиту. Если же новый пул не собирается, или не покрывает всю стоимость сцепки, то остается еще одна бизнес-модель, при которой вместо физлиц инвестором выступает "КАМАЗ". Производитель в таком случае принимает роль, сходную с ролью обычной лизинговой компании.
ПОСЛЕ ГРУЗОВИКОВ НА ОЧЕРЕДИ ЗАВОДСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- Что послужило предпосылкой для появления такого продукта, как «Цифровой километр»?
- Технологии сами подталкивают к развитию. У Центробанка был ЦФА как инструмент, а у "КАМАЗа" - автомобили, которые умеют собирать данные о себе. Идея совместить эти два продукта показалась нам интересной именно потому, что владелец может видеть, как работает его актив, как он наезжает километры. Это такой интерактивный механизм, которого не может предложить банк. Зародилась же эта идея благодаря шумным криптовалютным проектам, в число которых входили чисто маркетинговые концепции. Например, проект, в котором токены (цифровая валюта, привязанная к конкретному проекту и конвертируемая в рубли) начислялись за шаги: вы бегаете, «умные часы» считают шаги, они обмениваются на токены, и в какой-то момент токены обмениваются на живые деньги. Смысл заключался в том, что, когда эта криптовалюта вышла на биржу, у нее уже была сформирована аудитория и благодаря этому валюта имела не нулевой номинал в рублях. Перед нами таких целей не стояло и к криптовалюте мы отношения не имеем, но концепция привязки некого действия – в нашем случае это движение грузовика – к формированию ценности родилась именно из тех, чисто маркетинговых, сценариев.
- Приложение для инвесторов уже готово?
- Да, его уже можно поставить на телефон, создать кошелек и даже перечислить в него средства, но выпуска в нем еще нет. Деньги пока работать не будут, но публикация выпуска запланирована на конец января. Тогда в приложении появится кнопка «инвестировать в ЦФА».
- Наверное, у «Цифрового километра» есть некий рабочий прогноз, как быстро удастся собрать пул вкладчиков?
- Не то чтобы прогноз – у нас, согласно концепции, есть четкий лимит времени, за который мы должны собрать деньги. Это две недели. Если за полмесяца пул не будет собран, все деньги вернутся в кошельки и мы отменим выпуск до лучших времен.
- Почему так жестко?
- Потому что наша задача на данном этапе – оценка заинтересованности потенциальных инвесторов. Если мы недособерем, условно говоря, 100 рублей, то сделаем еще один выпуск, немножко подкрутив в нем доходность, либо просто увеличим срок формирования пула. Если же недоберем половину - сворачиваемся и ждем снижения ключевой ставки, когда продукт станет интереснее.
- Лично вы, должно быть, инвестируете в «Цифровой километр»? Какую сумму?
- Небольшую, как рядовой вкладчик. Думаю, от 10 до 50 тысяч рублей.
- Как проект может быть масштабирован в будущем?
- Если он успешно сработает, то принципы ЦФА могут быть применены и к заводскому оборудованию, и к любым другим активам, способным создавать ценность. Мы на это настроены, а пока за ходом проекта можно следить в его Telegram-канале.
Фото: "Вести КАМАЗа"
Ну,ну.
Ответить (0)На IOS нет приложения(
Ответить (1)Для IOS можно мобильной версией воспользоваться m.miletoken.ru/signin
Можно вкладываться и обгонять инфляцию. Только до этого фразу возьмём с прицепом слышал только от мужского движения. Вот это правильно.
Ответить (0)