Ольга Жиляева – не только успешный молодой конструктор, но и перспективный изобретатель. В этом направлении она уже показала себя: по итогам 2022 года ее признали лучшим молодым изобретателем «КАМАЗа». Как ей это удалось, она рассказала корреспондентам «ВК».
О том, что станет конструктором, Ольга даже не думала. В школе, когда начала размышлять над вопросом, кем быть, решила – бухгалтером. И не стала откладывать идею в долгий ящик – продолжая обучение в 10 и 11-м классах, параллельно поступила в Инженерно-экономический колледж при КФУ и получила диплом с отличием по специальности «Бухгалтерский учет».
– Когда проходила производственные практики, все больше убеждалась, что выбранная мною ранее специальность не подходит мне, – признается Ольга. – Прочитала про автомобильное отделение КФУ в Набережных Челнах, заинтересовалась и решила поступить. И не зря. В 2019 году окончила бакалавриат по специальности «Наземные транспортно-технологические комплексы» с отличием, а в 2021 году получила красный диплом магистра по этой же специальности.
Обучаясь в городе, в котором развита машиностроительная отрасль, в том числе производство грузовиков КАМАЗ, других вариантов трудоустройства быть не может, уверена Жиляева. Уже на втором курсе университета она узнала, что у «КАМАЗа» есть программа «Целевая подготовка молодых специалистов», где можно совмещать работу и учебу. То есть до обеда ты на работе, а после – на парах в вузе.

– Безусловно, я этим воспользовалась, – делится конструктор. – И в 2017 года устроилась в службу заместителя главного конструктора по автомобилям в специальном конструкторском бюро перспективных автомобилей. Сначала занималась различными установками, а позже стала компоновщиком всего автомобиля.
Ее часто спрашивают, как она, девушка, вдруг стала изобретателем. На это Ольга отвечает, что профессию изобретателя, как и конструктора, нельзя считать мужской или женской, она одинаково подходит всем. Ольга вспоминает, что первым ее изобретением было «Четырехосное шасси грузового автомобиля», над которым начала работать в 2018 году. Это шасси тяжелого семейства перспективных автомобилей поколения К5 – КАМАЗ-65951 с колесной формулой 8х4, с двигателем КАМАЗ Р6 и полной массой 50 тонн. К слову, он неоднократно участвовал в различных выставках, в «Комтрансе» и СТТ, к примеру.
Молодой изобретатель очень признательна своим учителям: главному конструктору «КАМАЗа» – директору НТЦ Евгению Макарову, заместителю главного конструктора по автомобилям – руководителю службы Игорю Валееву и начальнику СКБ – главному конструктору по перспективным автомобилям Эльварду Шайхуллину. Благодаря их помощи и поддержке у нее сложился определенный склад знаний в области машиностроения, который она успешно применяет в своей деятельности.
В копилке Ольги пока четыре изобретения, но она уточняет, что правильнее будет называть их полезными моделями, связанными разработкой компоновочных схем расположения основных узлов и агрегатов. Она размещает все установки по раме автомобилей КАМАЗ – 6595, 65951, 65952, 65953 и автобетоносмесителя 65951. Сейчас изобретатель работает над новой компоновкой четырехосного автомобиля семейства К5.

– Я подавала заявки на оформление интеллектуальной собственности и даже не подозревала, что автоматически становлюсь участником ежегодного конкурса среди новаторов, – признается Ольга. – Когда объявили, что я заняла первое место в номинации «Лучший молодой изобретатель года», то ощутила столько разных чувств: и удивление, и шок, и радость… Такие конкурсы повышают желание идти дальше, вносить что-то новое, стремиться к большему.
Мы обратили внимание, что Ольга раньше носила фамилию Ерхова, и под ней она значится в списках призеров конкурса.
– Да, в июне я вышла замуж. Мой муж Дмитрий Жиляев работает на автомобильном заводе заместителем начальника отдела анализа эффективности сборки автомобилей. Мы познакомились во время проведения пробной сборки опытной партии автомобилей тяжелого семейства поколения К5 в 2020 году.
Вот так КАМАЗ соединяет сердца. Возможно, из молодой семьи в дальнейшем образуется еще одна камазовская династия, но это тема уже другой рубрики.
Текст: Татьяна Парамонова
Фото: Виталий Зудин
4-х осный в 2018 году? Может быть в 1988?Сейчас у всех камазов 6540 и 63501 немой вопрос в глазах (фарах)- А мы получается трёх-осные? Какие остальные три изобретения? Не удивлюсь если это односкатная ошиновка, выхлоп вверх и ССУ со смещением или АКБ на правой стороне. Это как Новицкий изобрёл кол.редуктор для 6522. А RABA и проч.? Нет, не слышали ничего такого. РК 6522, ну похоже немножечко на ZF VG 1600, чисто совпало так. И так далее ......... Весь КАМАЗ теперь такой. Стыдоба и позорище.
Ответить (2)Гость 524, Вам глаза дали, а мозги забыли) Читайте внимательно статью, указано, что у девушки полезные модели, а не изобретения.4-х осный в 2018 это новое поколение К5. Стыдно вам должно быть.
"Это шасси тяжелого семейства перспективных автомобилей поколения К5". Речь идет о шасси конкретно для к5-х
когда изобретут чтобы крыша не протекала
Ответить (0)Оля-умничка! Прекрасный пример трудолюбия, ответственности и отзывчивости! Карьерного роста и достижения добрых целей тебе!
Ответить (0)