Наталия Чернильцева – одна из тысяч молодых людей, приехавших на строительство «КАМАЗа» в 70-х. Но она не просто часть волны увлечённых идеей поиска места в жизни, романтикой ударных комсомольских строек. Наталия Ивановна стала своеобразным символом этого движения: её письма к отцу, рассказывающие о жизни на «КАМАЗе», были опубликованы в газетах и вдохновили последовать её примеру многих молодых людей.
«Я самостоятельная!»
В 1973 году только что закончившая школу в эстонском городе Пярну 17-летняя девушка написала заявление в райком комсомола с просьбой направить её на всесоюзную стройку.
– На всю страну тогда гремел Волгодонск. Но когда мы с подругой обратились в комитет комсомола, выяснилось, что путёвки туда закончились. Были лишь две на «КАМАЗ». Мы переглянулись: «Едем?» – «Едем!» Я ничего не знала ни о «КАМАЗе», ни о Набережных Челнах. Мне хотелось испытать себя. Я свои планы от домашних скрывала, папа в это время был в море, – рассказала «ВК» Наталия Ивановна.
С камазовскими «Наташиными письмами» в 1974-м знакомилась вся страна
Отец Наталии Чернильцевой – журналист, член Союза писателей России Иван Иванов. Он неоднократно приезжал в Челны проведать дочь. Впечатления от этих поездок легли в основу его газетных очерков о людях, строивших город и завод на Каме. В «Литературной России» опубликовали и «Наташины письма», написанные ею отцу. Пример решительной девушки вдохновлял – после публикации в редакцию поступило много откликов.
– Я с юных лет самостоятельная. Занималась балетом, художественной гимнастикой, фигурным катанием, пела в хоре. Выбор трудовой деятельности в Эстонии был невелик, и решила испытать себя: смогу ли, как другие молодые люди, пройти жизненные испытания, – пояснила собеседница.
Товарищ бригадир Наташа
Путь из Пярну до Набережных Челнов занял у Наташи и её одноклассницы Гали три дня. Девушек направили на работу геодезистками в строительно-монтажное управление, дали комнату в общежитии в пятиэтажке напротив ДК «Энергетик». В 1974 году Наталия окончила курсы плиточников и перешла на работу в СМУ-73 УС «Отделстрой». Работа была очень тяжёлой физически – порой приходилось за раз поднимать по 16 кг. Новая сотрудница проворно укладывала по 15 «квадратов» плитки в день. Её заметили в руководстве и в скором времени дали бригаду – 25 человек. Этот период Наталия описала так:
«У нас сейчас ввели 10-часовой рабочий день – до шести вечера. Это сделано для того, чтобы успеть выпустить первый автомобиль к XXV съезду. Все магазины работают до 10 часов. Создают все условия, чтобы только люди работали. В магазинах московское снабжение. Конечно, это не так легко – работать 10 часов. Забываешь о том, что должно быть и свободное время.
За вторую декаду ноября моя бригада получила первое место по кузнечному заводу. Девчат это так обрадовало, они с ещё большим старанием взялись за работу. Мне даже вручили грамоту и ценный подарок – ночник.
На работе всё в порядке, я уже привыкла к тому, что я – бригадир. Меня уважают в нашем СМУ. Самый молодой бригадир – под моим началом 25 человек. Посторонние не верят, удивляются. Ребята у меня на работе в шутку называют меня «товарищ бригадир Наташа».
Пригодился таки танец
Несмотря на то, что работа отнимала много времени и сил, девушка находила время для творчества. Сначала пела в хоре, потом пришла в ансамбль народных танцев.
– На сцене в ДК «Строитель» шла репетиция нашего хора. Вдруг распахивается дверь, вылетают танцоры: в красных сапогах, сарафанах, кокошниках. Это был ансамбль «Камские зори». Я нашла руководителя Виктора Ивановича Алясова, сказала, что очень хочу танцевать. Поначалу мне с моей балетной пластикой никак не удавались дроби – неотъемлемый элемент русской плясовой. Алясов поставил условие: «Вот выучишь дроби – поставлю тебя в танец». И я учила, куда бы ни шла, дробила по всему общежитию. В итоге в танец меня поставили, и мы выступали на открытии ДК «Энергетик» 7 ноября 1973 года. Пригодился и балет, на новой сцене исполняла «Танец маленьких лебедей», индийский танец «Табу».
Ансамбль «Камские зори»
Благодаря танцам Наташа встретила будущего супруга и нашла любимую работу. Оба события произошли 20 января 1976 года. С Александром Чернильцевым, работавшим фрезеровщиком на РИЗе, девушка познакомилась на репетиции – его поставили к ней в пару. Они готовились к концертно-тематической композиции «Счастливого пути, КАМАЗ», показанной 16 февраля 1976 года участникам митинга в честь выпуска первого автомобиля с конвейера. О вакансии архивариуса на литейном заводе Наталия узнала от одного из участников ансамбля.
42 года спустя
Наталия Ивановна по-прежнему заведует архивом. На полках – идеальный порядок, любовь к которому была привита ещё в детстве в Эстонии. Бережное отношение к документам царит и дома – как истинный архивариус, женщина хранит у себя множество фотографий, документов, писем – свидетельств тех лет, когда она стала частью камазовской истории. В преддверии юбилея «КАМАЗа» она многое передала в музей автогиганта.
Остаётся только удивляться, как ей удаётся всё успевать. Своё убеждение – чем выше занятость, тем полнее жизнь – она старалась внушить и сыновьям Кириллу и Антону с самого раннего возраста. Ребята занимались танцами, музыкой, до сих пор увлекаются футболом, а теперь привычку к активному образу жизни и любовь к творчеству перенимают уже их дети. Наталия Чернильцева и сама не забывает о любимом увлечении – занимается в студии восточного танца «Роксолана».
Текст и фото: Татьяна ИВАНОВА