Сегодня, 12 апреля, в России отмечается День космонавтики. И хотя за 60 лет галактики ближе не стали, треть россиян и сейчас лелеет мечты о полётах в межзвёздное пространство. Оказалось, приобщиться к манящей теме проще всего детям: специально для них в набережночелнинском «Кванториуме» есть направление «Космоквантум».
КАРАВАНЫ РАКЕТ
Обратный отсчёт участники смены INPROF, организованной «КАМАЗом» и «Кванториумом», вели хором, отступив от места старта в «Крылатом» на 15 безопасных метров. При команде «Пуск» ракета взмыла высоко к облакам, а потом под восхищённые вздохи детворы в голубом небе появилась ярко-красная точка парашюта. Возвращение спускаемого аппарата прошло успешно!
Особенно радовались те, кто разрабатывал модель ракеты, ведь если получилось запустить копию аж на 150 метров, есть шанс стартануть и повыше.
– Масштаб, конечно, имеет значение, – задумчиво улыбается преподаватель «Космоквантума» Гинар Абдуллин, сам с детства увлечённый темой далёких планет. – Но главное – фундаментальные знания, а для покорения космоса необходимы и физика, и химия, и программирование с моделированием. Обычно на двухгодичный курс обучения мы набираем 14-летних подростков, но сейчас могут попытать счастья и пятиклашки – они пока изучают историю покорения космоса.
Само создание ракеты начинается с изучения материалов для постройки кораблей. От них во многом зависит траектория полёта, а значит, необходимо овладение азами баллистики. А затем по этапам: проектирование модели ракеты с помощью специальных программ, изучение документации, аккуратная склейка, и, наконец, готовый продукт крепится к стартовому столу.

ПРОСТО СПУТНИК
В классе «Космоквантума» почётное место занимают конструктор спутника «ОрбиКрафт» и модель земли «Терра». Абдуллин, имеющий в своём активе победу во Всероссийском молодёжном конкурсе исследовательских работ и инженерных проектов «Космос» за лучшую методическую разработку, точно знает – изучение построения спутников надо начинать с постановки задач. Просто так отправлять в космос даже миниатюрный CubeSat, который в два раза больше кубика Рубика, не имеет смысла. Каждое из искусственных небесных тел состоит из мини-компьютера, контроллеров, регулирующих функции стабилизации движения и связи, и, конечно, полезной нагрузки, например, видеокамеры.
Работа над спутником начинается с создания команды, в которую обязательно должны быть включены 3D-моделист, создающий архитектуру комплекса от крепления солнечных батарей до формы спутника, программист и инженер. И если всё пройдёт успешно, и в «Кванториуме» такая операция состоится, можно будет вести дистанционное зондирование Земли, а фото- и видеоматериалы отправлять в центр управления полётом, который размещён в ноутбуке преподавателя.
А пока идёт подготовка, можно воспользоваться материалом, собранным спутником, уже бороздящим просторы Вселенной. На здании ИТ-парка установлена антенна «Вьюнок», позволяющая принимать радиосигналы космических аппаратов. Если заранее вычислить траекторию полёта и час появления спутника в зоне видимости, можно увидеть развитие метеоявлений в горах Урала…
Выпускники «Космоквантума» уже завоевали немало наград на российских конкурсах. Кто-то из них останется верен своей мечте и будет дальше прокладывать курс к внеземным цивилизациям, кто-то откроет для себя геоинформатику, ну а программирование станет подспорьем в любом деле. И если увлечься им по-настоящему, откроется новый космос, но уже на Земле…

Текст: Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН.
городу и компании не нужны космонавты, КАМАЗу нужны слесари механосборочных работ))) Модератору привет!
Ответить (0)