Законодательная инициатива татарстанского парламента ограничить цвет автомобилей такси белым и желтым вызвала противоположные реакции на челнинском рынке. Те компании, которые делят городской парк на «настоящее» такси и близкие ему формы извоза, спокойно воспринимают «цветную революцию». Те же, кто раздает заказы самозанятым с машинами без жестких регламентов, прогнозируют рост цен и резкое сокращение рынка.
«ТРЕБОВАНИЯ К ЦВЕТУ МАШИНЫ – ЭТО БЕЗОПАСНОСТЬ»
Таксисты Набережных Челнов неоднозначно отреагировали на региональный законопроект о новых ограничениях для отрасли, согласно которому с осени в республике легально работать в такси смогут только владельцы белых и желтых машин.
Так, в службе заказа такси «5 и пять девяток», основанной местным предпринимателем Сергеем Валишевым в 2010 году, не считают законодательные ограничения критичными для компании. Как заявила "Вестям КАМАЗа" исполнительный директор диспетчерской службы «Валишев Такси» Ольга Попова, владельцы автомобилей других цветов, для которых извоз является основным способом заработка, найдут возможность сменить либо цвет, либо машину, но таковых в принципе не много.
«Своего автопарка у нас нет - в основном наемные водители работают по договору, - пояснила Попова. - Ежедневно на линии выходят по 100-120 машин, и так сложилось, что таксисты в нашей республике давно уже отдают предпочтение белому цвету автомобиля, реже – желтому. Темными машинами в основном представлен бизнес-класс. Они ездят без опознавательных знаков и по договору другого формата. Формально это не такси».
Сами парламентарии мотивируют цветовые ограничения заботой не только о пассажирах, но и о других участниках дорожного движения. Законопроект «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РТ» вчера был поддержан депутатами Госдумы РТ в первом чтении, и, по словам председателя парламента Фарида Мухаметшина, «установить требования к цвету машины, чтобы знать, что на дорогах рядом с тобой едет такси с пассажирами – это безопасность». Помимо этих соображений законопроект регулирует механизм получения таксистами, таксопарками и агрегаторами разрешения на работу, а также вводит ответственность юрлица-оператора за безопасность пассажира.
Беспокоиться о перекраске или замене машин не придется агрегаторам такси - таким, как Яндекс Go, Uber или «Ситимобил», поскольку цветовая стандартизация была изначально заложена в политику их сервисов. Для других же федеральных игроков, представленных в Набережных Челнах, законодательная перспектива может стать испытанием. В этом смысле законопроект поддерживает интересы агрегаторов – пока менее упорядоченные игроки будут приводить автопарк к единому стандарту, крупные сетевые сервисы получат возможность нарастить за их счет свои доли рынка.
Так, сервис заказа такси «Максим», основанный в 2003 году в Кургане и зашедший в Челны более 10 лет назад, встречает реформу резкой отповедью – у компании никогда не было требований к цвету автомобилей, зато демократичные правила позволяли держать относительно низкий ценник на услуги. Теперь же челнинский франчайзи «Максима» обращает внимание на тот факт, что оплачивать цветовую унификацию автопарка в конечном счете придется пассажирам.
«Установление единого цвета для всех такси – это не более, чем прихоть чиновников, - заявил в разговоре с корреспондентом "Вестей КАМАЗа" руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, - Она ведет только к дополнительным необоснованным расходам перевозчиков, создает административный барьер для входа на рынок и легализации самозанятых водителей. Пользователи такси не хотят переплачивать за то, что не влияет на поездку. Пользователям бизнес-тарифов в принципе не нужен автомобиль в цвете и символике такси».
«У ЭТИХ ЛЮДЕЙ НЕТ ЛИШНЕЙ СОТНИ ТЫСЯЧ, И ОНИ НЕ ВИДЯТ СМЫСЛА ПОРТИТЬ АВТОМОБИЛЬ»
Стенников напоминает, что право субъектов РФ устанавливать единую цветовую гамму автомобилей такси на своей территории закреплено с 2011 года и перенесено в новый закон о такси. В компании такой регламент считают наследием «изначально плохого, показавшего нежизнеспособность отраслевого законодательства».
«За 12 лет этим правом воспользовались чуть больше двадцати регионов, то есть меньшинство, - подчеркивает представитель «Максима». - Результат везде получался одинаковый: перевозчики массово аннулировали свои разрешения и уходили в тень, темпы выдачи новых разрешений в разы снижались. В некоторых регионах потом приостанавливали или совсем отменили требования к цвету, в ряде регионов сейчас говорят о намерении его отменить. В других и вводить не собирались, что разумно. Однако где-то и сегодня не учитывают накопленный в стране негативный опыт и, наоборот, планируют сохранить или к сентябрю установить требование к цвету такси. Результат будет прогнозируемый».
По мнению Стенникова, требование к цвету не только контрпродуктивно, но и неисполнимо – по той причине, что подавляющее большинство водителей работают на личных автомобилях и фактически являются самозанятыми гражданами. «У этих людей нет лишней сотни тысяч рублей на смену цвета, и они не видят смысла портить свой автомобиль, резко снижая его остаточную стоимость, - поясняет спикер. - Как правило, это единственный автомобиль в домохозяйстве, который используется и для работы, и в личных целях. Если же искать практический смысл в цветовой стандартизации, то его нет, потому что цвет – это ни разу не фактор безопасности. Исследований на эту тему много, выводы бывают разными. Желтый цвет, к примеру, не признан самым безопасным. Но в целом эти исследования нельзя считать руководством к действию, потому что к ДТП приводит множество различных условий, стечение обстоятельств. Важен не цвет автомобиля, а качество дорог, качество обучения в автошколах, воспитание людей, желание ценить свою и чужую жизнь».
С точки зрения комфорта сервиса в «Максиме» тоже не видят преимуществ единого цвета, поскольку сегодня уже никто не голосует на дороге: заказ такси производится в мобильном приложении или просто по телефону, и пользователь заблаговременно получает все идентификационные сведения о машине – и цвет, и марку, и госномер. Кроме того, многие автомобили несут на себе фирменную символику.
«Если в РТ появится какая-то компания, нацеленная на посадку пассажиров от бордюра, она должна иметь возможность выбрать себе любой фирменный цвет для узнаваемости, - приводит Стенников в заключение маркетинговый аргумент. - Как Нью-йоркское желтое такси, которое имеет эксклюзивное право подбирать пассажиров на улице. При этом по заказам в Нью-Йорке работают автомобили такси разного цвета».
Фото: ru.freepik.com, 5-99999.ru
Гость 930, у вас похоже детей нет, вот вам и не понять...
Ответить (0)Хотите сказать в белых и желтых машинах едут люди, а в других машинах одни роботы или не люди ездят? Просто кому-то понадобились деньги... Если бы от цвета автомобиля зависела безопасность, то машины все были бы белыми либо желтыми, а черных и серых цвета мокрого асфальта вообще не существовало бы в принципе. Безопасность зависит не от цвета, а от шофёра и исправности автомобиля, всё остальное уже от лукавого...
Ответить (1)Однозначно,более "потенциально опасные" цвета бы давно запретили производителям. Если бы была доказана опасность не "белых и желтых" цветов кузова.
Очередное лоббирование чьих то интересов и не более того. Ничего общего с безопасностью цвет авто не имеет. Знание ПДД участниками дорожного движения - это безопасность...
Ответить (0)Глупость несусветная, в городе, в котором живут во втором- третьем поколении выходцев из деревень или других городов, в котором туристов, кроме как по работе-нет,не было и не будет, в городе, в котором цена квадратного метра, если перевести в доллары- в сто или двести раз меньше, чем в Нью-Йорке-они передирают Нью-Йоркские правила, ну не глупо ли?
Ответить (1)Это республиканская инициатива, читай текст внимательно
если бы безопасность зависела от цвета машины..., но нет .безопасность от знания ПДД, от уважения к рядом едущим, опыта водителя то то наши белые такси с шишачками в авария не замечены)))), только от них много бед и есть
Ответить (0)«У людей нет лишней сотни тысяч рублей " - поэтому эти люди покупают автомобиль? автомобиль, который начинает терять в цене с момента покупки? без гаража-парковки? ведь у людей нет денег! поэтому они покупают автомобиль! - синячий бред
Ответить (1)Эти люди используют машину как средство заработка. И у них нет сразу на руках 100 тыс рублей чтобы менять цвет автомобиля. Что тебе непонятно, пешеход?
Есть предположение, что сделано всё для выдавливания местных "таксей" и господство яндекса-убера. Цвет такси может и влияет на безопасность в крупных городах с плотным трафиком, но найдите попробуйте водителя, который при виде белого или желтого такси будет будет думать, что там люди и надо быть осторожным. Да всем пофиг.
Ответить (1)это как люди которые сзади наклеивают наклейку "ребенок в машине". Они реально думают что она перевернет ситуацию вокруг их машины и все будут как шелковые рядом екать? Или они хвастаются что у них есть ребенок? :)